Становление и основные этапы исторического развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 05:11, лекция

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным
существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между
собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с
другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим
отказано во всем?

Работа содержит 1 файл

Становление и основные этапы исторического развития социологии.docx

— 22.51 Кб (Скачать)

 

Учение о методе Э. Дюркгейма  Как отмечалось выше, социология вычленилась  в качестве самостоятельной отрасли  знания вследствие своей претензии  на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда  не су­ществовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов  считает необходимым говорить о  последовательном возникновении в  рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

 

 

Классический тип научности, по его мнению, был представлен  такими видными социологами, как  О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм. Основные принципы классической методологии  сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим  для всей действительности. Нет никаких  специфических социальных законов. 2) Поэтому социология должна строиться  по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим  критерием научности является объективность  содержания знания-Это значит, что  социологическое знание не должно содержать  в себе субъективные впечатления  и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение  в требовании «социология как  наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

 

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э. Д-юрк-гейма. «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального  факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

 

Первое правило состоит  в том, чтобы «рассматривать социальные факты как веши». Это означает, что: а) социальные факты внешни для  индивидов; б) социальные факты могут  быть объектами в том смысле, что  они материальны, строго наблюдаемы и безличны;

 

в) устанавливаемые между  двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

 

22

 

 

Второе правило состоит  в том, чтобы «систематически  отмежевы-ггьсяот всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология преж-:1е  всего должна порвать свои связи  со всякими идеологиями и личност-эъши пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрас-удков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

 

Третье правило состоит  в признании примата (первенства, 1риоритета) целого над составляющими  ее частями. Это означает 1ризнание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в  мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая  своими собственными законами, не сводимыми  к сознанию или действию каждого  индивида.

 

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что  происходит на уровне индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат — коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно  имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной  реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.дений различных аспектов этой теории.


Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии