Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:32, контрольная работа
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе по менеджменту стиль рассматривается в очень широком диапазоне. Это:
- стиль руководителя (менеджера);
- стиль работы предприятия, организации, учреждения, их подразделений;
- стиль государственного и муниципального управления;
Содержание.
Эксперимент Курта Левина.
Теория эффективного лидерства Ф. Фидлера
Концепция эффективного управления Г. Питерса и Р. Уотермена
Теория стилей руководства Р.Лайкeрта
Теория стилей руководства Д.Макгрегора
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА: СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ:
КОНЦЕПЦИИ
И ПРАКТИКА
Выполнила: Санжитова О.Г.
набор 2010 г. з/о
Улан- Удэ
2011 г.
Содержание.
В
настоящее время в
- стиль руководителя (менеджера);
- стиль работы предприятия, организации, учреждения, их подразделений;
- стиль государственного и муниципального управления;
- особенности
национального стиля управления (американского,
итальянского, немецкого, российского,
французского, шведского и др.).
Независимо от уровня, на котором велись или ведутся исследования, ключевыми проблемами были и остаются следующие: характерные особенности, черты данного стиля, его эффективность/ неэффективность, а также возможности и способы совершенствования.
Исторически
и ситуационно в стиле
Рассмотрим,
какие появились теории стилей применительно
к деятельности руководителей, и
какие основные рекомендации получала
практика управления.
Эксперимент Курта Левина
Первые научные исследования в области стилей управления малой группой проведены немецким психологом К. Левиным (1890-1947) во второй половине 40-х годов. Он создал две экспериментальные группы для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность. Они состояли из детей 10-12 лет, делающих театральные маски. Руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший первоначально два стиля - авторитарный (он самостоятельно принимал решения, приказывал) и демократический (решения принимались совместно с группой, давались объяснения и советы в процессе работы, постоянно осуществлялись контакты с группой).
Выяснилось,
что эти стили по-разному
В дальнейшем руководитель использовал попустительский стиль (lassie-faire), который оказался самым неэффективным.
Эксперимент, проведенный К. Левиным, позволил сделать следующие выводы.
x «Вне
руководителя» существует
x Стиль
руководителя складывается с
двух сторон: со стороны особенностей
личности руководителя и со
стороны специфики группы (коллектива).
В стиле своеобразно находят отражение
потребности управляемого объекта. Поэтому
важно «уловить» их в используемых формах
и методах.
x Не
существует хороших и плохих
стилей управления. Каждый стиль
применительно к данным условиям,
ситуации или объекту имеет свои плюсы
и минусы. Соотношение между ними весьма
важно для результатов управления.
Теория
эффективного лидерства
Ф. Фидлера
Американский
профессор Ф. Фидлер, создавший теорию
эффективного лидерства (1967 г.), провел
со своими коллегами исследования в разнообразных
малых группах. Ими были выявлены три составляющие,
которые влияют на стиль лидера.
Должность
- чем больше полномочий имеет лидер
в занимаемой должности, тем увереннее
он может повести за собой людей.
Структура
задач - чем более четко сформулированы
задачи, тем легче вызвать ответственность
у людей и контролировать выполняемые
ими задачи.
Взаимоотношения между лидером и членами группы - чем больше доверия у членов группы к лидерству, тем сильнее их готовность следовать за ним.
В
своем исследовании Ф. Фидлер выделил
два стиля лидера - жесткий и
мягкий. Лидер с жестким стилем
ориентирован, прежде всего, на достижение
поставленных целей, задач, выполнение
принятых решений. Лидер с мягким
стилем отдает предпочтение установлению
и поддержанию хороших межличностных
отношений и усилению личного положения.
Для практического
определения этих стилей Ф. Фидлер использовал
тестирование, с помощью которого
выявлялись наименее и наиболее предпочитаемые
лидером члены группы и устанавливалось
сходство между членами группы и лидером,
так как человек работает лучше с тем,
кого он считает таким же, как он сам.
Как показало
тестирование, жесткий стиль присущ
лидеру, который делает большое различие
между наиболее и наименее предпочитаемыми
работниками и отрицательно характеризует
наименее предпочитаемого работника.
Лидер с этим стилем делает упор на достижение
целей, задач, а не на отношения в группе.
Мягкий
стиль свойственен лидеру, который
не проводит большого различия между наиболее
и наименее предпочитаемыми работниками
и положительно характеризует наименее
предпочитаемого работника. Лидер данного
стиля считает хорошие отношения в группе
наиболее важным фактором достижения
поставленных задач.
В своей
теории эффективного лидерства Ф. Фидлер
предложил определять «степень благоприятности»
ситуации в зависимости от степени признания
руководителя как лидера со стороны подчиненных,
а также степени структуризации задачи
и объема формальной власти. Ситуация
считается благоприятной, если все три
показателя оказываются высокими и, наоборот,
неблагоприятной при их низких значениях.
Он пришел к выводу, что жесткий стиль
эффективен в благоприятной и неблагоприятной
ситуациях, а мягких стиль - в неопределенной
обстановке.
Весьма
примечательно, что свою теорию Ф. Фидлер
связал с вопросами подготовки руководителей,
среди которых особого внимания заслуживают
два тезиса.
Первый.
Практически невозможно изменить качества
конкретного руководителя, однако можно
изменить ситуацию, в которой ему
приходится работать. Поэтому следует
научить руководителя тому, как завоевать
поддержку и доверие со стороны подчиненных;
как определять конкретные задачи; как
оценивать степень предоставленной власти.
Второй.
Подготовка руководителей должна строиться
с учетом их личностных характеристик,
а не основе единой программы обучения,
которая хороша для одних, но не отвечает
потребностям других.
Концепция
эффективного управления
Г. Питерса и Р.
Уотермена
В 80-х
годах получает распространение
концепция эффективного управления,
созданная американскими специалистами
Г. Питерсом и Р. Уотерменом. Их совместная
монография «В поисках эффективного управления»
(издана на русском языке в 1986 году), а также
работа Р. Уотермена «Фактор обновления.
Как сохраняют конкурентоспособность
лучшие компании» (1988 г.) были и до сих пор
остаются настольными книгами руководителей
разных стран.
С практической
точки зрения главным в этой концепции
является осознание двух видов факторов
применительно к деятельности предприятий,
подразделений, руководителей - «своих»
и/или «чужих»:
1) Факторы
эффективности - то, что способствует
достижению необходимых
2) Факторы неэффективности - то, в чем заключаются наши слабости, недостаточная конкурентоспособность, малая или низкая эффективность.
Согласно
данной концепции, название стиля управления
не имеет принципиального
На этой
концептуальной основе построены многие
современные методики анализа и
совершенствования стиля
В рамках своей концепции Г. Питерс и Р. Уотермен определили главные составляющие эффективного стиля руководителей:
1. Ориентация на действия и упорный труд. Работая, они умеют извлекать уроки из ошибок, неудач, промахов - как своих, так и чужих. Оставаясь активными, становятся мудрее.
2. Они
внимательны к подчиненным,
3. Поощряют
самостоятельность и
4. Результаты
- от человека: условия для достижения
требуемых результатов обязан
создавать руководитель. Если от
человека ждут высоких
5. Преданность
выбранному делу: если руководитель
раздваивается и одно мешает
другому, напрасно ждать от
него профессиональной работы
и результатов. Он просто
6. Нет никаких сложных процедур, структур и форм: все очень просто, ясно, четко и экономично. Время тратится рационально и продуктивно.
7. Поддерживаются
и развиваются традиции и
8. Каждый
в системе управления за что-
Теория стилей руководства Р.Лайкeрта
Сторонник доктрины «
и расположил их на некоторой протяженности от 1 до 4.
· В модели 1: руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны. Эта модель ориентирована на задачу с жестко структурированной системой управления.