Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа
Актуальностью данной курсовой работы является раскрытие основных понятий статуса Президента Российской Федерации и рассмотрение высшей государственной власти.
Введение
Для нашей страны институт президентства является новым. Его становление происходит под влиянием исторических и национальных особенностей, среди которых проявляется устойчивая традиция сильной персонифицированной власти, олицетворяемая в разные эпохи царем, императором, генеральным секретарем, а ныне - президентом. В современном понимании - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Такой институт присущ странам с республиканской формой государственного правления.
Актуальностью данной курсовой работы является раскрытие основных понятий статуса Президента Российской Федерации и рассмотрение высшей государственной власти.
Впервые идея введения президентства одержала верх в период советской "перестройки”, когда в 1990 г. решением съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума аналогичный институт власти появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства. Дата избрания первого Президента России 12 июня 1991 г. была приурочена к государственному празднику - Дню независимости республики.
Цель
данной работы определить конституционно-правовой
статус Президента Российской Федерации,
дать правовую характеристику его положению
в современном государственном устройстве
России. Объяснить необходимость его полномочий
как высшего представителя народа в нашей
стране. В результате этой работы необходимо
сделать заключение о необходимости наличия
президентской власти в нашем государстве,
о целесообразности тех полномочий которые
определены ему по Конституции.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
Предмет работы являются нормативные акты, регулирующие порядок избрания президента, научная и учебная литература по данной проблематике.
Объектом курсовой работы является институт выборов президента РФ, как часть избирательной системы России в целом.
Учреждение института президентства в
Российской Федерации, первое всенародное
избрание на этот пост по Конституции
РФ 1993 г. закрепили изменившиеся реалии
государственного устройства страны и
современный механизм разделения властей.
Особенностью формы правления Российской
Федерации является то, что Президент
РФ, будучи главой государства, не входит
в систему разделения властей. По сравнению
со всеми другими высшими институтами
государственной власти и должностными
лицами президент обладает особым статусом,
компетенцией и ответственностью. Его
прерогативы позволяют играть важную
роль в общественно-политической жизни
страны, оказывая весьма значительное
влияние на процесс государственного
управления. Одна из важнейших задач его
деятельности заключается в обеспечении
консолидации и согласования действий
всех ветвей власти в России. Для этого
он наделен конституционными полномочиями
как в законодательной, так и в исполнительной
и даже в судебной областях. Все это делает
президента ключевой фигурой во властных
структурах государства.
Анализ
конституционно-правового
Официальная императивность взаимоотношений президента с правительством очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности, из: а) исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку.
Президент
Российской Федерации является главой
российского государства, гарантом
Конституции РФ. Порядок избрания
на пост Президента РФ, выдвижения кандидатов,
процедура проведения выборов, подсчета
голосов, подведения итогов выборов
регламентируется избирательным
Глава
1. Становление института
1.2 Правовой статус Президента
России
Согласно
ст. 50 Конституции РФ Президент Российской
Федерации является главой государства.
Глава государства – это
Вообще же в мире существует три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:
-
президент лишь номинально
-
президент является главой
-
президент не входит
Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего лица: «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.»
При последовательном проведении принципы разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент РФ. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате.
Такому
положению Президента в России есть
вполне логическое обоснование. Дело в
том, что усиление правового статуса
Президента крайне необходимо в странах,
не имеющих демократических
Однако
было бы неправильно думать, что
Президент руководит
-Ограниченность периода полномочий Президента ;
-Всенародные прямые выборы;
-Альтернативный характер выборов;
-Недопустимость
занятия поста Президента
-Возможность отрешения его от должности;
-Возможность
признания не соответствующими
Конституции РФ нормативных
Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства.
Достигает
этого Президент путем
Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.
Характеризуя
конституционный статус Президента,
необходимо помнить важную особенность
его положения как главы
1.3
Функции Президента РФ
Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.80 Конституции РФ).