Студенческая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:35, реферат

Описание работы

Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает.

Содержание

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
2.1. Учеба и семья
2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Студенческая семья.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое  условие для полнокровной, внутренне  богатой и эмоционально насыщенной жизни.

     Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

     Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

     Студенческая  семья живет сегодня в очень  трудных материальных условиях. Большинство  молодых людей в начале своей  семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

     Анализ  бюджета студенческих семей, проведенный  латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее  благоприятных условиях, чем семьи  молодых людей, занятых в производстве.

     По  данным социологов сегодня также  примерно 40% семейных студентов имеют  дополнительный приработок. Но если среди  студентов консерватории дополнительно  работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность "подработать" во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

     Молодые супруги нередко пользуются и  помощью родителей. Она носит  разнообразный характер. Это и  материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на "легкость", может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей.

     В период брачной адаптации формируются  общие представления супругов о  браке и семье. Конфликт в молодой  семье происходит именно из-за наличия  у молодых супругов представлений  о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

     Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

     По  данным специалистов в большинстве  студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

     От  чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и  объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации  семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

     Определяющее  влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает  и степень удовлетворенности  жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу  за ребенком.

     На  конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

     На  конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как  правило, жены-студентки считают  взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

     1. Студенческая семья - особый вид  молодой семьи, в которой супругам  не более 28 лет, а стаж семейной  жизни не превышает 5 лет; 

     2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

     3. Студенческая семья также характеризуется  большей зависимостью от родителей,  т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;

     4. Студенческая семья сталкивается  с такими же материально-бытовыми  проблемами, как и любая молодая  семья. Особую позицию здесь  занимает жилищный вопрос, т.к.  не все учебные заведения дают  возможность получить семейные общежития.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Студенческие  семьи создаются и развиваются  по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

     Анализ  работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

     В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место  занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

     У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.

     Большинство вузов не имеют своих садов  и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.

     Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

     Отмечается, что с появлением ребенка супруги  меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени  для частых встреч и общения с друзьями.

     Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых  государством и вузом семьям, имеющим  детей.

     Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология  семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

     2. Антонов А.И. Современная семья:  два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.

     3. Бодро-ва В.В, Репродуктивное поведение  как фактор депопуляции в России // Социол. исслед. 2002. № 6Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. - СПб, Издательство “Сударыня”, 1999.

     4. Голосенко И.А. Социология Питирима  Сорокина (русский период деятельности). - Самара: Социологический центр  “Социо”, 1992.

     5. Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

     6. Ионин Л.Г. Культура и социальная  структура // Социол. исслед. 1996. №  3

     7. Карцева Л.В. Модель семьи в  условиях трансформации российского  общества // Социол. исслед. 2003. № 7.

     8. Климантова Г.И. Государственная  семейная политика современной  России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая  корпорация “Дашков и К”, 2004.

     9. Медков М.В. Семьи "звезд"  шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. №  1. С. 131.

     10. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Автореферат докторской дисс. - СПб, 2003.

     11. Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное  пособие. Томск: Томский межвузовский  центр дистанционного образования, 2004. 171 с. 

     12. Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.

     13. Свадъбина Т.В. Семья и российское  общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

     14. Семейный кодекс Российской Федерации  (краткий комментарий) - М.: Издательство БЕК, 1996.

     15. Сорокин П. Моя философия - интегрализм  // Социол. исслед. 1992.

Информация о работе Студенческая семья