Статус Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной курсовой работы является раскрытие основных понятий статуса Президента Российской Федерации и рассмотрение высшей государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву .docx

— 32.74 Кб (Скачать)

           Президент представляет Россию  внутри страны и в международных  отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.  Порядок избрания Президента РФ 

                2.1 Избрание Президента РФ 

     Выборы  Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. и других федеральных законов.

     Первоначально (в 1991) президент России был избран на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений конституции  президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После  поправок к конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих  выборов Президент Российской Федерации  будет избираться на шестилетний срок полномочий.

     Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. .. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей. 

     Кандидатом  на должность президента может быть гражданин Российской Федерации  не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в Российской Федерации не менее 10 лет. . Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

       Одно и то же лицо не может  занимать должность президента  Российской Федерации более двух  сроков подряд. Точный порядок  выборов президента Российской  Федерации определяется федеральным  законом от 10 января 2003 года №  19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

     Право избирать Президента предоставляется  гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 

       Право выдвижения кандидатов  на пост Президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат, может быть выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

       В поддержку своего кандидата  необходимо собрать не менее  одного миллиона подписей избирателей,  причем на долю одного субъекта  РФ должно приходиться не более  7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия  проверяет правильность сбора  подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

     Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.

     Выборы  Президента РФ проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов  осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная  комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

     Финансирование  выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми  избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000 минимальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на предвыборную агитацию, средств избирательных объединений (50 тыс. минимальных зарплат), добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 50 минимальных зарплат), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 5 тыс. минимальных зарплат). Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием (если доля иностранного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных учреждений. Закон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (анонимные пожертвования, например, перечисляются в доход государства).

     Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов. 
 

     Избранным считается кандидат, получивший в  первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие  менее половины избирателей, внесенных  в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том  случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

     Избранный Президент РФ вступает в должность  на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом  результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга  приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент  РФ приступает к исполнению своих  обязанностей.

     В случае если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено  повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном  голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.

     При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие) которых  послужили основанием для признания  общих выборов или выборов  при повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты  в кандидаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статус Президента РФ