Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:24, реферат
Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг) .
Введение 3
1. Причины возникновения субкультуры «стиляги» 5
2. Взаимоотношение с обществом 8
3. Толковый словарь живого стиляжьего языка 12
Заключение 15
Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии
(МГУГиК)
Гуманитарный факультет
Кафедра
отечественной истории
и культуры
Реферат по дисциплине: «Культурология»
На
тему: «Субкультура
Стиляги»
Работу выполнил
Нурлаев. Т.Н
Проверил
Москва,
2011
Содержание
Введение 3
Заключение 15
Введение
Стиляги (“умершая” субкультура)
Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг) . Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после нее. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, вынужденные копировать зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодежи. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию: «На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — „трофейное барахло“, вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии…
Каталогом
и гидом для путешествий по
морю кожаных тирольских шорт, румынских,
итальянских и венгерских военных
пальто и детских берлинских костюмчиков
служили американские фильмы… Глядя
на голливудских девушек и суровых
гангстеров в двубортных костюмах и
шляпах, запоминала русская молодёжь
модели одежды».
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг:
«Серенада Солнечной Долины», «Джордж
из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей
мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты
с участием Дины Дурбин.
Причины возникновения субкультуры стиляг
Трофейная немецкая открытка Кадр из культового фильма «Серенада Солнечной Долины». Трофейный немецкий корсет-«грация».Считается, что основной причиной появления субкультуры стиляг явилась психологическая защита определённой части молодёжи от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы, победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти, вышедшие из моды, предметы и стали основой для создания гардероба первых стиляг. Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию: «На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды».
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан»,«Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.
Появление термина «стиляга»
Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако, существует мнение, что он пришел из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».
«Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов). В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил»(№7) появился фельетон Д.Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался вечер в студенческом клубе, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пестрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.
Мода стиляг
Кадр
из фильма Серенада Солнечной Долины»:
свитер «с оленями»Одежда и сам образ
жизни стиляг не был слепо скопирован
с америкнского образца. В первые
годы существования данного
Музыка и танцы
Реконструкция квартиры 1950-х гг.. Модное (вечернее) платье 1950-х гг.
В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка оркестра Гленна Миллера, несмотря на то, что этот музыкальный коллектив уже перестал существовать: Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести в 1944 году). Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Читтанугу» стала своеобразным гимном стиляг: «Pardon me, boy / Is that the Chatanooga Choo-Choo / Track twenty nine, / Boy, you can give me a shine». С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Читтанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. Статья «Гленн Миллер: поезд на Чаттанугу». Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон).
В
целом же, стиляги тяготели к джазовой
музыке: многие из них были знакомы
с джазменами или сами играли на
различных музыкальных
С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. О образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность. Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию: «Контролировалось все: одежда и прически, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утвержденные РОНО, да и манеры были из прошлого века - падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили».
Взаимоотношения с обществом
Реконструкция обстановки 1950-х гг. . Парфюмерные изделия 1940—1950-х гг.
Молодые
люди, ревностно следовавшие моде
и предпочитавшие джазовую музыку,
существовали ещё до войны. Однако стиляги,
появившиеся во второй половине 1940-х
гг., уже подпадали под определение
«безродных космополитов» : в стране
шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством
перед Западом». Стиляги с их повышенным
интересом к западноевропейской
и американской поп-культуре, стали
одной из главных мишеней партийно-
Желание общества «переделать» (а по-существу,
сломать) нонконформистов, выливалось
в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских
и студенческих собраниях, к выговорам
по комсомольской линии. Если же и это
не помогало, то непокорных отчисляли
из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ, а в
СССР это было равносильно лишению человека
права на достойное существование в обществе.
На стиляг устраивали настоящую охоту
дружинники, а в провинциальных городах
расправа со стильно одетыми молодыми
людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной
«борьбы с недостатками»: стиляг ловили,
стригли их под полубокс, а узкие штаны
распарывали и вшивали красные сатиновые
клинья. Подобное отношение вызывало ответную
реакцию — стиляги замыкались внутри
своих компаний и от простого восхищения
западной поп-культурой переходили к неприятию
советской действительности. Музыкант
Алексей Козлов говорил: «У стиляг было
такое отработанное бессмысленное выражение
глаз. Не потому что мы придурки. Просто
если бы мы обнажили свой взгляд, если
бы смотрели, как мы чувствуем, – все бы
увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд
можно было поплатиться. Вот мы и придуривались».
В обществе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное
отношение к стилягам, что их называли
«плесенью».
Мода стиляг
Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…». Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».