Структура социологической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.

Содержание

1. Предмет социологической науки. Структура социологии.
2. Место социологии в системе современного научного знания.
3. Функции социологии, её роль в преобразовании общества.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Социалогия.docx

— 32.85 Кб (Скачать)

 

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального  объекта, его действие, взаимосвязи  т. п. При исследовании социального  объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

 

Прогностическая функция социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов. Прогноз опирается  на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз  опирается на скрытую тенденцию  развития социального явления, а  также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид  научного исследования. Поэтому в  социологической практике чаще всего  используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

 

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и  накопление информации, полученной в  результате исследований. Социологическая  информация - самый оперативный вид  социальной информации. В крупных  социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные  учреждения.

 

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной  деятельности человека, т.е. выработке  его ориентации в обществе, его  отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения  людей. История свидетельствует, что  в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

 

 Суть преобразовательной функции  социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога,  его оценка состояния социального  субъекта служит основанием для  выработки и принятия определенных  решений. Но социология лишь  наука, ее функция - разработка  практических рекомендаций. Что  же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

 

 

При рассмотрении вопроса о роли социологии в преобразовании общества следует подчеркнуть, что социологические  знания активно проникают в широкие  слои общества. Растущее число специалистов применяют свою социологическую  подготовку в различных правительственных  учреждениях. Методы, разработанные  социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример – опросы общественного мнения. Разработанные  и примененные главным образом  социологами и статистиками, они  стали важным методом исследования рынка и опросов общественного  мнения. Помимо уже рассмотренных  областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов  обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике. Кроме того, социологическое исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации6.

 

 Кроме того, следует отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический  климат, способствующей ее совершенствованию  и процветанию. «Для получения  нового знания необходимы свобода  исследования, свобода публиковать  его результаты независимо от  того, как к ним могут отнестись,  а также уверенность в невозможности  преследования по религиозным  и политическим мотивам. В тоталитарных  обществах развитие социологии  и других общественных наук  парализовано в результате периодического  вмешательства и репрессий со  стороны властей7».

 

 По мнению Э.А. Капитонова, социология слишком долго находилась  под влиянием традиций прошлого, что приводило к несоответствию  между реальностью и социологическими  теориями. «Выражалось это в разрыве,  между тем, что может дать  социологическая наука на определенном  этапе, и требованиями реальности. Кроме того, в неспособности понять  и предвидеть новые социальные  изменения8».

 

 Прямое воздействие на развитие  социологии оказывают общественные  проблемы и кризисы. В период  Великой депрессии 30-х годов  социологи сосредоточились на  исследовании безработицы и ее  влияния на семейную жизнь;  в настоящее время социологи  уделяют большое внимание проблемам  секса и неравенства мужчин  и женщин. Эти примеры показывают, в какой мере социология отражает  проблемы общества в целом.  В то же время именно тот  факт, что социологи проводят  исследования каких-то явления  или процессов, подтверждает серьезность  связанных с ними социальных  проблем. Классическое исследование  расовых отношений в США, проведенное  Гуннаром Мирдалом, результаты которого были опубликованы в 1944г., оказало огромное влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке9.

 

 Состояние социологии в России  отражает противоречивость развития  нашего общества, где элементы  прогресса соседствуют с кризисными  явлениями. На фоне ведущихся  исследования, расширения и дифференциации  подготовки социологов, освоения  западного опыта, издания журналов  и монографий, функционирования  институтов, факультетов и кафедр, коммерческих центров, звучат  пессимистические голоса об отсутствии  теоретической социологии. Ощущается  неудовлетворенность ролью социологии  в обществе, невостребованностью и ее манипуляцией10.

 

 Как отмечает Т.И. Заславская, социология, как и другие общественные науки, несет определенную ответственность за то, как именно осуществлялись реформы в России, поскольку она была и остается их активным, хотя и далеко не главным участником11. Российские социологи не часто обсуждают на конференциях проблемы своей социальной роли и ответственности. В отличие от западных коллег, постоянно рефлектирующих по поводу места социологии в обществе, ее взаимодействий с различными институтами, ее участия в осуществлении различных реформ, в России социология социологии не получила заметного развития. По мнению Т.И. Заславской, это ошибка российских социологов. Для того чтобы социология была действительно полезной и нужной, ученые обязаны систематически оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать свое участие в социальной трансформации России12.

 

 Сложившаяся в России ситуация  повышает одновременно значение  и ответственность науки, профессионально  изучающей процесс социальной  трансформации общества, преобразования  его структур и институтов, механизмы  взаимодействия социальных сил,  определяющих общественное развитие. Социологическое сообщество должно  выработать ясное представление  о подлинном (в отличие от  декларируемого политиками) социальном  содержании осуществленных и проектируемых реформ, всесторонне и объективно оценить их общественные итоги и вероятные последствия.

 

 Т.И. Заславская считает, что современная российская социология выполняет три главных функции. «Первая, носящая собственно научный характер, заключается в приращении фундаментальных и конкретных знаний о строении и функционировании общества и его крупных частей. Ее можно назвать научно-познавательной. Вторая функция, которую я назвала бы политической, отражает взаимодействие социологии с властными органами и состоит в содействии эффективному руководству общественным развитием. В основном она сводится к обеспечению "обратных связей" управления путем информирования органов власти о том, как принимаемые ими решения реализуются на местах, к каким результатам это приводит, и как можно повысить эффективность реформ. Третья функция нашей науки связана с формированием гражданского общества. Она заключается в методически надежном, доступном широкой публике и регулярном информировании общества о сущности происходящих процессов, их причинах и результатах. Назовем эту функцию гражданской13».

 

 Однако достигнутый уровень  развития нашей науки еще недостаточен  для полноценного, профессионального  участия в научном обосновании  реформ. Главные причины этого  заключаются, во-первых, в отсутствии  достаточно полного, надежного  и конкретного знания социальных  структур, институтов и механизмов  функционирования современного  российского общества. Во-вторых, в  неразработанности общей теории или генеральной концепции постсоветского общества, которая могла бы составить методологическую основу специальных отраслей социологического знания, наподобие того, как это делал марксизм. Формирование такой концепции — центральная задача не только социологии, но и других общественных наук. Однако ее решение упирается в проблему не только времени, но и рождения новых крупных талантов14.

 

 Наибольшие сложности связаны  с выполнением политической функции  социологии. Обычно наука и власть  ориентируются на разные ценности  и говорят на разных языках. Поэтому они плохо понимают друг друга даже в спокойные времена, не говоря о таких конфликтных и сложных периодах, как переживаемый в настоящее время. Бесспорно, социология как наука об обществе должна содействовать повышению социальной эффективности проводимых реформ. Естественной функцией ученых-обществоведов является научное консультирование тех, кто облечен правом так или иначе экспериментировать над обществом. Однако, профессиональное участие социологов в реформировании общества затрудняется тем, что современный правящий слой не заинтересован в сотрудничестве с наукой и не склонен выслушивать ее мнения.

 

 По мнению Т.И. Заславской, «самый естественный способ взаимодействия социологии с властью — это независимый объективный анализ происходящего и, в случае необходимости, информирование властных органов о фактических результатах их действий и об общественной реакции на принимаемые ими решения. Быть может, к этому надо прибавить высказывание собственного мнения о том, что следовало бы поправить или сделать иначе. Но все же наука, на мой взгляд, не должна прямо работать на правительство, иначе она перестанет быть наукой15».

 

Литература.

 

 Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России. http://www.msses.ru/tiz/papers.html

 

 Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону, 1996. – с. 364

 

 Основы социологии. Курс лекций. Ч. 1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. – М., 1994.

 

 Радугин А.А., Радугин К.А,  Социология: Курс лекций. – М., 1995.

 

 Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

 

 Фролов С.С. Социология. Учебник.  – М.,1994.

 

 Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. – М., 1997.

 

 Яковлев И.П. О "точках  роста" в социологии.// Социс, 1999, – №1.


Информация о работе Структура социологической науки