Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:23, курсовая работа
Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Введение...............................................................................2
1. Понятие среднего класса.....................................................4
2. Процесс зарождения и формирования среднего класса...6
3. Критерии отнесения к среднему классу.............................9
4. Численности среднего класса в России............................12
5. Слои среднего класса..........................................................13
6. Состав среднего класса.......................................................14
7. Имущественные характеристики среднего класса...........17
8. Средний класс и его работа................................................21
9. Особенности российского среднего класса......................23
Заключение.........................................................................27
Список используемой литературы....................................29
Ресурсная предпосылка включает в себя
потенциальные источники рекрутирования
в средний класс и состоит из имевшихся
в социальной структуре советского общества
массовых социальных слоев, обладавших
рядом значимых профессионально-
Из-за распространенности исключительно "надстроечных" представлений об идеологии чаще всего речь ведется об одной стороне процесса формирования среднего класса - создании экономической основы. Однако история становления обществ с сильным средним классом и его кризисов свидетельствует о том, что самостоятельную и важную роль в его положении играет и другая - идейная - основа.
Незаконченность процесса формирования среднего класса заключается и в том, что у него не до конца осознаны собственные интересы, нет своих политических партий, нет осмысленного тяготения к центризму. Не в полной мере у российского среднего класса сформирована и соответствующая система духовных ценностей. Не характерно для нашего СК и законопослушание, являющееся важнейшей чертой западного СК .
Какие черты у зарождающегося СК в России
уже присутствуют? Это, прежде всего, частная
собственность:
Есть у российского СК и специфические национальные черты. Среди них на первом месте стоит способность к выживанию.[4]
Анализ основных социально-экономических показателей за 1997 год давал основания думать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно; несмотря на такие негативные тенденции, как рост напряженности на рынке труда, длительные задержки выплат заработной платы и пенсий, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - рост объема сбережений, снижение доли питания в структуре доходов, оживление на потребительском рынке. Относительно высокая, по данным наших обследований, субъективная оценка уровня адаптированности к сложившимся социально-экономическим условиям также давала основания для оптимизма.
Упор делается на "новый" средний класс как движущую силу постиндустриализации; при этом в центре внимания оказываются главным образом интеллектуалы, обладатели дорогостоящего "человеческого капитала", который может быть востребован в условиях динамично развивающегося частного сектора экономики и "третичного сектора". В основе поведения этого среднего класса - "новая рациональность", то есть стремление не к деньгам и материальному благополучию самому по себе, а к самореализации через процесс-инновации и продукт-инновации.
Но в России одновременно действуют разнонаправленные факторы, представляющие угрозу для среднего класса. С одной стороны, чрезвычайная концентрация крупного финансового капитала, генетически связанного с властью, с другой -- сохранение значительного (хотя при этом не ограничивающего крупный капитал) государственного регулирования в экономике, а также увеличение доли социальных расходов государства на поддержание количественно растущих нижних слоев.
Таким образом, не приходится говорить о реализации значимых для среднего класса ценностей в ситуации:
Не случайно формирование массового среднего класса на всех этапах реформ в России декларируется как одна из целей преобразований. Но достичь ее, по признанию самих реформаторов, в частности А.Чубайса, так и не удалось.
Еще недавно исполнительная власть с уверенностью говорила о достижении данной цели в краткосрочной перспективе. Правда, уже иными путями. Если в начале реформ провозглашалось, что массовый средний класс возникнет как широкий слой частных собственников в результате непосредственной передачи бывшей государственной собственности раскрепощенным для частной инициативы российским гражданам, то теперь вывод о скором формировании массового среднего класса обосновывается: неизбежностью возникновения у крупных собственников острой нужды в услугах специалистов и управленцев и мультипликативным эффектом от этого для других рынков и макроэкономической стабилизацией, создающей условия для внешних и внутренних инвестиций.[6]
Формирование полноценного среднего класса в России напрямую связано с преодолением системного кризиса и движением не к примитивному рыночному хозяйству со значительным криминальным сектором и архаизацией структуры занятости, а к социально ориентированному рынку и постиндустриальному обществу.[5]
Очевидно, что формирование нового среднего
класса в России решает не только экономические,
но и политические проблемы. Это достаточно
длительный и противоречивый процесс,
охватывающий экономические отношения
и институциональные преобразования,
опирающиеся на такие базовые понятия,
как свобода, собственность, государство,
интересы, власть, на их сложное диалектическое
взаимодействие.
3.Критерии отнесения к среднему классу.
Исследователи российского среднего класса все еще не выработали единую или хотя бы преобладающую концепцию его идентификации. В качестве исходных теоретико-методологических положений нами приняты следующие. Средний класс как сложное социально-экономическое образование не может быть выделен на основании одного или нескольких критериев. Скорее, он может быть определен и описан в виде структурно-функциональной модели, включающей ряд взаимосвязанных признаков и функций. Такой подход имеет традицию в отечественной литературе. Речь идет об идентификационной цепи признаков и функций: профессия, образование, профессиональный статус, доход, сбережения, инвестиционное поведение, социальное воспроизводство, социально-политическая стабилизация. Понятно, что незрелость социальной структуры общества переходного типа соответствует разрывам и деформациям связей между звеньями этой цепи. Именно поэтому в. настоящее время целесообразно говорить не о российском среднем классе в классическом смысле, а о социальном слое, обладающем несколькими существенными из перечисленных признаков и потому имеющем потенциал для перерастания.[4]
Проблема определения среднего класса, по моему мнению, не может сводиться только к критерию дохода, благосостояния. Средний класс как социально-структурный феномен определяется комплексом критериев (признаков), количественными и качественными характеристиками. Уже поэтому сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать в аспекте социальных статусов тех групп, которые, вероятно, в него войдут. При всей пестроте структуры среднего класса ( что видно из данных по тем странам, где он наличествует) можно выделить какие-то существенные общие, либо сближенные черты статусов этих групп:
Лица, для которых признаки, указанные в пунктах 1-5 , имеют высшее выражение, составляют группы, расположенные на социальной лестнице выше среднего класса (выше среднего, высший слой, элита). [3]
Вопрос о том, какие группы населения можно считать средним классом в реальных социально-экономических условиях современной России, кроме его политической актуальности, приобретает и самостоятельное методологическое значение в связи с трансформацией классических критериев стратификации общества в переходных условиях.
В западной социологии обычно применяют 2 критерия определения среднего класса - субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе "самоидентификации", то есть исходит из мнения самих членов общества относительно того , к какому социальному слою (классу, страте) они принадлежат, или из самозачисления индивида в тот или иной класса. Объективный критерий, используемый социологами, основан на признаках, не зависящих от мнения индивида. Таких признаков в сущности два: характер деятельности (труда) и величина дохода.
В Англии, например, с 1981 г. принята следующая классификация по характеру трудовой деятельности согласно Генеральному Регистру:
1)Осуществляющие профессиональную (высокопрофессиональную) деятель-
ность;
2)Выполняющие временные (сезонные) работы;находящиеся в стадии выбора профессии;
3)Выполняющие квалифицированный нефизический труд;
4)Выполняющие квалифицированный физический труд;
5)Выполняющие работу, не требующую высокой квалификации;
6)Выполняющие неквалифицированную работу (разнорабочие).
Считается, что граница между средним и рабочим классом проходит между 3 и 4 группами. При этом, правда, предполагается, что в стабильном обществе как уровень дохода, так и социальный статус человека решающим образом зависит
от характера трудовой деятельности. В России, однако, в 90-е гг. развернулась масштабная ломка сложившейся социально-экономической системы, а потому и прежней статусной иерархии. Если применить вышеприведённую классификацию к нашей действительности, то станет очевидным, например, что значительная часть представителей 1-й и 3-й категорий, занятых в государственном секторе оказались - в силу "усыхания" бюджета и деградации ряда направлений государственной политики доходов и социальной политике вообще - отброшенными по уровню доходов и жизненным стандартам за границы средних слоёв. И, напротив, некоторые представители 4-й и 5-й групп совершили заметное социальное восхождение.
Второй объективный показатель - доход - более точен, но его труднее зафиксировать в количественном отношении, поскольку необходимо учитывать не только поддающиеся исчислению первичные доходы, включая заработную плату, предпринимательский доход и ренту, но и социальные трансферты, льготы и прочее.
Особую сложность представляет определение уровня дохода в нынешнем российском обществе, где, во-первых, сохраняются весьма существенные государственные дотации, которыми пользуются в том числе и представители отнюдь не обездоленных слоёв общества - на жильё, общественный транспорт и т.п., - существенно искажающие картину. Во-вторых, в силу ряда причин, которые слишком сложны, и достаточно хорошо известны, чтобы на них здесь останавливаться (масштабы теневой экономики и т. п.), уровень реальных денежных доходов россиян, особенно относительно состоятельных слоёв общества, значительно превышает официально декларируемые цифры.[1]
Очевидно, что несовершенство статистики доходов и имущественного состояния граждан, неустойчивость и интенсивная хаотичная динамика размеров доходов у значительных групп населения приводит к тому, что объективный критерий выделения среднего класса может быть использован только в качестве уточняющего, дополняющего данные, полученные в результате самозачисления опрошенных в те или иные социальные слои и классы.
Информация о работе Средний класс в современном российском обществе