Студенческая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:35, реферат

Описание работы

Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает.

Содержание

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
2.1. Учеба и семья
2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Студенческая семья.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  национальный университет экономики  и торговли

имени Михаила  Туган-Барановского 
 
 
 
 
 

Кафедра философских наук 
 

РЕФЕРАТ 

на тему: «Студенческая семья» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы МО-09-б

Медведкова  Анастасия 
 
 
 
 
 

Проверила:

Давыденко Э.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк,2010 год 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  • 1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ  СЕМЬИ
    • 1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей
  • 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
    • 2.1. Учеба и семья
    • 2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. СПЕЦИФИКА  СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

     1.1. Понятие и общая  характеристика студенческих  семей

     Студенчество  многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает.

     Этот  процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответственно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

     Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

     Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

     Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа -- это составляющие духовности студенческого брака.

     Социолог  Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий  семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими сос-тавляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

     В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социаль-ного статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

     По  своему составу студенческие семьи  делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть  семейных студентов воздерживается от расширения сос-тава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и женатых студентов разнообразно. Более трети выходцы из семей специалистов со средним и высшим образованием, чуть меньше - из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-колхозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и девушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

     Вместё  с тем следует заметить, что социальное происхождение все в меньшей степени играет роль при выборе брачного партнера. Распространение социально неоднородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о про-цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классовый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего родителей девушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кругу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. В частности, исследование 1988 г. показало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различный уровень образования юноши и девушки препятствием для заключения брака.

     Студенческая  среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов -- белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - русские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поля-ки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешанные браки составляют 52 %. Это в основном пары, состоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких культур. Основную массу однонациональных пар представляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по националь-ному признаку. Наше студенчество характеризуется отсутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали ут-вердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22--24 года, у женщин 20--22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

     Нередко студенты полагают, что во время  обучения в вузе гораздо легче  создать семью, особенно женщинам, так  как впоследствии их шансы заметно  уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила ро-дителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с рек-тором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо за-рабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».

     Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, спо-собствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

     Однако  эти аргументы, которые могут  быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуждаются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.  

     2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ  СЕМЬИ 

     2.1. Учеба и семья

     Студенчество  является основным источником воспроизводства  интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит  взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

     Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы  и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

     Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По-требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

     Сторонники  студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ-ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел-лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

     В ходе исследования сделан вывод, что  семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи-лись в заочных школах при вузе, регулярно участво-вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

     Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, ин-терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня-тие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Информация о работе Студенческая семья