Стандартизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 21:00, реферат

Описание работы

Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Стандартизация  является инструментом обеспечения  качества продукции, работ и услуг  – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы  стать участником мирового хозяйства  и международных экономических  отношений необходимо совершенствование  национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные  предприятия в условиях современной  конкуренции не только на внешних  рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленных предприятий. Право предприятий  на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей  практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом  уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными  нормами.

Стандартизация  в том виде как это было в  плановой экономике, не только не вписывалась  в новые условия работы, но и  тормозила либо просто делала невозможной  интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие  вступления нашего государства в  ГАТТ/ВТО.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств  измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти  на мировой рынок, заинтересованы в  выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация  основывается на последних достижениях  науки, техники и практического  опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные  решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему  внедрению научных достижений в  практическую деятельность.

Стандартизация  создает организационно-техническую  основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт –  это образец, эталон, модель принимаемые  за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Стандарт разрабатывается  на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила  и требования различного характера.

Итак, переход  страны к рыночной экономике с  присущей ей конкуренцией, борьбой  за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

1.Понятие  стандартов и стандартизации. Система стандартов  Российской Федерации

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.

Цель  стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Аспект  стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство ( или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами  стандартизации конкретной продукции  являются:

  • Термины и определения;
  • Условные обозначения и сокращения;
  • Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);
  • Требования к основным показателям уровня качества (полезности);
  • Требования к основным показателям уровня экономичности;
  • Требования к комплектности продукции;
  • Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;
  • Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;
  • Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);
  • Требования к правилам и средствам приемки продукции;
  • Требования к маркировке продукции;
  • Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандартизация  осуществляется на разных уровнях:

  • международная стандартизация;
  • региональная стандартизация;
  • национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;
  • административно-территориальная стандартизация.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Виды стандартов:

  • государственные стандарты;
  • международные стандарты;
  • отраслевой стандарт;
  • стандарты предприятий;
  • стандарты общественных объединений (научно-технические общества)
  • (стандарты на новые продукции и услуги);

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного  воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания  продукции. Стандартизации подлежит и  сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в  стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту  продукцию качественной.

Показателями  стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью  условных единиц, обозначений или  понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

В настоящее  время сформировалась государственная  система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и  распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Нормативные документы  по стандартизации делятся на следующие  разновидности:

  • государственные стандарты России (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • стандарты научно-технических и инженерных объединений;
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий.

Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К  обязательным относятся:

  • требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
  • требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
  • метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
  • положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Рекомендационные  требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:

  • это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
  • эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
  • изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

Обязательные  требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами –  субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Отраслевые стандарты  разрабатываются на продукцию при  отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости  установления требований, которые превышают  или дополняют требования государственных  стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями  и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который  их утвердил.

Стандарты научно-технических  и инженерных объединений разрабатываются  в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

Технические условия  и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения  между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:

  1. Гармонизация отечественной нормативно - технической документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.
  2. Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.
  3. Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.
  4. Сопровождение тенденции отказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.
  5. Оптимизация количественного состава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.
  6. Совершенствование методологии разработки документации.
  7. Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико-экономической эффективности производств.

Государственное управление стандартизацией в России, включая координацию деятельности государственных органов управления и органов исполнительной власти на местах, осуществляет Госстандарт  России, который формирует и реализует  государственную политику в области  стандартизации, осуществляет государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов, участвует в работах  по международной (региональной) стандартизации.

Создание в  России системы стандартов, соответствующих  требованиям рыночной экономики, позволяет:

    • значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;
    • превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;
    • стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;
    • превратить стандарты в продукт демократического согласования заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;
    • создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

Информация о работе Стандартизация в России