Становление стран западной европы в послевоенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:55, доклад

Описание работы

В первую очередь исследование полувекового экономического развития трех ведущих стран Западной Европы показало, что в данном регионе преобладающей экономической моделью является “рыночное социально-ориентированное хозяйство”. Основными факторами развития общими для всех стран Западной Европы являются:
• Изменения в государственной политике
• Западно-Европейская интеграция
• Научно− Технический Прогресс
• Эффект наверстывания
• Иностранная помощь
Особое значение нужно придать последнему фактору. Благодаря
помощи США ВВП в Европе увеличился на 32,5%,(119 миллиардов долларов в 1947 году), до 159 миллиардов долларов в 1951 году. Промышленное производство возросло на 40% в сравнении с довоенным уровнем, а объем сельхозпродукции на 11%. К 1953 году объем европейской торговли увеличился на 40%.
Западная Европа научилась – относительно эффективно с помощью аппарата государства регулировать рыночные механизмы, стараясь минимизировать потери от своих действий. Наиболее ярко выраженным позитивным последствием подобного регулирования является очень развитый сектор социальной поддержки населения.
Все это во многом способствует постепенному приходу “рынка” в страны Западной Европы и её успешному развитию и процветанию

Работа содержит 1 файл

Становление стран Западной Европы в послевоенный период.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      Есть  еще один аспект данного вопроса, который является одновременно и  интересным и серьезным. Фермеры  всегда производили продукты питания, чтобы обменять их жителям городов  на другие потребности жизни. Это разделение труда - основа современной цивилизации. В настоящее время оно находится под угрозой. Города и городские отрасли промышленности не производят нужные товары, чтобы обменять их на продовольствие фермерам. Имеется огромная нехватка сырья и топлива. Машин, как я уже сказал, не хватает или же они полностью изношены. Фермеры не могут найти необходимые им товары в продаже. Тем временем, люди в городах нуждаются в пище и топливе, в некоторых областях Европы встает призрак голода. Поэтому правительства вынуждены использовать свои бюджетные деньги и кредиты, чтобы закупить товары первой необходимости за границей. Это исчерпывает капитал, который крайне необходим для реконструкции экономики. Современная система разделения труда, на которой базируется обмен продуктами, рискует сломаться. Правда в том, что на следующие три или четыре года потребности Европы в иностранном продовольствии и других важнейших продуктах - в основном из Америки - настолько превышают ее нынешнюю платежную способность, что ей нужно оказать значительную дополнительную помощь, или она столкнется с очень серьезным обострением ситуации в экономической, социальной и политической областях”.[ссылка] 

2.1. Разработка “Плана  Маршалла”

  Существует  целый комплекс причин, которые вызвали  к жизни план Маршалла. Экономические причины являются наиболее очевидными: без процветания Западной Европы, важнейшего торгового партнера США, было бы немыслимо процветание самой Америки. По мнению Вашингтона, политика оказания экономической помощи "автоматически увеличила бы благосостояние вовлеченных государств и обеспечила бы доминирующую позицию США"12. Более того, как отмечал в своей телеграмме посол СССР в США Н. В. Новиков, министру иностранных дел СССР В. М. Молотову: "… имеются серьезные причины экономического характера, обусловившие план Маршалла… Если учесть тот факт, что экспорт из США в Европу превышает импорт из Европы ежемесячно на 1 миллиард долларов, то станет ясным, что американское правительство было также и экономически вынуждено срочно искать новых путей для осуществления своей внешней политики"13.

  За детальную разработку плана взялись два ведомства: Государственный департамент и Государственный военно-морской координационный комитет.

     В 1947 году была создана специальная  комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что:

    • объем производства в  странах  Западной Европы  значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля
    • потребность в импорте очень высока
    • Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.)
    • произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством  в пользу последнего
    • наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран, как внешний, так и внутриней

     В докладе комиссии отмечалась необходимость  денежной реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной  только за счет уменьшения предложения  денег. Им должны противостоять необходимые  товары, запасов которых не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым “запустить” производство. Не хватало  и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства.

     Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска продукции.  Другими словами, укрепление финансовой системы рассматривалось не как предварительная  или заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором  оздоровление национальных финансов может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема. К 1947 году сложилось положение, при котором само сохранение достигнутых объемов  выпуска продукции оказалось под вопросом. Западноевропейская экономика во многом поддерживалась импортом  из Северной Америки.

     Страны  Западной Европы, за счет их собственного производства, могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла  - примерно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не покрывала собственным производством  даже половины потребности в основных продуктах питания. Уменьшение импорта этих продуктов из США могло привести к голоду [2].

     Сразу после войны импорт стран  Западной Европы  обеспечивался предоставлением  субсидий и займов со стороны США  и Канады,  использованием  золотых  и долларовых  резервов и др.  К 1947 г. поток финансовых поступлений из этих источников истощился.  Из-за недостатка платежных средств  западноевропейские страны оказались перед  перспективой сокращения  импорта продовольственных товаров  и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы  уже в 1947 г. сократился бы  наполовину, а долларовый импорт  - на  4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич.

     Его наступление не отвечало бы и собственным  интересам США. В то же время ни американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на  закрепление за США роли действующего на благотворительных началах  поставщика сырья и самых разнообразных товаров первой необходимости. Следовательно, требовался такой сценарий сотрудничества, который бы:

  • обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы;
  • повышал отдачу американской помощи
  • вписывался в начавшееся в конце 40-х  годов очередное обновление технологической базы американской экономики
  • противостояние восточному блоку
 

    2.2. Реализация “Плана Маршалла”

      “План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление проводилось в рамках закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам.

      Важным  аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером и видом поставок.

      Поставки  первого вида охватывали предметы важнейшей  жизненной необходимости – те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования  на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита госбюджета, для наращивания производства.

      Второй  вид поставок – промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка.

      Третий  вид – сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и т.д. Эти поставки финансировались  под гарантии американского правительства  через Экспортно-импортный Банк США, создавший для этих целей специальное отделение.

      В апреле 1948 г. в Париже министрами 16 европейских  государств и представителями союзников  от Германии была подписана конвенция. В соответствии с «Планом Маршалла», его европейские участники  должны были:

  • Предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли
  • Через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции
  • Предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним
  • Придать европейской кооперации организационное обеспечение

      Формой  такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация Европейского Экономического Сотрудничества, объединившая 16 государств. Именно эта организация осуществляла контроль за распределением средств и условиями их использования. ОЕЭС, как и план Маршалла, в целом выполняла задачу "сдерживания коммунизма на экономическом уровне, тогда как образование Североатлантического договора (НАТО) призвано было решить эту задачу на военно-политическом уровне"19.

      Реализация  “Плана Маршалла” позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США. Благодаря помощи США ВВП в Европе увеличился на 32,5%,(119 миллиардов долларов в 1947 году), до 159 миллиардов долларов в 1951 году. Промышленное производство возросло на 40% в сравнении с довоенным уровнем, а объем сельхозпродукции на 11%. К 1953 году объем европейской торговли увеличился на 40%. Эта программа не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире, а также помогла в создании послевоенной глобальной экономики.

      В период с 1948 по 1951 года, Америка оказала помощь Европе в размере приблизительно от 13 до 17.5 миллиардов долларов.

  
Страна 1948/49 
($ миллионов)
1949/50 
($миллионов)
1950/51 
($миллионов)
Всего 
($миллионов)
Австрия 232 166 70 488
Бельгия и Люксембург 195 222 360 777
Дания 103 87 195 385
Франция 1,085 691 520 2,296
Германия 510 438 500 1,448
Греция 175 156 45 366
Исландия 6 22 15 43
Ирландия 88 45 133
Италия 594 405 205 1,204
       Нидерланды 471 302 355 1,128
Норвегия 82 90 200 372
Швеция 39 48 260 347
Швейцария 250 250
Турция 28 59 50 137
Великобритания 1,316 921 1,060 3,297
Всего 4,924 3,652 4,055 12,741

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Современный взгляд на “План Маршалла”

     Практически все издания послевоенного периода в Советском Союзе характеризуют  “план Маршалла”  как агрессивный план , направленный на укрепление гегемонии  США в  Западной  Европе,  создание объединенного империалистического фронта против освободительного движения, СССР и складывающейся мировой системы социализма. По своей сути план помощи Европы − это экономический план сдерживания коммунизма. Американские империалисты стремились разрешить одновременно две задачи: избежать экономического кризиса, дав европейским странам возможность продолжать закупки американских товаров, и  “поддержать” империалистическую систему в Европе, приостановив рост демократического движения. Эта двойная задача и должна быть разрешена путем предоставления европейским странам  американских кредитов на условиях, которые сделали бы эти страны полностью зависимыми от США и превратили бы их народы в объект колониальной эксплуатации американскими монополиями.

     На  Бреттон-Вудской конференции в  июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долларов за унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). А несколько ранее в апреле 1944 г. было провозглашено создание международного валютного фонда (МВФ). Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал. И в итоге каждая страна участница провела девальвацию своих национальных валют и устанавливали новый фиксированный курс по отношению к доллару. Впоследствии все транзакции, около 90% проводятся в долларах, а за каждую транзакцию Америка берёт процент за услугу и, по сути, теперь все страны платят налог за пользование долларом.

     Также не стоит упускать из внимания, что  США колоссально обогатились  в послевоенное время т.е. денег в стране стало больше чем  в довоенный уровень, но товаров и услуг осталось ровно столько же сколько и было, а это означало начало инфляции в Америке. Вот тут вот и появляется идея плана, благодаря которому можно было бы избавиться от своих инфляционных денег, да ещё и под проценты в виде займа. Таким образом, США влила в экономику Европы 17 миллиардов инфляционных денег под идеей помощи, да ещё и в виде займов МВФ, а как писалось выше, эта организация полностью зависит от Америки. На достигнутом США не остановилась и через МВФ влила в один только Азиатский рынок 50 миллиардов долларов в 80-ых годах, естественно инфляционных и под процент. Весь мир теперь. А за невозможность выплаты кредита данного МВФ стране, Амереканские корпорации будут скупать по дешёвой цене сырьё или выкупит производство и рабочую силу.

Информация о работе Становление стран западной европы в послевоенный период