Статусно-ролевая концепция личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств.

Содержание

Социальная сущность личности................................................................... 2
2. Статусно-ролевая концепция личности........................................................ 9
3. Теории статусно-ролевой структуры личности......................................... 16

Работа содержит 1 файл

Статусно-ролевая концепция личности.docx

— 17.92 Кб (Скачать)

Ролевая теория личности описывает  социальное поведение индивида двумя  основными понятиями: «социальный  статус» и «социальная роль». Каждый человек занимает несколько  позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Это статус называется главным, или интегральным. Часто бывает, так что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (ценностных ориентациях, диспозициях и др.).

Статус (от лат. status – состояние  дел, положение) – определённая позиция  индивида в социальной структуре  группы или общества, связанная с  другими позициями через систему  прав и обязанностей. Статус «учитель»  имеет смысл только по отношению  к статусу «ученик», но не по отношению  к продавцу, пешеходу или инженеру. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным  набором. Различаются социальный и  личный статусы. Социальный статус –  положение индивида в обществе, которое  он занимает как представитель большой  социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личный статус – это положение  индивида в малой группе, зависящее  от того, как его оценивают и  воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными  качествами (лидер, аутсайдер, душа компании, знаток и т.д.).

Понятие социального статуса тесно  связано с понятием социальной роли, которая является динамической стороной социального статуса. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному  статусу, называется ролевым набором. Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная статусом личности в системе общественных или межличностных  отношений (иначе говоря, роль –  это шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу). Можно сказать, что статус подчёркивает сходство людей, а роль – их различие: люди свою роль исполняют в соответствии с личностными особенностями. Таким образом, роль – это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Социальные роли бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные роли – те, которые  мы приобретаем в момент рождения. Это роль дочери или сына, внука  или внучки, гендерная роль. В  редких случаях, единицам при рождении «достаются» роли принца или принцессы.

Большинство же ролей являются приобретенными – индивид осваивает их в процессе социализации. Это роли отца и матери, должностные, профессиональные роли, роли мужа и жены, и т. п.

В структуре социальной роли различают  четыре элемента:

1. модель поведения, соответствующая  данному статусу;

2. реализация роли, которая может  в большей или меньшей степени  соответствовать модели, но всегда  имеет личностную окраску;

3. оценка выполнения роли со  стороны группы или организации;

4. санкция (позитивная или негативная) как социальное последствие действий  в рамках требований данной  роли.

Социальная роль – это определенный способ поведения личности, соответствующий социальным ожиданиям. Люди выполняют свои роли не произвольно, не как им заблагорассудится, а в соответствии с тем, чего от них ждут окружающие. Социальная роль связана с социальным ожиданием. Но откуда же появляются социальные ожидания? Они обусловлены накопленным социальным опытом, т. е. культурой, а также социальным статусом человека. В социальных ожиданиях получили отражение социальные нормы, таким образом, ожидания непосредственно связаны с нормами.

Действие механизма социальных ожиданий рассмотрим на примере гендерной  социальной роли.

Гендерная социальная роль (от нем. Gender – пол) – это социальная роль, обусловленная принадлежностью индивида к тому или иному полу. Но почему мы говорим о гендерной роли как о социальной роли? Ведь пол человека – не его социальное качество, а биологический признак, и не общество «назначает» нам пол. На любом этапе развития общества, у всех наций и народностей общественные ожидания в отношении социальной роли женщины и мужчины всегда различалась. Так, если на этапе матриархата женщина была главой семьи, именно она принимала решения и несла за них ответственность, а роль мужчины была зависимой от женщины, то в условиях патриархального общества мужчина выполняет роль добытчика, обеспечивает материальные условия жизни семьи, принимает решения, а социальные ожидания в отношении гендерной роли женщины требуют от нее зависимого и подчиненного положения. В современном западном обществе и в обществе с традиционной восточной культурой социальные ожидания в отношении гендерной роли женщины и мужчины тоже различны. Так, если на Западе в прошедшее столетие женщины боролись за свое равноправие и независимость от мужчин и достигли этого, то в странах с традиционной восточной культурой женщины до сих пор не имеют такой независимости и равноправия. Социальные ожидания в отношении гендерной роли женщины на Западе связаны с тем, что она должна быть образованной, деловой, энергичной, независимой от мужчины. В последние годы в странах западной Европы и особенно в США получило распространение движение феминизма, существенно повлиявшее на исполнение женщинами гендерных ролей, тогда как в некоторых странах восточной культуры женщины до сих пор не имеют права голоса, не могут сидеть за одним столом с мужчиной, не могут принимать самостоятельные решения. И даже в бывших республиках Советского Союза за необразованную невесту калым платят больше, чем за образованную: необразованная жена будет исполнять свою гендерную роль в большем соответствии с социальными ожиданиями, обусловленными опытом, традициями, восточной культуры.

Таким образом, гендерная роль –  это социальная роль (хотя пол индивида – это его биологический признак), так как она обусловлена культурой, и социальные ожидания в отношении гендерных ролей женщины и мужчины различны в различных типах культур.

 

Каждый человек имеет свою ролевую  систему. Однако не со всеми ролями личность идентифицирует (отождествляет) себя одинаково: с одним, личностно  значимыми, – максимально (ролевая  идентификация); с другими, второстепенными, – минимально (дистанцирование от роли). Некоторые роли, и их большинство, являются личностно незначимыми  для человека (пешеход, пациент, покупатель и т.д.). Наличие или отсутствие таких ролей индивид часто  не замечает: в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли – их меньшинство – воспринимаются как часть «Я» (они связаны  с главным статусом, и их потеря глубоко переживается, воспринимается как личная трагедия). Например, мужчина  – кормилец семьи, потеряв работу, глубоко это переживает: у безработного изменяется образ жизни, отношения  с близкими, система ценностей  и др. Постепенно разрушаются основы ценностного ядра личности – самоуважение и самооценка.

Процесс реализации роли зависит от сложной системы факторов. Среди  них важнейшими являются следующие:

-  степень идентификации (отождествления) индивида с ролью;

-  биологическая и психофизиологическая предрасположенность индивида к реализации роли;

-  определение роли, принятое в социальной группе (которая как бы «следит» за исполнением роли);

-  структура группы, степень её внутренней сплочённости, её система наград и санкций и т.д.

В процессе достижения определённого  статуса и исполнения соответствующей  роли может возникнуть ролевой конфликт. Понятие ролевого конфликта используется в различных смыслах:

1. когда индивид играет несколько  ролей, может возникнуть межролевой  конфликт (например, женщина одновременно  должна удовлетворять ролевые  ожидания в качестве работника,  жены и матери);

2. когда индивид определяет свою  роль одним образом, а те, кто  в рамках своей роли с ним  связаны, определяют его роль  иначе, возникает внутриролевой  конфликт (например, учителя придерживаются  определённого кодекса профессионального  поведения, а родители выдвигают  требования, несовместимые с этим  кодексом).

Таким образом, ролевой конфликт –  переживание личностью неоднозначности  или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых она является, что  создаёт стрессовую ситуацию.

Каждый человек исполняет (принимает  на себя) множество ролей. Поэтому  роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения индивида. Вместе с тем понятие «социальная  роль» как бы связывает поведение  личности и её самосознание с функционированием  социальной системы. Личность не может  определить себя безотносительно к  системе своих социальных ролей  – они служат для личности своеобразной точкой отсчёта. Поэтому в ролевой  теории рассматривают личность как  функцию от совокупности тех социальных ролей, которые индивид исполняет  в обществе. Поскольку роли связаны  с пребыванием человека в социальных группах, то тем самым, по их мнению, личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен  индивид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теории статусно-ролевой структуры личности  

Наиболее полно статусно-ролевая  структура личности описана в  ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид) и  функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.

В теории Дж. Мида значительное место  отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого  члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в  процессе ролевого взаимодействия как  бы встает на место других индивидов  и тем самым видит себя другой личностью.

Если Дж. Мид уделяет главное  внимание научению и освоению ролей  в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает, прежде всего, социокультурную  природу ролевого поведения и  взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся  определенной совокупностью прав и  обязанностей. Роль определялась как  «динамический аспект статуса». Она  приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.

Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество  актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.

«Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие  одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов  дифференциации, ведущих к становлению  общества современного типа».  

Система социальных ролей  характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание  или достижение), масштаб (ракурс ролевых  отношений, устанавливаемый личностью  или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует  свой мотив).

С ним связана непосредственно  теория ролевых и статусных наборов  Роберта Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых  отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых  наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также  несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный  наборы представляют, следовательно, различные  аспекты или срезы структурной  организации личности.

В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения  статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей  — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря  существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между  людьми, исполняющими различные роли.

Так, например, наборы статусов и ролей  личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной  из ролей.

 


Информация о работе Статусно-ролевая концепция личности