Стандартизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 21:00, реферат

Описание работы

Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.79 Кб (Скачать)
 
  • · забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся  странах, где главное внимание уделяется  выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО  планирует расширить сферу предоставляемых  технических услуг. Ею определены три  приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками  ИСО, в качестве международных нормативных  документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение  гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной  стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться  стандарты серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность  за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных  закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи  ИСО изучает возможности международной  стандартизации в неправительственном  секторе. В перспективе будет  возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители  рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной  работе трех главных организаций  по международной стандартизации и  в следующем столетии.

Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента  на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных  природоохранных инициатив.Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

2. Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

3. Международный - через улучшение условий международной торговли. Система стандартов ISO 14000

Документы, входящие в систему, можно условно разделить  на три основные группы:принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);

  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.

Системы экологического менеджмента 

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации(предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему  УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к “постоянному улучшению” системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений". Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента  интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные  за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные  с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему  документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны  предприятиям

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они  не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения  того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются  требования законодательства.

Организация может  использовать стандарты ISO 14000 для  внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона  через 10 лет от 90 до 100 процентов больших  компаний, включая транснациональные  компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может  понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться  на национальном уровне. Судя по опыту  таких стран, как Канада, ведущую  роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие  как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и  т.д.

Ожидается, что  стандартный процесс регистрации  будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы  экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей  стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация  в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться  необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем  будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

4. Стандартизация: место и роль в системе технического  регулирования

Важность и  необходимость стандартизации Российское государство поняло еще в 1900 году, когда попыталось стандартизировать  зерновые в части торговой классификации, проводило работы по унификации вооружений, вводило нормы проектирования электротехнических изделий.

Информация о работе Стандартизация в России