Стиль жизни российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Вокруг молодежи как социальной группы не прекращаются споры, связанные как с определением самого понятия, так и с расшифровкой «места, функции и предназначения» молодежи. Актуальность подобных дискуссий очевидна. За нынешней молодежью – будущая власть, ценности, культура. Одни молодежные группы демонстрируют инновационность, другие – традиционность, подчас большую, чем взрослые поколения. И те, и другие группы, пусть и по-разному, но вызывают у родителей и социальных наставников опасения, часто
переходящие в панику: «Что ждет в будущем нас и наше общество,
когда нынешняя молодежь такова?»

Работа содержит 1 файл

социол 2.docx

— 35.38 Кб (Скачать)

приобретают не только утилитарное,  но и символическое значение,

походы в магазины становится родом  активности, все менее зависимой

от реальных потребностей.  Шоппинг-центры,  мега-магазины,

постепенно отвоевывающие городские  пространства в российских

столицах и мегаполисах,  становятся своего рода  «народными

университетами»,  помогающими  молодежи формировать вкус,  стиль,

пристрастия.

         Новые культурные  практики и создаваемые ими  проблемы требуют

другого прочтения и осмысления. В формировании и развитии свежих

подходов к пониманию современных  молодежных практик видится не

только главная задача,  но и  пафос или,  как говорят актеры, «кураж»

столь увлекательного занятия, каковым  является социология молодежи.

        

Понятие молодежи в контексте современности

Понятие  «молодежь»  неизбежно  ассоциируется с тем новым,  что

возникает в любой культуре.  Если отталкиваться от сказанного выше,

то может помимо ожиданий обновления появиться и ощущение

опасности для будущего нашего общества.  Непонимание специфики

современной молодежи может прямо  привести к подтверждению

«страшных» диагнозов современности. Среди них рост беспорядочного

потребления, не только наркотиков и  алкоголя, но и вещевого. Особую

опасность и тревогу вызывают увлечения  «новейшими» экспериментами в поп-музыке, видео с насилием и жестокостью, столь же  «кровавые»  компьютерные игры и,  конечно же,  рост молодежной преступности, криминализация  современного языка культуры на фоне общего разложение морали и нравственности.

Трагические  «прогнозы»,  основанные лишь на единственном

объединяющем молодежь признаке –  возрасте,  приходят в явное

противоречие с представлениями  о молодости как об обещании лучшей

жизни,  вере в прогресс и надежде  на преодоление кризисов

современности.

       Многие серьезные ученые,  начиная с Карла Маннгейма,  а сегодня,

например,  такие авторы,  как Ж. Форнас,  Г. Болин ,  считают,  что

молодежь вместе творцами искусства  и учеными составляет в обществе

наиболее продуктивную группу. Именно она способна «посеять» нечто

новое и воспринять то,  чего ранее  не    существовало.  Нельзя не

заметить,  что  «разность»  молодежи проявляется вовсе не только в

росте негативных привычек и пристрастий.  Масса свидетельств тому,

что у части молодежи наблюдается  значительный рост интернальности,

то есть готовности отвечать за себя. Наиболее продвинутая молодежь

легче адаптируется к новым условиям,  готова наращивать свой

социальный ресурс путем увеличения образовательного и культурного

капитала,  стремится получать разнообразный  опыт.  Эта молодежь

открыта усвоению новой трудовой этики,  принятию либеральных

ценностей,  склонна верить в  будущее и в свои способности  влиять на

него.

       Наряду с  «новаторами»  описанного типа есть и консервативные

группы молодежи,  продолжающие хранить старые рутинные привычки

и обычаи. Кто-то стремится вернуться  не только к родительским, но и к

«дородительским»,  традиционным,  патриархальным,  религиозным

ценностям.  Часть современных  молодых становится конформистами,

другие обращаются к идеям фундаменталистов,  примыкают к

тоталитарным сектам,  некоторые  включаются в радикально-левые,

другие – в расистские и профашистские  движения.

       Шведские авторы предлагают проанализировать влияние

современности на изменение представлений  о молодежи с помощью

таких понятий,  как разъединяющий  кризис,  культурное освобождение,

индивидуализация и рефлексивность .

       Первые два понятия связаны с изменениями в нормах и традициях,

произошедшими за последние десятилетия  прошлого века.

      Сегодняшняя молодежь, в том числе и российская, во многом утратила

или значительно изменила смысл  родительских норм и ценностей.

      Иначе говоря,  в понятии «разъединяющий кризис»  отражаются

сущностные трансформации, которые  относятся к статусной позиции  и

стилям жизни всех социальных групп.  В общении между нынешним

молодым поколением и их  «родителями»  эти трансформации

«работают»  на разрыв традиционных семейных и соседских связей,

норм и ценностей.

      В понятии «культурное освобождение» отражаются изменения в

характере воспитания и социализации нынешней молодежи.

«Индивидуализация» трактуется названными авторами в узком

контексте развития  «нарцисстической структуры потребностей»

(концентрация на себе,  своего  рода самолюбование).  Вместо героев

классических романов,  учителей и родителей образцами для

самоидентификации все чаще становятся идолы и кумиры рыночной

экономики,  а своя компания становится для молодых людей подобием

«социальной матки».

        «Рефлексивность»  означает,  что современная молодежь имеет

намного больше возможностей для сознательного  планирования своей

позиции в жизненном мире,  что  скорее всего лишь частично

справедливо для российского общества с его экономическими и иными

проблемами, серьезно ограничивающими  свободу жизненных планов.

 

Новое поколение  – новые стили жизни.

     Тендерных различий в трудовом поведении выпускников университетов

и техникумов в течение двух лет  после окончания обучения.

      Выбор стилевого анализа трудовых биографий связан с культурными

доминантами молодежного возраста и значимостью потребительских

практик для формирования основных измерений личности. Стиль жизни

непосредственно  «участвует»  в конструировании жизненных  и

профессиональных стратегий. Стиль  жизни – это способ, которым  живет

индивид или группа,  это ценностный стержень,  который направляет

индивида на цель, определяет пути достижения успеха с точки зрения

их приемлемости или неприемлемости в контексте его ценностного

мира,  помогает корректировать и  «проверять»  жизненно важные

решения .

       Представления о шансах реализации избранной стратегии могут

варьировать от заниженных до адекватных и завышенных. Это связано

с множеством экономических, культурных и других барьеров, равно как

и с отношением к ним самих  молодых людей. К «реально объективным»

следует отнести отношения собственности,  позицию в стратификационной иерархии,  характер государственной власти.  К

«символически объективным»  можно  отнести те,  которые

конструируются внутри различных  культур,  как,  например,  гендерные

или этнические.  Их объективность  заключается в том,  что различные

гендерные и этнические порядки, принимаемые  большинством в тех или

иных сообществах  (семье,  коллективе,  группе)  способны  «управлять»

социальным поведением индивидов. Не менее значимы и субъективные

барьеры,  связанные с личностными  особенностями индивидов –

волевых и безвольных,  талантливых  или не очень способных и т.д.

Иначе говоря,  помимо реальных барьеров в желаемой социализации

юноши и девушки сталкиваются и  с собственными,  дополняющими

практики исключения  (и даже дискриминации),  самоизоляцией и

самоограничениями.

 

 

2. Анкетирование учащихся 10-11 класса МБОУ «Потьминская СОШ» Свободное время, организация досуга подростков вне школы.

( Рядом с нужным вариантом  ответа поставьте галочку)

1. Много ли у Вас свободного времени?

А) достаточно

Б) 1-2 часа

В) только выходной

2. Посещаете ли Вы какие-нибудь кружки (секции, муз. школу)?

А) да

Б) нет

3. Всем ли Вы довольны при посещении кружков?

А) да, мне интересно проводить  там время

Б) нет, оснащение помещений  слишком старое (некачественное)

В) нет, преподаватель (тренер, учитель) не уделяет мне должного

внимания

Г) другое___________________________________

4. С кем Вы проводите свободное время?

А) в кругу семьи

Б) в компании друзей

В) в одиночестве, дома

5. Как Вы проводите свободное время?

А) по возможности посещаю  театр (кино, концерты, музеи)

Б) гуляю во дворе, разговариваю с друзьями

В) смотрю телевизор, слушаю музыку

Г) другое _________________________________

6. Как Вы считаете, много ли бесплатных акций для молодёжи (концертов, праздников и т.д.) проводится в Зубово Полянском районе?

А) да, можно с пользой  и весело провести время

Б) нет, за то, что действительно  интересно, приходится платить

7. Как Вы думаете, что нужно сделать для улучшения досуга подростков ?

А) нужно увеличить количество доступных секций по всем интересам  современных подростков

Б) нужно организовывать больше развлекательных мероприятий

В) думаю, что изменять ничего не надо

Г) другое __________________________________

 Анализ по результату  анкетирования

В целях выяснения способов проведения досуга несовершеннолетними, посещаемых ими в свободное время  мест, мной была , проведен социологический  опрос среди учащихся нашей школы.

Всего в социологическом  опросе приняли участие 72 человек.

На вопрос «Много ли у  Вас свободного времени?» 22 человек  из 72 ответили «достаточно», 42 чел. –  «1-2 часа». Остальные 8 подростков написали, что имеют свободное время  только по воскресеньям.

Современные дети действительно  очень загружены: после школы 53 человека посещают кружки , 17 человек отдыхают дома.

Ребятам, безусловно, нравится проводить на кружках время (62 чел.), однако некоторые сожалели о том, что оборудование секций слишком  старое (8 чел.). 2 подростка пожаловались, что иногда не хочется тратить  на кружок единственный выходной из-за усталости после школьной недели.

Если у подростков появляется свободное время, то чаще всего они  проводят его в компании друзей (56 чел.), или в кругу семьи (29 чел.). Остальные, по причине «жуткой усталости» проводят свободное время в одиночестве, дома (16 чел.).

Большинство подростков от 16-17 лет считают лучшим отдыхом  прогулки с друзьями (48 чел.), 40 человек  сидят дома, слушая музыку или смотря телевизор. Лишь 22 подростков по возможности стремятся к культурному отдыху – посещению театров, музеев, кино. Отрадно, что 18 человек из 72 самым хорошим отдыхом называют посещение молодёжных организаций, кружков, клубов.

На вопрос «Много ли бесплатных акций для молодёжи проводится в  Зубово - Полянском районе?» положительно ответили лишь 24 человека. 48 подростков из 72 опрошенных считают, что «за  то, что действительно интересно, приходится платить». Причём чаще отрицательный  ответ встречался в анкетах мальчиков. Значит, ребятам не хватает бесплатных акций.

Самым главным для улучшения  досуга подростки считают увеличение количества развлекательных мероприятий (48 чел.). «Занятий хватает, но иногда по выходным хочется развлечься по-другому, »- таков аргумент 5 человек. 29 настаивают на создании секций по всем интересам  подростков, «а не только по шитью и  спорту», как написали 4 подростка. Лишь 5 человек считают, что ничего менять не надо, «всего достаточно».

Некоторые подростки с  энтузиазмом отнеслись к вопросу  «Как вы думаете, что надо сделать, чтобы  улучшить досуг подростков?». Поступили  предложения:

-   построить больше спортивных комплексов (преимущественно от мальчикиов);

-   сделать бесплатные дискотеки в клубах (от девочек);

-   проводить побольше мероприятий на открытом воздухе, при любой погоде;

-   построить молодёжные центры отдыха.

При проведении анализа анкетирования  я столкнулась с проблемой  чрезмерной загруженности  подростков  школьными занятиями, которая и  является причиной дефицита свободного времени. 45 подростков написали, что  главное, что нужно сделать для  улучшения их досуга – уменьшить  объём домашних заданий, сократить  количество уроков.

 

 

 Литература: 

  1. См.: Луков Вал. А. Теории молодежи: пути развития [Статья 1] // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - №3. - С. 70. 
  2. См.: Чупров В. И. Социальное развитие молодежи: Теоретические и прикладные проблемы.- М.: Социум, 1994; Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999; Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика.- М.: Голос, 2001; Павловский В. В. Ювентология: Проект интегративной науки о молодежи.- М.: Акад. проект, 2001; Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска.- М.: Наука, 2001; Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи.- М.: Мысль, 2007;   
  3. См.: Молодежная культура и ценности будущего: [Материалы конф. 19 апр. 2001 г.] / Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. - СПб.: Verba Magistri, 2001; Левикова С. И. Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

Информация о работе Стиль жизни российской молодежи