Статусно-ролевая концепция личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств.

Содержание

Социальная сущность личности................................................................... 2
2. Статусно-ролевая концепция личности........................................................ 9
3. Теории статусно-ролевой структуры личности......................................... 16

Работа содержит 1 файл

Статусно-ролевая концепция личности.docx

— 17.92 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

  1. Социальная сущность личности................................................................... 2

     2.  Статусно-ролевая концепция личности........................................................ 9

    3.  Теории статусно-ролевой структуры личности......................................... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная сущность  личности

Феномен личности изучается разными  науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В  центре внимания философии оказываются  проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь  с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с  другой – специфика человеческого  бытия, связанная со способностью производить  орудия труда, наличием членораздельной  речи, мышления и сознания, нравственно-этических  качеств. Психология, изучая закономерности развития и функционирования психики, обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения, – т.е. исследует  то, чем и почему они отличаются друг от друга.

Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга: социология выделяет в  личности социально-типическое, изучает  социальные типы: и это отличает её от психологии. Социологи берут  в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у  людей в процессе взаимодействия в социальных группах, несколько  абстрагируясь от всего остального. Личность рассматривается социологией  в неразрывной связи с социальными  общностями, социальными институтами, культурой, которые оказывают на неё системоформирующее воздействие, определяют её сознание и социальное поведение. Социологов интересуют мнения, мотивы поведения, жизненные планы, ценностные ориентации и многое другое, что выражает личность современного человека. Человеческая личность –  основной, изначальный элемент социальной структуры общества и поэтому  – исходная тоска социологического исследования. В обыденной речи используется целый ряд близких понятий: человек, индивид, личности, индивидуальность. Наиболее общим понятием является «человек». Следует различать три смысла этого понятия:

·  человек «вообще» – человечество, род homo sapiens;

·  определённый тип человека, локализованный во времени и пространстве (например, «первобытный человек», «русский человек» и т.д.);

·  конкретный человеческий индивид, единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный).

Человеческий индивид – отправной  момент для формирования личности, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. В момент рождения ребёнок  ещё не является личностью. Он всего  лишь индивид. Чтобы стать личностью, индивид должен пройти определённый путь развития («личностью не рождаются, личностью становятся»). Основными  условиями этого развития являются:

·  генетически заданные биологические предпосылки;

·  социальная среда, мир человеческой культуры, с которыми ребенок взаимодействует.

Понятие «личность» характеризует  индивида в аспекте его включённости в общество и культуру (именно поэтому  бессмысленно говорить о «личности  животного» или «личности новорождённого»). Понятие личности имеет смысл  лишь при включении индивида в  систему общественных отношений, когда  он начинает выполнять определённые социальные роли.

Превратившись в термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл. Сегодня, говоря о личности индивида, мы тем  самым характеризуем индивида со стороны связей с другими индивидами, с социальной общностью, к которой  он принадлежит, т.е. говорим о его  системном качестве «персона даёт возможность  индивиду приспосабливаться к требованиям  его окружения». И в этом смысле личность есть вместилище социально-культурной системы своего времени, её микрокосм. Понятие «личность» введено в  науку для выделения, подчёркивания неприродной («надприродной», социокультурной) сущности человека и индивида.

Таким образом, личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых  качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения  и деятельности. Для социологии оказываются  существенными следующие характеристики личности:

o  системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и культуру проявляющееся в совместной деятельности и общении;

o  субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

o  личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу

своего существования.

Понятие личности характеризует индивида не со стороны её физической природы (борода, усы, кровь и т.п.), а со стороны её социально значимых качеств (потребности, взгляды, интересы и т.д.). В тоже время личность – индивидуальное общественное существо. Индивидуальность представляет собой выделение человека из социума, его относительную автономию  от социальной общности. Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта деятельности и общения.

Следует отметить, что соотношение  понятий «личность» и «индивидуальность» не получило в современной науке  однозначного истолкования.

Индивидуальность – единство уникальных (включая неповторимые телесные и  духовно-психические характеристики) и универсальных свойств человека (которые выражены в общечеловеческих, природных и социальных признаках, а также в конкретно-исторических и цивилизационных характеристиках). Сущность индивидуальности заключается  в способности индивида оставаться самим собой в рамках социальной системы (именно поэтому в условиях тоталитаризма фактически предпринимается  попытка лишь личность индивидуальности, а традиционные культуры Японии и  Китая изначально предполагали умаление индивидуальных особенностей (т.е. деиндивидуализацию личности) – «растворение в сознании Будды» буддистов, «преодоление себя»  конфуцианцев и т.п.). Сохранить свою самобытность в рамках социальной системы  может только та личность, которая  знает, кем она является и кем  хочет стать по отношению к  себе самой и другим.

Таким образом, нельзя сводить понятие  «личность» к понятиям «человек», «индивид», «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность – это и человек, и индивид, и индивидуальность, но лишь в той мере, в какой эти  понятия характеризуют включённость человека в систему общественных отношений.

В структуре личности различаются  две подсистемы: отношения с внешней  средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира. Личность постоянно  получает новую информацию, новые  знания, у неё складываются убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки, диспозиции и другое, что можно  обозначить понятием «индивидуальная  картина мира» (которая в большей  степени является продуктом общения, нежели непосредственного опыта). Картина  мира – это своеобразная модель мира (т.е. система значений и смыслов), которую человек ставит между  собой и реальным миром. Картина  мира объединяет все известные индивиду образы и понятия в единый общий образ, в котором содержится всё, с чем он сталкивается в жизни. Индивидуальная картина мира одновременно и «карта» поведения, и жизненный «компас»: она ведёт человека по жизненному пути и служит ему своеобразным «защитным поясом». Индивид черпает из картины мира идеалы, систему ценностей и пользуется ею как системой нравственно-эстетических координат. Это позволяет ему уверенно ориентироваться в окружающем мире и принимать верные решения. Утрата или эрозия индивидуальной картины мира – это и драма, и трагедия.

В социологии рассматривается целый  набор элементов внутренней структуры  личности, определяющий её готовность к тому или иному поведению.

Потребности человека выступают исходными  источниками деятельности личности. Термином «потребность» обычно обозначают следующие три феномена:

1. объективные нужды людей в  определённых условиях, обеспечивающих  их жизнь и развитие;

2. свойства личности, определяющие  её отношение к действительности  и собственным обязанностям, в  конечном итоге – определяющие  её образ жизни и деятельности;

3. определённые состояния психики  человека, отражающие его нужду  в веществах, энергии и других  факторах, необходимых для его  функционирования как живого  организма и личности.

Можно было бы эти три явления  обозначить тремя терминами: нужда  – потребность, потребностное состояние, но обычно этого не делают. Потребности  составляют единую систему и классифицируются по различным критериям:

o  естественные, или биогенные, первичные (в самосохранении – пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизводстве потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, дружбе, любви, творчестве, знаниях, самовыражении, саморазвитии и др.);

o  неосознанные (их называют влечениями) и осознанные;

o  материальные и духовные;

o  индивидуальные и групповые;

o  реальные и идеальные;

o  жизненно важные и второстепенные и др.

Предметом социологии являются, прежде всего, социальные потребности. При  этом следует учитывать, что естественные потребности являются основой, на которой  возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности  людей. Социальные потребности –  это потребности, связанные с  включением индивида в семью, многочисленные социальные группы и коллективы, в  различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в  целом (потребность принадлежать к  социальной группе и занимать в ней  определённое место, потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви  и др.). Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих  правах (потребности «для себя»), противоположны и в то же время взаимодействуют  с потребностями выполнять свои обязанности (потребности «для других»).

Осознание и усвоение ценностей  составляет высший уровень потребностей человека. Ценности усваиваются личностью, выстраиваются в

определённую иерархию, становятся её ценностными ориентациями. Ценностные ориентации – это социальные установки  личности на определённый тип поведения (от фр. orientation – установка). Ценностные ориентации служат источником мотивации и планирования поступков личности, а также «контрольным эталоном» при их практическом осуществлении.Непротиворечивость ценностных ориентации – важнейший показатель устойчивости личности; наоборот, их противоречивость – свидетельство её неустойчивости.

Будучи осознаваемым, потребности  превращаются в интересы личности. Интерес выражает отношение личности к своему положению в системе  общественных отношений и выступает  в качестве решающего мотива, мобилизующего  личность бороться за сохранение или  изменение сложившихся условий  и форм жизнедеятельности.

В социологии выделяются четыре типа интересов:

-  интерес-отношение (т.е. устное заявление индивида об интересе к тому или иному объекту);

-  интерес-действие (практическое проявление интереса путём участия человека в том или ином виде деятельности);

-  интерес-установка (складывается в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой и сохраняет свою направленность в различных социальных ситуациях);

-  интерес-ориентация (связан с выделением из ряда других интересов одного в качестве главного).

Общие и специфические социальные условия сказываются на интересах  личности. Через социальный интерес  осуществляется обратная связь от субъекта к общественному деянию: люди действуют, преследуя определённые социально  обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта у  личности формируются относительно устойчивые готовности (диспозиции –  от лат. disposition – расположение) к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях.

2. Статусно - ролевая концепция личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных статусов и ролей. Каждый индивид, живущий  в обществе, включен во множество  различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп  он занимает определённое положение, обладает неким статусом, на основании чего к нему предъявляются определённые ожидания. Таким образом, один и тот  же человек должен вести себя в  одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей –  как подчиненный, Социализация происходит в виде освоения определённых социальных ролей и достижения социального  статуса. Осваивая социальные роли, индивид  усваивает социальные стандарты  поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Поскольку в реальной жизни индивид включен во многие виды деятельности, вынужден исполнять разные роли, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как раз и является тем функциональным органом, который позволяет интегрировать своё «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить своё место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Поэтому развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определённым социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Информация о работе Статусно-ролевая концепция личности