Структура и смена форм общения в современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:10, реферат

Описание работы

Современное общество пронизано коммуникативными сетями, в которых происходит процесс осознания каждым членом общества реально действующих структур и институтов. В связи с этим, такой раздел социальных наук как «коммуникология» и исследования в области социальных коммуникаций становятся все более актуальными.
Коммуникология включает исследование: видов коммуникации; функций коммуникативных систем и моделей коммуникации; основ процесса межкультурной коммуникации; методов исследования процесса межкультурной коммуникации в различных социальных сферах (в сфере менеджмента, бизнеса, образования).

Содержание

Введение 3
Проблемы современной коммуникологии
и социальных коммуникаций. 5
Коммуникология сегодня: перспективы науки. 8
Терминология коммуникологии и социальной коммуникации. 13
Заключение 15
Список литературы. 18

Работа содержит 1 файл

реферат коммункология.docx

— 45.58 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение                                                                                                     3

Проблемы современной  коммуникологии

 и социальных коммуникаций.                                                                 5

Коммуникология сегодня: перспективы науки.                                     8

Терминология коммуникологии и социальной коммуникации.        13

Заключение                                                                                                15

Список литературы.                                                                                  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Современное общество пронизано  коммуникативными сетями, в которых  происходит процесс осознания каждым членом общества реально действующих структур и институтов. В связи с этим, такой раздел социальных наук как «коммуникология» и исследования в области социальных коммуникаций становятся все более актуальными.

Коммуникология включает исследование: видов коммуникации; функций коммуникативных систем и моделей коммуникации; основ процесса межкультурной коммуникации; методов исследования процесса межкультурной коммуникации в различных социальных сферах (в сфере менеджмента, бизнеса, образования). Коммуникология не может обойти стороной проблематику этнической, национальной, территориальной, социальной принадлежности коммуникантов и их личностных характеристик; лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации.

Очень важный момент, который  хотелось бы отметить: «коммуникология» - наука формирующаяся. Одной из главных задач, которую предстоит решить для того, чтобы коммуникология окончательно институциировалась, требуется определить метод этой формирующейся науки. В России исследований на тему данной наукипроводится в настоящий момент мало, большая часть исследований представлена зарубежными автороами, такими как Венделл Джонсон (Wendell Johnson, 1958), Франклин Х. Науэр (Franklin H. Knower, 1962); Vilёm Flusser (Vilёm Flusser, 1973), Джозеф А. Девито (Joseph A. DeVito, 1978), Махди Мохсениэн-Рэд (Mehdi Mohsenian-Rad, 1989), и Ричард Л. Лэнигэн (Richard L. Lanigan, 2008). Кроме того темы исследований, которые в настоящее время могут исследоваться коммуникологией ранее изучались социологией, онтологией, лингвистикой, герменевтикой, эпистемологией и антропологией, а в настоящее время на стыке этих наук формируется новая , та что исследует коммуникации. Так что, несомненно, перспективы развития и поиск современных направлений развития коммуникологии и предмета социальных коммуникаций велики.

По мнению Ричарда Л. Лэнигэна: «Тот факт, что науке требуется не только логический метод изучения внутренних формальных связей внутри некоторой относительно замкнутой системы знания, но в широком смысле метод исследования, движения знания к новым результатам, был осознан очень давно...» Коммуникология, как и любая другая наука не может ограничивать свои исследования лишь логическим методом. Конечно же, формируемая наука в то же время будет применять аналитический подход к явлениям действительности, проводить, по словам того же Ричарда Л. Лэнигэна, «расчленение их на составные части, детальное изучение элементов сложного целого, будь то сама вещь, явление или знание о них, - составляло характерную особенность становящейся науки».

Цель данного реферата определить основные понятия, с которыми «работает» коммуникология, и обозначить перспективы развития науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы современной  коммуникологии и социальных коммуникаций.

 

Коммуникации - сегодня важнейший  инструмент изменений и управления в самых разных сферах человеческой жизни, деятельности и мышления. Поэтому  современные массовые коммуникации являются предметом не только пристального внимания реальных управленцев различного уровня и профессионализации (социальных менеджеров, профессионалов в сфере  связей с общественностью, политтехнологов, рекламистов, дизайнеров, корпоративных  управляющих и т.д.), но и материалом для постановки наиболее интересных проблем философской мысли на протяжении прошедшего XX века и наступившего XXI.

В принципе, философия за последние сто лет, так или  иначе, была связана с проблемой  коммуникации. Это связано с тем, что практика коммуникации является, во-первых, сложноорганизованной практикой, а во-вторых, практикой, принципы и  организация которой привели  к революционным общественным изменениям.

В связи с такой тесной связью развития философии последнего столетия с развитием коммуникативных  практик, следует к различным философским концепциям разных авторов относиться не только как к точкам зрения, но, и как к проектам для развития практики коммуникации, а так же основе по выработке методологии коммункологии (философский и антропологический анализ и анализ практики действий современных средств массовой коммуникации).

 

Основные  понятия в социальной коммуникации: смысл, знание, понимание.

Смысл — это нечто подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.

Ярким примером бессмысленных  для одних и осмысленных для  других вещей выступают суеверия, в особенности приметы: одни считают, что приметы помогают предсказывать  будущее и потому видят в них  большой смысл; другие же в них  не верят и не видят никакого смысла. То же самое можно сказать о  незнакомом языке: отдельные фразы  на нём кажутся бессмысленными, в  то время как естественные носители языка автоматически различают  осмысленный или бессмысленный  характер произнесенных слов и предложений.

Язык в этом плане уникален, так как он является осмысленным носителем мыслей, образов, информационных посылов. Для народа, использующего определенный язык, каждое слово имеет свой смысл, свое назначение. Осуществляется передача какой-либо информации, достигается понимание людьми друг друга. Они могут обмениваться полезными знаниями о разных явлениях, предметах и событиях. Если бы языка не было, то смысл многих событий, которые были засвидетельствованы лишь отдельными людьми, оставался бы скрыт от других людей.

Смыслы, которыми владеет  коммуникант, могут «опредметиться» двояко: во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок); во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жилища), где также воплощены знания и умения человека. Реципиент может использовать для постижения смыслов оба вида сообщений и в обоих случаях есть свои проблемы. Казалось бы, предпочтительнее иметь дело с устным или письменным посланием на знакомом естественном языке, специально предназначенном для восприятия его данным реципиентом. Ведь смыслы, воплощенные в изделиях, нужно уметь извлечь, раскодировать и осмыслить, что, по-видимому, сложнее чтения текста на родном языке. Однако и в последнем случае адекватное понимание проблематично. Познакомимся теперь с проблемой понимания.

 

Проблема  понимания: знание и трансляция знания.

Любая коммуникация возможна при участии в ней не менее двух сторон: коммуниканта (субъекта знания) и реципиента. Значимой коммуникация является, если наблюдается понимание между сторонами. Основная цель коммуникации – передача знания.

Реципиент является конечной инстанцией, определяющей эффективность смысловой коммуникации.

Передача смыслов происходит во время коммуникации и единственный способ овладеть смыслами – их понимание. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание – предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой (по крайней мере, до выделения коммуникологии, как науки).

Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с  точки зрения этического долженствования  и прагматической пользы.

Предлагаются разные критерии распознавания уровня понимания. Американские прагматики считают критерием поведение  человека: если один человек попросил другого выключить свет, то неважны  познавательно-коммуникационные операции в головах собеседников, важно, будет  ли выключен свет. Если да, то имеет  место коммуникационное познание.

Другие ученые полагают, что сообщение понято правильно, если реципиент может стать автором  разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания, т.е. обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения, полезность сообщения и т.д.

Третьи отвергают столь  упрощенные критерии, считая, что они  не годятся для оценки адекватного  понимания художественного, религиозного, научного произведения.

Коммуникационное понимание  может иметь три формы:

1) реципиент получает  новое для него знание; коммуникационное  понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание;

2) реципиент, получивший  сообщение, не постигает его  глубинный смысл, ограничиваясь  коммуникационным восприятием (к  примеру, текст басни понят,  а мораль ее уразуметь не удалось);

3) реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные  слова или фразы, не понимая  даже поверхностного смысла сообщения;  тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков.

Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с  точки зрения этического долженствования  и прагматической пользы.

Знание — форма существования  и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные  проблемы, возникающие в её процессе. Знание передается только по средством коммуникации, которая и возникла только для того чтобы знание могло было быть передано.

В современном обществе коммуникация служит не только для передачи знания, но и для управления, побуждения, реализации власти. Поэтому современные  способы коммуникации существенно  отличаются от существовавших, в конце 19-начале 20 века, когда было положено начало изучению социальных связей и форм общения. Таким образом, и цели коммуникации стали разнообразнее, чем просто передача знания.

Отсюда мы можем сделать  вывод: с увеличением числа задач, коммуникация (её закономерности и способы связи между субъектам) становится предметом, требующим более подробного изучения. Следовательно, и коммуникология является перспективной наукой.

Рассмотрим же черты современного общества, которые и определят  новые направления коммуникологии и социальных коммуникаций.

 

Коммуникология сегодня: перспективы науки.

 

Теория о  «сетевом обществе».

Главный идеолог и разработчик  представлений о сетевом сообществе - Мануэль Кастельс. Самый известный его труд Информационный век: экономика, общество и культура («The Information Age», 1996-1998). В России он известен по нескольким статьям, а также вышедшей в 2004 году книге «Галактика Интернет». Значительное развитие в представлении о сетевом сообществе внесла книга А.Барда и Я. Зондерквиста «Нетократия», которая в основной понятийной части базируется на представлениях о сетевом обществе М. Кастельса, но является более развёрнутой, а также более эпатажной и рассчитанной на публичную коммуникацию. Сегодня вслед за Кастельсом конструкцию «сеть» и «сетевое общество» активно используют исследователи и практики.

Основа теории: продуцирование смысла – основная функция общества. Смыслообразование становится основой для понимания многих интеллектуальных феноменов и институтов, например, таких как наука.

Смысл постоянно  продуцируется и репродуцируется  через символическое взаимодействие между акторами, определяемыми социальной структурой и в то же самое время действующими в направлении ее изменения или воспроизводства. Под смыслом я понимаю символическую идентификацию актором цели его/ее/их действий. В матрице отношений нет системного доминирующего фактора. Все пласты взаимосвязей в обществе и отношения взаимопроникают друг в друга и могут быть разделены только аналитически. Так, например, смысл не продуцируется в сфере культуры - культура является областью, которая продуцируется консолидацией смысла.

Смысл есть результат  символического взаимодействия сознаний: в наше время «символическим» и в прямом смысле – цифровое телевидение, интернет, многочисленные «мемы», симулякры (мода, кино, блоги) и.т.

Смысл продуцируется, репродуцируется и пронизывает  все пласты социальной структуры: производство, потребление, опыт, власть. То, что создает  смысл, определяется осуществляемой людьми бесконечной реконструкцией целей  и ресурсов социального действия, всегда ограниченными, но никогда не предписанными. Фактически так и  создается конкретное общество, в настоящее время – «сетевое общество» - общество виртуальных связей, виртуальной публики, интерактивных коммуникаций посредствам передачи смыслов через электронные устройства, распространения на условных публичных площадках – виртуальных соцальных группах и т.д.

Информация о работе Структура и смена форм общения в современности