Структура социологической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.

Содержание

1. Предмет социологической науки. Структура социологии.
2. Место социологии в системе современного научного знания.
3. Функции социологии, её роль в преобразовании общества.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Социалогия.docx

— 32.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура социологической науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

1. Предмет социологической науки. Структура социологии.

2. Место социологии в системе современного научного знания.

3. Функции социологии, её роль в преобразовании общества.

 Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет социологической науки.  Структура социологии.

 

Социология - относительно молодая  наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе.

 Но есть и другие науки,  изучающие общество - философия,  экономика, история, социальная  психология и др. Все они рассматривают  общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок  изучения. Рассмотрим отличия социологии  от всех прочих гуманитарных  и социально-экономических наук.

 Во-первых, социологи рассматривают  общество не просто как сумму  отдельных индивидов, а как  систему - то есть целостную  совокупность связанных между  собой взаимозависимых элементов,  находящихся во взаимодействии  друг с другом. В качестве таких  элементов могут выступать как  отдельные личности, так и социальные  общности и социальные институты.

 Во-вторых, социология изучает  не любые взаимодействия, а лишь  социальные - то есть такие, которые  возникают в результате совместной  деятельности людей, в результате  чего проявляется их влияние друг на друга.

 В-третьих, особенность социологии  заключается в том, что ее  интересуют не конкретные отдельные  и уникальные события человеческой  жизнедеятельности, а устойчивые  и повторяющиеся образцы поведения  людей в обществе. При сходных  обстоятельствах поведение людей  имеет склонность к повторению (например, поведение преподавателя  и студентов в учебной аудитории). Социология изучает общество  в динамике, в развитии, но прежде  всего (в отличие от исторической  науки, например) в центре ее  изучения тенденции функционирования  современного общества.

 

 

Необходимо указать на сложности  в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет  социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам». В.Г. Харчева отмечает, что «в широком смысле социологию можно определить как науку об обществе. В узком смысле собственно предметной областью этой науки является личность в социальных взаимодействиях, социальная жизнь людей, так как общество изучается именно через человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т.д.3» Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

 

 Люди взаимодействуют, объединяясь  в различные общности, социальные  группы. Их деятельность носит  преимущественно организованный  характер. Общество можно представить  как систему взаимодействующих  и взаимосвязанных общностей  и институтов, форм и методов  социального контроля. Личность  проявляет себя через совокупность  социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает  в этих социальных общностях  и институтах. При этом под  статусом понимается положение  человека в обществе, определяющее  доступ к образованию, богатству,  власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

 

 

Социология изучает разные уровни социальной реальности и в силу этого  имеет определенную структуру. В  современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

 

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с  использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом  и ее элементов; в) методологии - системы  принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

 

Второй подход (целевой). Как и  многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном  и прикладном4. Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

 

Третий подход (масштабный) делит  науку на макро- и микросоциологию. На макроуровне социология изучает  крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.) и происходящие в  них исторически длительные процессы. На микроуровне социология исследует  сферы непосредственного социального  взаимодействия, изучает поведение  индивидов в их непосредственном межличностном взаимодействии, анализирует  социальные явления и процессы в  относительно небольших социальных системах (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера  повседневной реальности). Макро- и микроуровни социологии тесно взаимосвязаны, так как повседневное поведение людей осуществляется всегда в рамках определенных социальных систем и институтов.

 

 В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

 

 

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему  знания. Она включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

 

 

2. Место социологии в системе  современного научного знания.

 

 

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с  другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также  методы измерения этой деятельности. Это проявляется, в частности, в  том, что другие общественные науки  “социологизируются”, в результате чего в их недрах формируются новые направления исследований – социальные: социально-экономические, социально-психологические, социально-политические, социально-демографические и др.

 

 Политология, экономика, право  и другие общественные науки  изучают лишь какую-то одну  сферу жизни общества, социология  же «изучает общество в целом  как единую целостную систему,  как особый и единый организм5»  с присущими ему свойствами, отношениями  и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой  сфере жизнедеятельности, будь  то экономической, правовой или  политической. В то же время  любой общественный процесс, изучаемый  специальными науками, входит  как неразрывная часть в обобщенный, целостный социальный процесс. 

 

 Поэтому можно сказать, что  социология – это генерализирующая (обобщающая), по словам П.А. Сорокина, наука по отношению к другим  наукам, изучающим общество и  человека. С другой стороны, в  своих генерализирующих функциях  социология зависит от открытий  в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. 

 

 Наиболее близкими по предмету  исследования к социологии наукам  считают обычно социальную антропологию  и социальную психологию. Однако  социальная антропология занимается  изучением локальных, простых,  доиндустриальных культур и обществ для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социология же изучает современные сложные общества.

 

 Кроме того, социальная психология  исследует психологические причины,  механизмы и закономерности поведения  людей в группах и обществах,  а также психологические характеристики  индивидов, групп и общностей. 

 

 Исторически тесная связь  существует между философией  и социологией. Философское познание  было первой попыткой на абстрактном  уровне не только обеспечить, но и изучить социальную реальность, став тем самым предшественницей  социологии. В силу этого философия  и социология имеют общие аспекты  в изучении социальной реальности, ибо и та, и другая наука  рассматривают общество в целом,  в его системности. При этом  социальная философия выступает  как общетеоретическая и методологическая  основа социологии. Например, при  изучении какой-либо этнической  общности социология базируется  и на философских концепциях, которые позволяют раскрыть универсальные  основания бытия любого этноса. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ различных  проявлений общественной жизни,  поставляет материал для философских  обобщений. Однако философия и  социология различаются между  собой предметом, а также целями  и задачами исследования.

 

 Основное различие социологического  и философского подходов состоит  в том, что социология уделяет  главное внимание осмыслению  полученного эмпирического материала,  а философия – сосредотачивается  на философском осмыслении теоретических  источников.

 

 Немало общего есть между  социологией и историей. Обе науки  изучают общество как целое  во всех его конкретных проявлениях,  основываясь на исследовании  конкретных фактов общественной  жизни. Однако, если историческая наука изучает только то, что уже свершилось, то социология переносит центр тяжести своих исследований на современность. Социология отличается от истории и по предмету исследования: если история изучает все стороны, формы проявления общественной жизни, то социология – только “социальное” в обществе. Кроме того, социология отличается от истории и социологии по своей природе и сущности: социология выявляет повторяющееся, типичное, сущностное в данном ряду социальных явлений, и процессов, история же – конкретно-хронологический ход событий во всей их индивидуальности, неповторимости.

 

 Тесная связь существует  между социологией и политологией. Политология в стремлении раскрыть  закономерности политической жизни  как одной из сфер жизни  общества, не может не учитывать  особенности общества как целостной  социальной системы, на что  направлен социологический анализ. Вместе с тем общество нельзя  понять и тем более реформировать  без учета воздействия на его  развитие политических структур  и политических режимов. Особенно  четко проявляется связь социологии  и политологии в появлении  такой специальной социологической  теории, как социология политики. Политическая социология в то  же время является частью политологического  знания. Однако, социология и политология  – разные науки: социология  исследует социальную жизнь, политология  – политическую реальность, политическую  жизнь. 

 

 Следует отметить, что взаимная  связь существует также между  социологией и экономическими  науками, социологией и правовыми  науками, социологией и этикой, социологией и педагогикой. Поэтому  можно сказать, что в широком смысле все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, взаимообуславливают существование друг друга, хотя выделяют различные аспекты исследования.

 

 

3. Функции социологии, её роль  в преобразовании общества.

 

 

Значение социологической науки  определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет  в обществе.

 

 Социология как самостоятельная  от знаний реализует все присущие  общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции,  гуманитарных наук принято делить  на две группы: гносеологические, то есть познавательные, и собственно  социальные.

 

 Гносеологические функции социологии  проявляются в наиболее полном  и конкретном познании тех  или иных сторон социальной  жизни. Социальные функции раскрывают  пути и способы их оптимизации.  Существуют и действуют функции  только во взаимосвязи и взаимодействии.

 

 Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Теоретико-познавательная функции подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Информация о работе Структура социологической науки