Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:11, контрольная работа
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА………………….4
2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ….7
2.1 Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса……...7
2.2 Преодоление стрессов в деятельности руководителей………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА………………….4
2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ….7
2.1 Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса……...7
2.2 Преодоление стрессов
в деятельности руководителей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......18
ВВЕДЕНИЕ
Понятие стресса прочно вошло не
только в научную терминологию, но
и в повседневную жизнь. Стресс -
неотъемлемая часть жизни человека:
представления о нем и
Проблеме стрессогенных факторов и их влиянию на работоспособность человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности посвящено много работ в отечественной науке, тем не менее проблема профессионального стресса на сегодняшней день не снижает своей актуальности в силу высокой экономической динамики, развития производственной сферы, а также повышения требований к субъекту данной деятельности и т.д.
«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.» -Ганс Селье.
1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА
Практически неизбежное последствие любого конфликта - стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, невооруженным глазом.
Слово "стресс" в переводе
с английского означает "напряжение".
В научный оборот этот термин введен
в 1936 г. выдающимся канадским физиологом
Гансом Селье, разработавшим общую
концепцию стресса как
По классическому определению
Г. Селье, стресс - это неспецифический
ответ организма на любое предъявленное
ему требование, и этот ответ представляет
собой напряжение организма, направленное
на преодоление возникающих
В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:
1) реакцию тревоги,
2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3) фазу истощения, если
слишком затянувшаяся и
Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно, вредное для здоровья. Таким образом, стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций; дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Состояние дистресса фактически
соответствует третьей из выделенных
Г. Селье фаз стрессового
Стрессогенные факторы подразделяются на организационные и организационно-личностные.
Организационные факторы:
а) перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
б)конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
в)неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
г) неинтересная работа;
д) плохие физические условия (шум, холод и пр.);
е)неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
ж) плохие каналы обмена информацией в организации и др.
Организационно-личностные
- выражают субъективно-тревожное
а) страх не справиться с работой;
б) страх допустить ошибку;
в) страх быть обойденным другими;
г) страх потерять работу;
д) страх потерять собственное Я.
Стрессогенами также являются
неблагоприятный морально-пси-
В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента:
1) оценку стрессогенного события;
2) физиологические и
3) изменение поведения человека.
Оценка стрессогенного события
всегда субъективна. На нее влияют и
глубина наших знаний "природы
вещей", и личный опыт (положительный
или отрицательный), и общие социокультурные
установки, и даже наше эмоциональное
состояние в момент события. Ложные
страхи, ошибочное истолкование каких-либо
явлений как угрожающих нашему благополучию
вызывают совершенно реальные физиологические
и биохимические изменения в
организме. Еще более тесная связь
с социальными факторами
Таким образом, стрессовая реакция - это по большей части социальный феномен. И, значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология.
2 ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса
В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope - совладать). Сущность этого понятия заключается в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Понятие «coping behavior» используется для характеристики способов поведения человека в различных ситуациях. Лазарус и Кохен выделили пять основных задач копинга:
1. минимизация негативных
2. терпение, приспособление или
регулирование, преобразование
3. поддержание позитивного,
4. поддержание эмоционального
5. поддержание, сохранение
Успешность преодоления
Особенности этой среды определяют
выбор способов поведения для
преодоления стресса в
В отечественной и зарубежной психологии
представлен широкий диапазон классификаций
стратегий преодоления стресса.
Большинство классификаций
1. решение проблемы (проблемно-ориентированный копинг);
2. изменение собственного
Проблемно-ориентированный
Помимо дихотомической типологии
стратегий преодоления
1. конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «антиципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»);
2. конструктивные приспособительные стратегии («позитивное истолкование ситуации», «придание нетривиального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»);
3. неконструктивные приспособительные стратегии («фиксированная на эмоциях стратегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»).
Классификация видов стратегий преодоления стресса, разработанная В.А. Бодровым, основана на систематизации по признакам наиболее типичных стратегий преодоления стресса: а) превентивной, оперативной, комплексной направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).
Продуктивным является подход к изучению механизмов регуляции стресса как адаптационного процесса с позиций и в направлении оценки структурных компонентов адаптации, представленных в работе С.А. Шапкина и Л.Г. Дикой. Авторы выделяют:
· активационный компонент, связанный с органическими и функциональными затратами, направленных на достижение значимых для субъекта целей и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей (механизмы активации, преобразования и распределения активационно-энергических ресурсов субъекта, зависящих от индивидуальных свойств нервных процессов);
· когнитивный компонент, основу которого составляют перестройки в когнитивных системах деятельности, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, необходимой для адаптации;
· эмоциональный компонент, отражающий динамику эмоциональных переживаний - субъективных индикаторов эффективности процесса адаптации;
· мотивационно-волевой компонент, который обеспечивает координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей.
Данный подход в изучении механизмов
регуляции стресса позволяет
анализировать этот процесс с
позиций его системной
Значительное усиление интенсивности
воздействующего стресс-
2.2 Преодоление стрессов в деятельности руководителей
Проблема профессионального стресса уже на протяжении нескольких десятков лет является объектом пристального внимания ученых. С одной стороны, профессиональный стресс оказывает влияние на эффективность выполняемой деятельности, но, с другой стороны, представляет особую для нас важность, влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом.
Информация о работе Стресс как причина и следствие конфликта