Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, контрольная работа
Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств.
Социальная сущность личности................................................................... 2
2. Статусно-ролевая концепция личности........................................................ 9
3. Теории статусно-ролевой структуры личности......................................... 16
Оглавление
2. Статусно-ролевая концепция
личности......................
3. Теории статусно-ролевой
структуры личности......................
1. Социальная сущность личности
Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств. Психология, изучая закономерности развития и функционирования психики, обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения, – т.е. исследует то, чем и почему они отличаются друг от друга.
Для социолога «личность» – это,
напротив, то, что делает людей похожими
друг на друга: социология выделяет в
личности социально-типическое, изучает
социальные типы: и это отличает
её от психологии. Социологи берут
в расчет, прежде всего социальные
качества, которые формируются у
людей в процессе взаимодействия
в социальных группах, несколько
абстрагируясь от всего остального.
Личность рассматривается социологией
в неразрывной связи с
· человек «вообще» – человечество, род homo sapiens;
· определённый тип человека, локализованный во времени и пространстве (например, «первобытный человек», «русский человек» и т.д.);
· конкретный человеческий индивид, единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный).
Человеческий индивид –
· генетически заданные биологические предпосылки;
· социальная среда, мир человеческой культуры, с которыми ребенок взаимодействует.
Понятие «личность» характеризует
индивида в аспекте его включённости
в общество и культуру (именно поэтому
бессмысленно говорить о «личности
животного» или «личности новорождённого»)
Превратившись в термин, слово «личность»
существенно изменило свой смысл. Сегодня,
говоря о личности индивида, мы тем
самым характеризуем индивида со
стороны связей с другими индивидами,
с социальной общностью, к которой
он принадлежит, т.е. говорим о его
системном качестве «персона даёт возможность
индивиду приспосабливаться к
Таким образом, личность – это динамичная,
относительно устойчивая система интеллектуальных,
социокультурных и морально-
o системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и культуру проявляющееся в совместной деятельности и общении;
o субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
o личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу
своего существования.
Понятие личности характеризует индивида не со стороны её физической природы (борода, усы, кровь и т.п.), а со стороны её социально значимых качеств (потребности, взгляды, интересы и т.д.). В тоже время личность – индивидуальное общественное существо. Индивидуальность представляет собой выделение человека из социума, его относительную автономию от социальной общности. Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта деятельности и общения.
Следует отметить, что соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» не получило в современной науке однозначного истолкования.
Индивидуальность – единство уникальных
(включая неповторимые телесные и
духовно-психические
Таким образом, нельзя сводить понятие
«личность» к понятиям «человек», «индивид»,
«индивидуальность», хотя, с другой
стороны, личность – это и человек,
и индивид, и индивидуальность, но
лишь в той мере, в какой эти
понятия характеризуют
В структуре личности различаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания, у неё складываются убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки, диспозиции и другое, что можно обозначить понятием «индивидуальная картина мира» (которая в большей степени является продуктом общения, нежели непосредственного опыта). Картина мира – это своеобразная модель мира (т.е. система значений и смыслов), которую человек ставит между собой и реальным миром. Картина мира объединяет все известные индивиду образы и понятия в единый общий образ, в котором содержится всё, с чем он сталкивается в жизни. Индивидуальная картина мира одновременно и «карта» поведения, и жизненный «компас»: она ведёт человека по жизненному пути и служит ему своеобразным «защитным поясом». Индивид черпает из картины мира идеалы, систему ценностей и пользуется ею как системой нравственно-эстетических координат. Это позволяет ему уверенно ориентироваться в окружающем мире и принимать верные решения. Утрата или эрозия индивидуальной картины мира – это и драма, и трагедия.
В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий её готовность к тому или иному поведению.
Потребности человека выступают исходными источниками деятельности личности. Термином «потребность» обычно обозначают следующие три феномена:
1. объективные нужды людей в определённых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие;
2. свойства личности, определяющие
её отношение к
3. определённые состояния
Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами: нужда – потребность, потребностное состояние, но обычно этого не делают. Потребности составляют единую систему и классифицируются по различным критериям:
o естественные, или биогенные, первичные (в самосохранении – пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизводстве потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, дружбе, любви, творчестве, знаниях, самовыражении, саморазвитии и др.);
o неосознанные (их называют влечениями) и осознанные;
o материальные и духовные;
o индивидуальные и групповые;
o реальные и идеальные;
o жизненно важные и второстепенные и др.
Предметом социологии являются, прежде
всего, социальные потребности. При
этом следует учитывать, что естественные
потребности являются основой, на которой
возникают, развиваются и получают
удовлетворение социальные потребности
людей. Социальные потребности –
это потребности, связанные с
включением индивида в семью, многочисленные
социальные группы и коллективы, в
различные сферы
Осознание и усвоение ценностей составляет высший уровень потребностей человека. Ценности усваиваются личностью, выстраиваются в
определённую иерархию, становятся
её ценностными ориентациями. Ценностные
ориентации – это социальные установки
личности на определённый тип поведения
(от фр. orientation – установка). Ценностные
ориентации служат источником мотивации
и планирования поступков личности, а
также «контрольным эталоном» при их практическом осуществлении.
Будучи осознаваемым, потребности превращаются в интересы личности. Интерес выражает отношение личности к своему положению в системе общественных отношений и выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность бороться за сохранение или изменение сложившихся условий и форм жизнедеятельности.
В социологии выделяются четыре типа интересов:
- интерес-отношение (т.е. устное заявление индивида об интересе к тому или иному объекту);
- интерес-действие (практическое проявление интереса путём участия человека в том или ином виде деятельности);
- интерес-установка (складывается в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой и сохраняет свою направленность в различных социальных ситуациях);
- интерес-ориентация (связан с выделением из ряда других интересов одного в качестве главного).
Общие и специфические социальные условия сказываются на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь от субъекта к общественному деянию: люди действуют, преследуя определённые социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта у личности формируются относительно устойчивые готовности (диспозиции – от лат. disposition – расположение) к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях.
2. Статусно - ролевая концепция личности
Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных статусов и ролей. Каждый индивид, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определённое положение, обладает неким статусом, на основании чего к нему предъявляются определённые ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как подчиненный, Социализация происходит в виде освоения определённых социальных ролей и достижения социального статуса. Осваивая социальные роли, индивид усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Поскольку в реальной жизни индивид включен во многие виды деятельности, вынужден исполнять разные роли, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как раз и является тем функциональным органом, который позволяет интегрировать своё «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить своё место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Поэтому развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определённым социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.