Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:55, доклад
В первую очередь исследование полувекового экономического развития трех ведущих стран Западной Европы показало, что в данном регионе преобладающей экономической моделью является “рыночное социально-ориентированное хозяйство”. Основными факторами развития общими для всех стран Западной Европы являются:
• Изменения в государственной политике
• Западно-Европейская интеграция
• Научно− Технический Прогресс
• Эффект наверстывания
• Иностранная помощь
Особое значение нужно придать последнему фактору. Благодаря
помощи США ВВП в Европе увеличился на 32,5%,(119 миллиардов долларов в 1947 году), до 159 миллиардов долларов в 1951 году. Промышленное производство возросло на 40% в сравнении с довоенным уровнем, а объем сельхозпродукции на 11%. К 1953 году объем европейской торговли увеличился на 40%.
Западная Европа научилась – относительно эффективно с помощью аппарата государства регулировать рыночные механизмы, стараясь минимизировать потери от своих действий. Наиболее ярко выраженным позитивным последствием подобного регулирования является очень развитый сектор социальной поддержки населения.
Все это во многом способствует постепенному приходу “рынка” в страны Западной Европы и её успешному развитию и процветанию
В 1948 г. английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 г. производство превысило почти на треть показатели 1937 г. В 50-е гг. стали периодом улучшения экономического положения Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства Англии лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран:
В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в «Общий рынок» (ЕЭС), но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Но ЕАСТ так и не смогло тягаться с “общим рынком” и Англия приняла решение вступить в ЕЭС, но согласие от “большой шестёрки“ получила, лишь в 1973 году и при этом Англии пришлось идти на значительные уступки. [см., 2]
После
войны началось осуществление плана У.Бевериджа.
Данный план также был дополнен решением
о национализации ряда отраслей экономики.
Правительство провело национализацию
Английского банка, угольной и газовой
промышленности, электростанций, части
сталелитейных предприятий, всего внутреннего
транспорта, гражданской авиации, телеграфной
связи и радиосвязи. Национализация преследовала
цели укрепления государственно-
В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства. В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.
Несмотря
на старания, реформы лейбористов
не вызвали улучшения
В
1951 году правительство возглавил
консерватор У.Черчель и
Франция
Война
и фашистская оккупация нанесли
тяжелый ущерб французской
В 1944-1946 годах были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газа и электроснабжения, введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска.
Основные черты «дирижизма»:
С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собранние, закончился Временный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 год.
В 50-е гг. экономическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в 2.5 раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 году давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 году доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 году она снизилась до 15 %. Количество занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 года более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.
Одним из важных направлений деятельности нового французского правительства было оздоровление финансовой системы. В 50е годы наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 году, обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 году правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 году был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х годах валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 года было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1 % – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране.
Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развивалась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 год, объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная. Возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической, технической и социальной политики государства («Второй план» - 1954–1957 годах, «Третий план» – 1958–1961 годах, «Четвертый план» – 1962–1965 годах, «Пятый план» – 1965–1969 годах). Особое значение в развитии экономики Франции имела западноевропейская интеграция и тесное сотрудничество с ФРГ.
В
нынешнее время Франция занимает
7 место, в мире имея 4,7% совокупного ВВП.
На долю Франции приходится 17% промышленного
и 20% сельскохозяйственного производства
Западной Европы.
“План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Д. Маршаллом1 в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы [6].
Предисторией “Плана Маршалла” стала новая внешнеэкономическая стратегия США, получившая название «Пакс Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946–1947 годах, послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 году. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики и так появился знаменитый план восстановления Европы.
В июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских стран для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку общеевропейской экономической программы. На этой конференции была заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета) европейского экономического сотрудничества. Ее задачей стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на 4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об объеме помощи европейским странам в порядке реализации “плана Маршалла”. В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение конгресса законопроект о “плане Маршалла”.
Речь Д.Маршалла в Гарвардском Университете
“Я не могу не сообщить вам, что ситуация в мире остается крайне серьезной. Это должно быть, очевидно, всем думающим людям. Когда говорят о потребностях восстановления Европы, то правильно оценивают масштабы людских потерь, очевидное разрушение городов, заводов, шахт и железных дорог, однако за последние месяцы стало ясно, что это очевидное разрушение, вероятно, носит менее серьезный характер в сравнении со сдвигами в самой структуре европейской экономики. Последние десять лет условия были в высшей степени ненормальными. Лихорадочная подготовка к войне охватывала все аспекты народного хозяйства. Машины выработали свой ресурс или полностью устарели. Согласно разрушительному для экономики нацистскому закону, фактически каждое предприятие было приспособлено для нужд немецкой военной машины. Старейшие коммерческие связи, частные учреждения, банки, страховые компании и пароходства исчезли путем разорения, поглощения или национализации. Деловые структуры Европы в течение войны пришли в полный упадок. Восстановление было серьезно задержано тем фактом, что спустя два года после завершения военных действий мирное соглашение с Германией и Австрией до сих пор не было подписано.
Информация о работе Становление стран западной европы в послевоенный период