Сравнение социологических концепций Э.Дюркгейма и М.Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Вначале своего развития социология по сути дела касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права экономики, морали, искусства, религии и др. Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во-первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во-вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого.

Работа содержит 1 файл

Моя контр.работа.docx

— 39.75 Кб (Скачать)

Макс Вебер же, напротив, считал, что коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их индивидов. Они (коллективы, группы) представляют способы организации действий отдельных индивидов.

Также Вебер упоминает в своей  концепции ещё один факт, то, что человеческое поведение, в отличие от «поведения» природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем, что люди наделены разумом. Социальное поведение (социальное действие) содержит осмысленное построение.

Возможности социологического понимания  ограничиваются действиями и поведением индивидов.

Речь идет о том, что специфическим  объектом понимающей социологии Вебер  провозглашает не внутреннее состояние  или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а  его действие. Действие - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение  к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что  оно предполагает наличие определенного  субъективного смысла.

В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и  оценки. Ценностное суждение – суждение личности и оно субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности - это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность. Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает гак: Изменение ценностных предпочтений социолога определяются «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.

Понимание в социологии М. Вебера тесно  связано с категорией идеального типа, выступающей в качестве базовой  для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый. Идеальный тип - это проявление своеобразного «интереса эпохи», мыслительная конструкция, своеобразная теоретическая схема, которая, строго говоря, не извлекается из эмпирической реальности. Поэтому не случайно Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает: «По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности» [1990. С. 389]. Идеальный тип не встречается в самой повседневной действительности. Он создается ученым как инструмент для познания исторической реальности и современного мира. Для Вебера образование абстрактных идеальных типов выступает не как цель, а как средство научного познания и понимания. В этом отношении значительный интерес представляет следующее рассуждение немецкого социолога: «В исследовании идеально-типическое понятие - средство для вынесения правильного суждения. «Идеальный тип лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез». [Там же. С. 389].

Вебер понимал, что идеальный тип  является определенным упрощением и  идеализацией социальных явлений и  процессов. Более того, он считал, что  чем более абстрактным и нереалистичным является идеальный тип, тем лучше  он способен выполнить свои методологические функции, тем полезнее использовать его в качестве средства классификации  конкретных явлений и процессов  как в историческом разрезе, так  и в особенности в изучений актуального общества: «Идеальный тип  определенного общественного состояния, сконструированный посредством  абстрагирования ряда характерных  социальных явлений эпохи, может - и это действительно часто случается -- представляться современникам практическим идеалом, к которому надлежит стремиться, или, во всяком случае, максимой, регулирующей определенные социальные связи».[Там же. С. 395].

Одна из главных и противоречивых проблем Веберовской социологии состоит в ответе на вопрос: как конструируется идеальный тип - из знания или из эмпирической реальности? С одной стороны, ученый говорит, что идеальный тип - это утопия, наша фантазия (в том смысле, его нет в конкретном, индивидуальном виде. С другой - идеальные типы появляются из самой действительности за счет выделения, усиления таких сторон, которые кажутся исследователю типическими.

Противоречия, возникшие у Вебера в связи с образованием идеально-типических понятий, связаны с различными функциями  и различным происхождением идеальных  типов. В социологии идеальный тип  выполняет функцию обнаружения  типического, закономерного в явлениях и процессах.

Итак, можно сделать вывод, что по Э. Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное «реальна», как и другие виды реальности (биологический, психологический, экономический), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами. 
Общество- реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Здесь подчеркивается одна основная идея, которая пронизывает все творчество Э. Дюркгейма. Речь идет о признании автономии социальной реальности и, прежде всего по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. По сравнению с индивидом, общество рассматривалось как более богатая содержанием реальность. Э. Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если же отталкиваться от последних, то невозможно понять ничего в том, что происходит в группе»[3, 120] - писал он. 
Коллективное или общее сознание он называл психическим типом общества, 
имеющим свой способ развития, несводимый к материальной основе, свои 
свойства, свои условия существования. 
При рассмотрении генезиса коллективного, или общего сознания Э.Дюркгейм опирался на идеи непрерывного развития природы и «творчество синтеза» простого в сложное. 
Отношения индивидов в обществе истолковывались им как отношения 
ассоциации, в результате которой возникает новое качество - социальная 
жизнь как процесс деятельности. «…как всякое увеличение в объеме и 
динамичной плотности обществ, делая социальную жизнь более интенсивной, расширяя умственный горизонт и сферу деятельности индивидов, глубоко изменяет основные условия коллективного существования». [3, 135] Социолог истолковывал отношение общества и 
индивидов как отношение целого и его частей, постоянно ссылаясь на 
пример химического целого как синтеза его составных элементов.

М. Вебер, напротив, отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. М. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По его мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действии. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным о, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни

Заключение

Итак, я попыталась сравнить социологические  концепции Э.Дюркгейма и М.Вебера. В их теориях присутствуют и сходство и различия. Но вне зависимости  от их взглядов, они занимались одним  делом – изучали сущность социологии, и этим самым внесли огромный вклад  в науку.  В научном творчестве Э. Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. В гипотезе мы выделили исследование социальной реальности в работах Э. Дюркгейма, как то, из чего состоит общество. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э. Дюркгейм трактует общество как нравственную реальность. Все что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Он внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Социальное поведение всегда регулируется набором правил. 
Э. Дюркгейм явился родоначальником структурно - функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. 
Основной принцип его методологии – это изучение социальных фактов как 
вещей. Он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную 
науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков. 
Э. Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение 
профессиональной социологической этики. 
Природа общества, его интегративное начало, его «здоровье» и 
патологическое состояние, методы социологического исследования и статус 
социологии как науки – все эти проблемы, решаемые Э. Дюркгеймом с 
позиций философско-социологической концепции, принадлежат к числу 
важнейших проблем теоретической социологии.

Макс Вебер же считал, что общество состоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно - человеческое порождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать понимание чувств, мотивов, интересов этих людей.

Одной из важнейших отличительных  черт науки о человеческом обществе должно быть понимание. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. А поскольку все люди имеют общую человеческую природу, необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение  личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и  ориентация на другого (других). Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к  поведению других людей – необходимые  моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер. Он утверждает, что «социология не должна претендовать на что- то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов»

Занимаясь изучением социологии, М.Вебер  и Э.Дюркгейм раскрыли все существующие грани этой науки, попытались дать определение  таким понятиям как «социология», «общество», «действие» и т.д. В настоящее же время интерес к социологии как науке об обществе не утрачивается, а, наоборот, повышается.

Список  использованной литературы

  1. Социология: Ее предмет, метод, предназначение/ Э. Дюркгейм; сост., пер. с фр. А.Б. Гофмана.- М.; Канон,1995.
  2. Эмиль Дюркгейм как социальный философ./ Николаев Ю.Н. "Социологические исследования", 1978,
  3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989
  4. М. Вебер: Социология в системе наук о культуре// История теоретической социологии в 4 т.Т.2.М.,1998
  5. Социология Макса Вебера/ Кравченко А.И.. - М.,1997
  6. Социология Эмиля Дюркгейма: критический анализ теоретико-методологических концепций /Е.В. Осипова; АНСССР. Ин-т социол. исслед.- М.:Наука,1977.
  7. Избранные произведения : пер. с нем./М. Вебер; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко.- М.: Прогресс,1985
  8. Социология XX века: История и технологии./ Э.А.Капитонов.- Ростов н/Д: Феникс,1996

 
 
  

1 См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл. I.

 


Информация о работе Сравнение социологических концепций Э.Дюркгейма и М.Вебера