Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:05, курсовая работа
Цель работы: сравнительная характеристика теорий социального научения Альберта Бандуры и …
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятия социальное научение.
2. Показать историю возникновения теории социального научения, эволюцию взглядов ученых, занимающихся ей, рассказать о существующем разнообразии теорий .
3. Провести сравнительный анализ основных теорий социального научения …. И …
4. Определить актуальность данных теорий в современном обществе.
5. современные исследования по данной проблеме.
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра социологии
Дисциплина: социальная
психология
Сравнительная характеристика теорий социального научения.
Курсовая
работа
Работа выполнена: студенткой 2 курса
дневного отделения группы 2С-21
специальности 040201
Якшиной М.М.______
дата________________
Научный руководитель:
доцент кафедры социологии,
Ильясов
А.А._______
Череповец, 2010г.
Введение.
В современном мире все большее внимание уделяется проблеме социализации. Ведь именно от удачи или неудачи этого процесса в итоге мы получаем или активного, полноценно функционирующего члена общества, либо человека с девиантным поведением. "Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества. В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями." (Социализация личности в современных социокультурных условиях Антонова Марина Валерьевна)
Проблематика вопроса социализации личности состоит в том, что появляются новые и радикально изменяются традиционные каналы социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей.
В
связи с этим повышается интерес
к теориям социального научения. Потому
что эти теории рассматривают не только
как происходит социализация, но и почему
она происходит.
Объект работы: теории социального научения ...
Предмет: теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
Цель работы: сравнительная характеристика теорий социального научения Альберта Бандуры и …
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятия социальное научение.
2. Показать историю возникновения теории социального научения, эволюцию взглядов ученых, занимающихся ей, рассказать о существующем разнообразии теорий .
3. Провести сравнительный анализ основных теорий социального научения …. И …
4. Определить актуальность данных теорий в современном обществе.
5. современные исследования
по данной проблеме.
Введение.
В настоящий
момент все большую актуальность
в обществе и среди ученых приобретает
проблема социализации, найти статью
про социализацию и то, что ей
мешает. Поэтому и актуальны теории
социального научения.
Часть 1. Общие понятия? Социализация, её функции. История возникновения и развития.
Часть 2. Сравнительная характеристика.
Часть 3. Современные
тенденции их развития.
Глава 1.
1.1
Общая характеристика
теории социального
научения: истоки, …
основные понятия.
На протяжении многих лет выдвигалось множество теорий, которые были призваны объяснить человеческое поведение. Большая часть теоретиков придерживалась того мнения, что главнейшими детерминантами поведения являются различные мотивирующие силы в виде потребностей, побуждений и импульсов, нередко действующих на подсознательном уровне. Поскольку сторонники этой научной школы полагают, что основными причинами проявления определенного вида поведения являются силы, заключенные в самом индивидууме, то именно в них они и ищут объяснение того, почему люди ведут себя так или иначе. В настоящее время такой подход пользуется широкой популярностью, однако сомнения по его поводу тоже высказываются.
Теории такого сорта не раз подвергались критике как с точки зрения концептуальной, так и эмпирической. Их критиковали за то, что внутренние детерминанты в них выводятся из поведения, которое они, предположительно, должны были порождать - таким образом, под маской объяснений кроются простые описания. Так, наличие враждебных импульсов выводилось из гневного поведения человека, которое затем приписывалось воздействию глубоко укоренившихся враждебных импульсов. Аналогично, наличие мотивов достижения выводилось из поведения, направленного на достижение; наличие мотивов зависимости - из зависимого поведения; наличия мотивов стремления к власти — из доминирующего поведения, и т. д. Не существует ограничений числа мотивов, выводимых из тех типов поведения, которые они, предположительно, порождают. Фактически, различные теории предлагают самые разнообразные перечни мотивов: одни из них содержат универсальные, многоцелевые побуждения, другие — различные наборы специфических побуждений. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит.
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в "разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.
Работы ученых этого направления наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Он утверждали, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды.
В американской психологии считается, что теории социального научения - это самое значительное направление в исследовании развития детей.
В 30е года двадцатого века Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н- Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".
На
этой основе вот уже более полвека
разрабатываются концепции
В
области социального научения работает
уже несколько поколений
1900-1938
Предшественники
1938-1960
Первое поколение
1960-1970
Второе поколение
1970 - по н. вр.
Третье поколение
В начале своего становления теории социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность подкрепления была учтена в понятиях, описывающих мыслящего и познающего человека, который обладает ожиданиями и представлениями Таким образом, корни современной теории социального научения можно проследить до взглядов таких теоретиков, как Курт Левин и Эдвард Толмен. В настоящее время к числу наиболее влиятельных теоретиков соц. научения относят Джулиана Роттера, Альберта Бандуру и Уолтера Мишела. В число теоретиков социального научения научения иногда включают даже Ганса Айзенка и Джозефа Вольпе из-за характера их методов терапии, вытекающих из модели научения.
Рассмотрим истоки возникновения этой теории. Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихевиоризмом и психоаналитической теорией. Вслед за 3. Фрейдом они рассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального человека. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на универсальные принципы поведения, которые труднее выявить у нормальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами и это дает ценный материал длительного и динамичного изменения поведения под влиянием социальной коррекции.
С
другой стороны, Миллер и Доллард обращались
и к механизмам поведения животных, исследуемых
с помощью экспериментов. Миллер и Доллард
разделяют точку зрения Фрейда о роли
мотивации в поведении, полагая, что поведение
как животного, так и человека является
следствием таких первичных (врожденных)
побуждений, как голод, жажда, боль и т.д.
Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь
не угашены. В соответствии с бихевиористской
традицией Миллер и Доллард определяют
силу побуждения количественно, измеряя,
например, время депривации. Помимо первичных,
существуют вторичные побуждения, включающие
гнев, вину, сексуальные предпочтения,
потребность в деньгах и власти и многие
другие. Самые важные среди них - страх
и тревожность, вызванные предшествующим,
ранее нейтральным стимулом. Конфликт
между страхом и другими важными побуждениями
служит причиной неврозов.
1.2.
Альберт Бандура. "Теория социального
научения"
Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия, однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов - Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Альберт Бандура родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники. Опубликовано очень мало сведений о его детстве.
Информация о работе Сравнительная характеристика теорий социального научения