Стресс как причина и следствие конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА………………….4
2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ….7
2.1 Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса……...7
2.2 Преодоление стрессов в деятельности руководителей………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......18

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 39.43 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА………………….4

2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ….7

   2.1 Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса……...7

   2.2 Преодоление стрессов  в деятельности руководителей………………….10

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные  стрессовые переживания - важный компонент  личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ  на разнообразные экстремальные  воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень  велико, по своему содержанию они специфичны.

Проблеме стрессогенных  факторов и их влиянию на работоспособность  человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности посвящено  много работ в отечественной  науке, тем не менее проблема профессионального  стресса на сегодняшней день не снижает  своей актуальности в силу высокой  экономической динамики, развития производственной сферы, а также повышения требований к субъекту данной деятельности и  т.д.

«Не следует бояться стресса. Его  не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.» -Ганс Селье.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА

 

Практически неизбежное последствие  любого конфликта - стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность  сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно  и видны, что называется, невооруженным  глазом.

Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую  концепцию стресса как приспособительной  реакции организма на воздействие  экстремальных факторов (стрессогенов).

По классическому определению  Г. Селье, стресс - это неспецифический  ответ организма на любое предъявленное  ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим  требованиям.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся  в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления,  позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если  слишком затянувшаяся и чересчур  интенсивная борьба приводит  к снижению адаптационных возможностей  организма и его способности  сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций  стресса Г. Селье предложил различать  собственно стресс, как необходимый  организму механизм преодоления  неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно, вредное для здоровья.  Таким образом, стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций; дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее - стараться не допустить  перехода стресса в дистресс. Сам  же по себе стресс - это вполне нормальная реакция. Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Лидируют среди них, конечно же, конфликты. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Стрессогенные факторы подразделяются на организационные и организационно-личностные.

Организационные факторы:

а) перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

б)конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

в)неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

г) неинтересная работа;

д) плохие физические условия (шум, холод и пр.);

е)неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

ж) плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Организационно-личностные - выражают субъективно-тревожное отношение  человека к своей профессиональной деятельности:

а) страх не справиться с работой;

б) страх допустить ошибку;

в) страх быть обойденным другими;

г) страх потерять работу;

д) страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-пси-хологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д. К этому "букету" стрессоров организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, "кризис среднего возраста и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

В структуре стрессовой реакции  обычно выделяют три основных элемента:

1) оценку стрессогенного события;

2) физиологические и биохимические сдвиги в организме;

3) изменение поведения человека.

Оценка стрессогенного события  всегда субъективна. На нее влияют и  глубина наших знаний "природы  вещей", и личный опыт (положительный  или отрицательный), и общие социокультурные  установки, и даже наше эмоциональное  состояние в момент события. Ложные страхи, ошибочное истолкование каких-либо явлений как угрожающих нашему благополучию вызывают совершенно реальные физиологические  и биохимические изменения в  организме. Еще более тесная связь  с социальными факторами просматривается  в третьем элементе стрессовой реакции - поведении. Даже подстегиваемый физиологическими сдвигами, человек не может игнорировать общепринятые социальные нормы, установки, запреты. Принципиальную роль играют здесь и личные убеждения индивида, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.

Таким образом, стрессовая реакция - это по большей части социальный феномен. И, значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология.

 

2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

2.1 Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса

 

В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope - совладать). Сущность этого понятия заключается в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Понятие «coping behavior» используется для характеристики способов поведения человека в различных ситуациях. Лазарус и Кохен выделили пять основных задач копинга:

1. минимизация негативных воздействий  обстоятельств и повышение возможностей  восстановления;

2. терпение, приспособление или  регулирование, преобразование жизненных  ситуаций;

3. поддержание позитивного, положительного  «образа Я», уверенности в своих  силах;

4. поддержание эмоционального равновесия;

5. поддержание, сохранение достаточно  тесных взаимосвязей с другими  людьми.

Успешность преодоления зависит  от реализации перечисленных задач. Преодолевающее поведение оценивается  как успешное, если оно: устраняет  физиологические и уменьшает  психологические проявления напряжения; дает личности возможность восстановить дострессовую активность; оберегает  индивида от психического истощения (дистресса). Исследователи также отмечают, что  важную роль в преодолении стресса  играет социокультурная среда, которая  предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс тем или иным образом.

Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для  преодоления стресса в зависимости  от характера ситуации, социального  статуса человека, его национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса .

В отечественной и зарубежной психологии представлен широкий диапазон классификаций  стратегий преодоления стресса. Большинство классификаций построено  вокруг двух предложенных Лазарусом  и Фолкманом модусов психологического совладания, направленного на:

1. решение проблемы (проблемно-ориентированный копинг);

2. изменение собственного состояния  и установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированный копинг)

Проблемно-ориентированный копинг считается более эффективной  стратегией, а эмоционально сфокусированный  копинг эффективен только в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию.

Помимо дихотомической типологии  стратегий преодоления существуют и более развернутые варианты их классификации. Так, отечественные  психологи И.Г. Сизова и С.И. Филипченкова, на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально - ситуативные стратегии преодоления:

1. конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «антиципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»);

2. конструктивные приспособительные стратегии («позитивное истолкование ситуации», «придание нетривиального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»);

3. неконструктивные приспособительные стратегии («фиксированная на эмоциях стратегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»).

Классификация видов стратегий  преодоления стресса, разработанная В.А. Бодровым, основана на систематизации по признакам наиболее типичных стратегий преодоления стресса: а) превентивной, оперативной, комплексной направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).

Продуктивным является подход к  изучению механизмов регуляции стресса  как адаптационного процесса с позиций  и в направлении оценки структурных  компонентов адаптации, представленных в работе С.А. Шапкина и Л.Г. Дикой. Авторы выделяют:

· активационный компонент, связанный с органическими и функциональными затратами, направленных на достижение значимых для субъекта целей и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей (механизмы активации, преобразования и распределения активационно-энергических ресурсов субъекта, зависящих от индивидуальных свойств нервных процессов);

· когнитивный компонент, основу которого составляют перестройки в когнитивных системах деятельности, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, необходимой для адаптации;

· эмоциональный компонент, отражающий динамику эмоциональных переживаний - субъективных индикаторов эффективности процесса адаптации;

· мотивационно-волевой компонент, который обеспечивает координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей.

Данный подход в изучении механизмов регуляции стресса позволяет  анализировать этот процесс с  позиций его системной детерминации.

Значительное усиление интенсивности  воздействующего стресс-фактора  происходит именно за счет субъективной переоценки его повреждающих свойств  и недооценки собственных возможностей. Было показано, что выраженность сдвигов  ряда физиологических функций в  условиях стресса находится в  прямой зависимости от познавательной социально-психологической компетентности субъекта.

 

2.2 Преодоление стрессов  в деятельности руководителей

 

Проблема профессионального  стресса уже на протяжении нескольких десятков лет является объектом пристального внимания ученых. С одной стороны, профессиональный стресс оказывает влияние на эффективность выполняемой деятельности, но, с другой стороны, представляет особую для нас важность, влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом.

Информация о работе Стресс как причина и следствие конфликта