Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:40, контрольная работа
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве - это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.
1. Введение.
2. Понятие правосознания и его функции.
3. Структура правосознания.
4. Заключение.
5. Список литературы.
План.
1. Введение.
2. Понятие правосознания и его функции.
3. Структура правосознания.
4. Заключение.
5.
Список литературы.
1. Введение.
Правосознание
есть осознание права, совокупность
представлений и чувств, выражающих
отношение людей как к
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве - это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.
Специфический признак правосознания - соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.
Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формирования их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.
Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.
Буржуазные общества XIX-XX веков, базирующиеся на фундаментальных правовых документах - декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением. Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности.
Только апологеты «отмирания права» в концепции коммунистической утопии обрушиваются на юридическое мировоззрение, пытаются заменить его классовым, революционным сознанием. По существу эти попытки представляют собой не что иное, как воздвижение барьера на пути эволюции коллективного разума. Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, надежды на формирование новой у других. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменении.
В этих условиях регулирующая роль правосознания может закрепляться даже законодательно. Так, в условиях Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: «местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».
Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого бытия.
Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство. На всю организацию общественной жизни. Например, он считал. Что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал. Что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.
Более
глубоким и плодотворным в уяснении
механизма правового
Влияние правосознания на организацию общественной жизни очень велико, ощутимо. Этим объясняется включением его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие, действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
В юридической литературе начал употребляться термин “легитимность права”, под которым понимается признание действующей системы права большинством населения страны. Это признание осуществляется через правосознание на его как рациональном, так и эмоциональном уровнях.
Входит в употребление термин “лояльность правосознания”. Под лояльностью правосознания понимается его качественная характеристика, свойство его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения участников правовой жизни общества, активное использование и защиту ими своих субъективных прав, осознанное исполнение обязанностей, участие в социальном контроле правовой деятельности.
Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передается новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения. А также в определении тех отношений общественной жизни. Которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Будучи
одной из форм общественного сознания, правосознание
представляет собой совокупность взглядов,
идей, представлений, чувств, людей, их
объединений, всего общества в целом относительно
права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное
отношение людей к прошлому и действующему
законодательству, идеи о его дальнейшем
совершенствовании, о законности, правосудии.
Сюда также входит осознание объективной
необходимости права в современном обществе,
его социального назначения, связи с такими
демократическими идеалами, как справедливость,
свобода, естественные и неотъемлемые
права личности. Наконец, это и отношение
к актам поведения людей, их оценочная
характеристика с точки зрения правомерности
или неправомерности, совокупность психологических
установок и ценностных ориентаций на
неукоснительное соблюдение норм права.
Определяясь уровнем развития общества,
и в первую очередь экономических отношений,
правосознание носит исторический характер.
Каждая эпоха развития человечества характеризуется
различными, порой противоречивыми, правовыми
взглядами (оправдание рабовладения, сословного
деления населения, идеи народовластия
и свободы личности и т.д.).
Правосознание тесно связано с другими
формами общественного сознания - с моральными
воззрениями, политическими взглядами,
философскими концепциями, идеологическими
теориями, отражает национальные, религиозные,
бытовые и иные особенности. В правовой
идеологии возможны различные взгляды
и идеи, их борьба между собой (отношение
к смертной казни, праву собственности
на землю, к соотношению полномочий парламента
и президента и др.).
Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.
3. Структура правосознания
В
структурном отношении
1. Правовая идеология - это система взглядов
и представлений, которые в теоретической
форме отражают правовые явления общественной
жизни. Теоретическое отражение правовых
идей и взглядов содержится в научных
исследованиях по вопросам государства
и права, их сущности и роли в общественной
жизни. Поскольку в них содержатся объективные
выводы и обобщения, это позволяет государству
и его органам эффективно использовать
их в правотворческой и правоприменительной
деятельности.
2. Правовая психология - это совокупность
чувств, привычек, настроений, традиций,
в которых выражается отношение различных
социальных групп, профессиональных коллективов,
отдельных индивидов к праву, законности,
системе правовых учреждений, функционирующих
в обществе. Правовая психология характеризует
те переживания, чувства, мысли людей,
которые возникают в связи с изданием
норм права, состоянием действующего законодательства
и практическим осуществлением его требований.
Радость или огорчение после принятия
нового закона, чувство удовлетворения
или неудовлетворения при реализации
конкретных норм, нетерпимое или равнодушное
отношение к нарушениям правовых предписаний
- все это относится к области правовой
психологии.
На содержание правовой психологии, уровень
ее зрелости значительное влияние оказывает
внедрение в сознание людей научных представлений
о правовых явлениях общественной жизни.
Общественное и индивидуальное правосознание.
Общественное правосознание обобщает
правовые взгляды, идеи, традиции, которые
вырабатываются отдельными людьми (индивидами).
Научное правосознание и правовая психология
не существуют вне сознания отдельных
личностей. Они включают все то типичное,
наиболее существенное, что содержится
в правовом сознании индивидов.
Индивидуальное правосознание - это чувства
и представления о праве конкретной личности.
Общественное правосознание развивается
через правосознание отдельных индивидов.
Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание
индивида, так как отражает правовую жизнь
общества в целом. Индивидуальное правосознание
не может охватить всего многообразия
правовых явлений различных периодов
жизни общества - оно отражает лишь отдельные,
существенные черты. Правосознание конкретного
человека складывается под влиянием тех
условий, в которых он живет и работает.
А так как условия жизни индивидов различны,
то это сказывается и на их правосознании.
Вот почему правосознание одного человека
может быть глубоким, содержать научную
оценку правовых явлений, а другого - ограниченным,
отстающим от общего уровня общественного
правосознания. Очень важно учитывать
различия в уровне правосознания отдельных
людей при организации работы по правовому
воспитанию.