Субкультура "Cтиляги"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:24, реферат

Описание работы

Стиляги – советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг) .

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения субкультуры «стиляги» 5
2. Взаимоотношение с обществом 8
3. Толковый словарь живого стиляжьего языка 12
Заключение 15

Работа содержит 1 файл

Стиляги.docx

— 115.86 Кб (Скачать)

Московский  Государственный  Университет Геодезии и Картографии

(МГУГиК)

Гуманитарный  факультет

Кафедра отечественной истории  и культуры 
 

             Реферат по дисциплине: «Культурология»

На  тему: «Субкультура Стиляги» 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил

                     Нурлаев. Т.Н

                                                      Студент ГУФ 1-1 

Проверил

                                    Доктор  филологических наук. Доцент

                                                      Никольский  Е.В. 
 

Москва, 2011  

Содержание

Введение            3

  1. Причины возникновения субкультуры «стиляги»    5
  2. Взаимоотношение с обществом       8
  3. Толковый словарь живого стиляжьего языка             12

Заключение                   15

 

Введение

Стиляги (“умершая” субкультура)

     Стиляги – советская молодёжная субкультура  второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая  в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к  некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто  нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг) . Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась  своеобразным стихийным протестом  против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в  одежде, в музыке и в стиле жизни. Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после нее. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, вынужденные копировать зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодежи. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

     Писатель  Эдуард Лимонов в своей книге  «У нас была великая эпоха» так  описывает сложившуюся после  войны ситуацию: «На барахолках страны приземлились и пошли по рукам  платья, костюмы, пальто для всех полов  и возрастов — „трофейное барахло“, вывезенное солдатами в вещевых  мешках из покорённой Германии…

     Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных  пальто и детских берлинских костюмчиков  служили американские фильмы… Глядя  на голливудских девушек и суровых  гангстеров в двубортных костюмах и  шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды». 
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.
 

 

Причины возникновения субкультуры  стиляг

     Трофейная немецкая открытка Кадр из культового фильма «Серенада Солнечной Долины».  Трофейный немецкий корсет-«грация».Считается, что основной причиной появления субкультуры стиляг явилась психологическая защита определённой части молодёжи от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы, победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти, вышедшие из моды, предметы и стали основой для создания гардероба первых стиляг. Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.  Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию: «На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды». 

     Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада  Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан»,«Девушка моей мечты», «Судьба  солдата в Америке», киноленты  с участием Дины Дурбин. 

     Появление термина «стиляга»

     Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако, существует мнение, что он пришел из языка джазистов, музыкантов. «Стилять»  у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение  «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится  на самого исполнителя — «стиляга». 

     «Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).  В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил»(№7) появился фельетон Д.Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался вечер в студенческом клубе, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пестрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов.  Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его. 

Мода  стиляг

     Кадр  из фильма Серенада Солнечной Долины»: свитер «с оленями»Одежда и сам образ  жизни стиляг не был слепо скопирован с америкнского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый  галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона  Д.Г. Беляева: «В дверях зала показался  юноша. Он имел изумительно нелепый  вид: спина куртки ярко-оранжевая, а  рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета  я не видел даже в годы знаменитого  клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного  лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул  правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...».  Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук – «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик – тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались ботинки на высокой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».  Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.  Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.  В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin up), редкие в то время авторучки.

Музыка  и танцы 

     Реконструкция квартиры 1950-х гг.. Модное (вечернее) платье 1950-х гг.

     В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась  музыка оркестра Гленна Миллера, несмотря на то, что этот музыкальный коллектив уже перестал существовать: Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести в 1944 году). Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Читтанугу» стала своеобразным гимном стиляг:  «Pardon me, boy / Is that the Chatanooga Choo-Choo / Track twenty nine, / Boy, you can give me a shine».  С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Читтанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.  Статья «Гленн Миллер: поезд на Чаттанугу».  Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон). 

     В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы  с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был  актуален буги-вуги. Причём, советские  стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области  и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и  были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. "Тройной Гамбургский" был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

     С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.  О образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность.  Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию: «Контролировалось все: одежда и прически, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утвержденные РОНО, да и манеры были из прошлого века - падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили».

 

Взаимоотношения с обществом 

     Реконструкция обстановки 1950-х гг. . Парфюмерные изделия 1940—1950-х гг.

     Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х  гг., уже подпадали под определение  «безродных космополитов» : в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством  перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали  одной из главных мишеней партийно-комсомольских  функционеров. Фельетоны, карикатуры и  гневные статьи в прессе имели  целью не только высмеять и выявить  низменную сущность стиляг, но и  показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти.  «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».  «Стиляга - в потенции враг / C моралью чужой и куцей / На комсомольскую мушку стиляг; / Пусть переделываются и сдаются!»  
Желание общества «переделать» (а по-существу, сломать) нонконформистов, выливалось в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ, а в СССР это было равносильно лишению человека права на достойное существование в обществе.  На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья.  Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.  Музыкант Алексей Козлов говорил: «У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, – все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и придуривались».  В обществе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное отношение к стилягам, что их называли «плесенью». 

     Мода стиляг

     Одежда  и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского  образца. В первые годы существования  данного феномена облик стиляги  был, скорее, карикатурен: широкие яркие  штаны, мешковатый пиджак, шляпа с  широкими полями, немыслимых расцветок  носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…». Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Информация о работе Субкультура "Cтиляги"