Структура и функции общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие общественного мнения.
2. Выделить структуру и функции общественного мнения.
3. Охарактеризовать типы управления общественным мнением.
Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

Содержание

Содержание.
Введение. 3
Раздел 1. Содержание общественного мнения и его структура. 4
Раздел 2. Управление общественным мнением в связях
с общественностью. 10
Заключение. 14
Список литературы. 16

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 68.50 Кб (Скачать)
 

                    
 

Связи с  общественностью

на тему Структура и функции общественного  мнения 
 
 
 

Выполнила: 

Проверил:

Рябцев  С. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011 

Содержание.

Введение.                                                                                                3                 

Раздел 1. Содержание общественного мнения и его структура.                   4    

Раздел 2. Управление общественным мнением в связях 

с общественностью.                                                                               10    

Заключение.                                                                                            14

Список литературы.                                                                               16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Основным предметом  РR-воздействия на общественность является общественное мнение. Именно общественное мнение является побудительной силой  к действию групп людей или  ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач паблик рилейшнз.

Целью работы является рассмотрение структуры и функций  общественного мнения.

Задачи исследования:

1. Определить  понятие общественного мнения.

2. Выделить структуру  и функции общественного мнения.

3. Охарактеризовать  типы управления общественным  мнением.

Реферат состоит  из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Содержание и структура общественного мнения.

Общественное  мнение является одной из центральных  категорий в социологии и психологии, позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

Под общественным мнением в социологии понимают специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).        

 В социальной  психологии под понятием «общественное  мнение» понимают  коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.        

 В теории  связей с общественностью под  общественным мнением понимают  коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта PR.

Исходя из этого  можно выделить особенности общественного  мнения с точки зрения теории PR.

Особенности общественного  мнения:

1.     Его носителем являются группы общественности.

2.     Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

Таким образом, основным сущностным признаком общественного  мнения в различных теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.

Управление общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких  знаний составляют социологические и социально- психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают требованиям (критериям).

Субъектами общественного мнения в PR являются социальные группы. 

А объектом общественного  мнения являются события, процессы, явления  и факты, которые непосредственно  связаны с деятельностью субъектов PR.

Рассмотрим критерии включенности различных явлений  в объекты общественного мнения.

Первый критерий связан с интересами субъекта. В  соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать  лишь те явления, которые затрагивают  интересы личности или социальной группы.

Второй критерий связан с многозначностью явлений. В соответствии с этим критерием в объект общественного мнения  могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное толкование.

Третий критерий связан с компетентностью субъекта. В соответствии с этим критерием  объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения.

Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его функции.

Функции общественного  мнения:

1.     Аксиологическая, то есть оценочная;

2.     Регулятивно-воспитательная;

3.     Нормативная;

4.     Аналитическая;

5.     Консультативная;

6.     Экспрессивная;

7.     Директивная и другие.

С содержанием  общественного мнения непосредственно  связана его форма. Основной формой общественного мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

Вербальное и  невербальное выражение общественного  мнения объясняется его структурой. В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:

·        Рациональный;

·        Эмоциональный;

·        Волевой.

Охарактеризуем  каждый из компонентов.

Основу рационального  компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность  и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

Основу эмоционального компонента общественного мнения составляют эмоциональное восприятие объекта  и эмоциональные переживания, которые  проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

Основу волевого компонента общественного мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного  мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору  цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная состовляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.

Общественное  мнение как социальный процесс имеет  свою динамику, которая характеризуется  стадиями, этапами и механизмами  формирования.

Жизненый цикл общественного мнения проходит в три стадии – возникновения и формирования, функционирования, убывания.

Каждая стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая  разделяется на несколько этапов.

Стадия возникновения  и формирования общественного мнения включает следующие этапы:

·        Зарождение индивидуальных мнений;

·        Обмен мнениями;

·        Кристаллизация общей точки зрения;

·        Объективизация сложившегося мнения.

На этапе зарождения проявляется широкий интерес  множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.

На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.

На этапе кристаллизации общей точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых  мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

Основными механизмами  общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.

Стадия функционирования общественного мнения включает этап объективизации и этап активности.

На этапе объективизации происходит переход сформировавшегося  общественного мнения от отражательного состояния к преобразующему. На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

На этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного мнения, их участие в массовых акциях в  поддержку или в  осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.

Стадия убывания общественного мнения включает этап спада и этап отмирания.

На этапе спада  происходит снижение интереса к объекту  общественного мнения у большинства  людей.

На этапе отмирания  мнение теряет свое качество общественного  явления. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.

В процессе управления общественным мнением специалисту  по PR важно учитывать не только его  динамику, но и некоторые характеристики, отражающие его качественную определенность.

Направленность  общественного мнения отражает общую  качественную оценку проблемы, отношение  к ней в виде суждений следующего типа: «положительно-отрицательно-безразлично», «за – против - не определился», «за  – против - при условии».

Интенсивность общественного мнения является показателем  его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности  общественного мнения могут служить  следующие суждения: «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен – абсолютно не согласен».

Стабильность  общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого неизменно  проявляется одна и та же направленность интенсивность чувств.

Информационная  насыщенность общественного мнения указывает на  объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди.

Информация о работе Структура и функции общественного мнения