Сравнение социологических концепций Э.Дюркгейма и М.Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Вначале своего развития социология по сути дела касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права экономики, морали, искусства, религии и др. Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во-первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во-вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого.

Работа содержит 1 файл

Моя контр.работа.docx

— 39.75 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия  
государственной службы» 
Кафедра социологии

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Сравнение социологических концепций

  Э.Дюркгейма и М.Вебера»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса 

9127 группы

Мамакина Анжелика

Научный руководитель:

канд. социол. наук, 
доцент кафедры 
Руденская Ю. Е.

 

 

 

Новосибирск 2009

Введение 
Социология есть наука об обществе. Вначале своего развития социология по сути дела касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права экономики, морали, искусства, религии и др. Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во-первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во-вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого. 
Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX веке появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и других социологов.

Далее мы проанализируем взгляды по этому вопросу Макса Вебера и  Эмиля Дюркгейма. Мы отобрали их потому, что эти авторы внесли наиболее существенный вклад в развитие социологической  теории. 
Цель работы: изучить и попытаться сравнить основные положения социологических концепций Э. Дюркгейма и М.Вебера, оценить их вклад в мировую социологию.  
Задачи работы: просмотреть все публикации по данной теме, определить суть исследований Э.Дюркгейма и М.Вебера, сравнить их концепции. 

Социологические теории Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Социология изучает развитие общества как социального организма, взаимоотношения  индивидов между собой, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма  и социальной справедливости.

Для начала проследим, что есть социология для каждого  социолога, то есть для Дюркгейма  и Вебера. Исследование причинности  приближает социологию к естественным наукам; использование понятия функции  более тесно связывает ее с  науками общественными. Дюркгейму  казалось, что он исчерпал возможности  социологического анализа установлением  причин и функций социальных явлений. Осознание возможностей «понимающей  социологии», очерченных М. Вебером, т.е. исследование социальных ситуаций и  процессов с точки зрения мотивов  действующих лиц, участвующих в  этих процессах, ему было чуждо. Этот последний аспект проблемы ограничивается у Дюркгейма только замечанием, что  человеческие индивиды, которые являются членами групп и связаны между  собой и с группой, как таковой, должны перед лицом все возрастающей жестокости социальной жизни искать решение, которое способствовало укреплению их группы, сохранению общих ценностей  и их собственного существования. Но Дюркгейм не рассматривал этой проблемы систематически. Он не представлял  себе социологического анализа иначе, как в терминах причин, функций, происхождения  и функционирования. Оппозиция психологическому методу объяснения социального внушала  ему предубеждение против интерпретации  социальных феноменов в терминах индивидуальных мотивов или путем  анализа целей и средств.

Для Э. Дюркгейма, как  известно, консенсус – это рационально  осознанная солидарность, последняя  же есть органическое свойство «нормальной» социальной жизни людей. Это представление, отражающее доминирующую стабилизационную тенденцию учения Дюркгейма, было развито  в русле стабилизационного сознания 1940-1950-х годов.

М. Вебер же двигался в направлении, которое, несмотря на его антигегельянство, подчас сближало его представление о консенсусе с гегелевским: консенсус в его  понимании оказывается чем-то скорее дисгармоническим, исполненным «трагики», чем гармоническим. М. Вебер стремился  понять консенсус не как атрибут  «нормального» общественного состояния, но как неотъемлемую характеристику любого человеческого общества, коль скоро оно все-таки существует, а  не распадается, и, следовательно, обладает элементарным «порядком». Вебер решительно противополагает консенсус солидарности, будучи убежденным, что поведение, ориентированное  на консенсус, вовсе не обязательно  предполагает солидарность в качестве условия. Речь идет, стало быть, о  вынужденном согласии, которое не исключает ни борьбы интересов, ни конфликта  разнонаправленных тенденций.

Если этот взгляд и выражает определенное стремление к стабилизации социального  порядка, то это такой порядок, который  устанавливается с ясным сознанием  «беспорядка», угрожающего ему не только извне, но и «изнутри».

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.  Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом – «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук. 
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, т.е. «материальный субстрат» общества и «коллективное сознание» общества. Социальные факты характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него принудительное воздействие1. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии; ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. 
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи".

В отличии от Э. Дюркгейма, Макс Вебер (1864 – 1920) – один из крупнейших социологов конца ХIХ- начала ХХ в - отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. Вебер четко связывает предмет этой науки с изучением социального действия: «Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым объяснить процесс и воздействие». Понятие «социальное действие» в трактовке Вебера производно от действия, под которым понимается такое человеческое поведение, в процессе которого действующий индивид вкладывает в него субъективный смысл. Значит, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

«Социальным действием» Вебер называет такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Следовательно, социальное действие не просто «самоориентировано», оно ориентировано, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным.

Вебер приводит пример: «люди одновременно раскрывают зонты, но это вовсе не означает, что индивиды ориентируют  свои поступки на действия других людей, просто их поведение, в равной мере, вызвано потребностью спрятаться от дождя. Значит, нельзя считать социальным действие, которое определяется ориентацией на какое-либо природное явление.

Следовательно, социальное действие включает в себя два момента:

  1. субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей);
  2. ориентацию на других (другого), которую Вебер называет «ожиданием» без чего действие не может рассматриваться как социальное.

 Его основным субъектом является  индивид. Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном.

Целерациональное действие - это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, и использование этого в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели». Целерационное поведение определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения.

Ценностно-рациональное действие основано «на вере в безусловную - теоретическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность, независимо от того, к чему оно приведет. Субъект поступает рационально, идя на риск не ради достижения внешне фиксированного результата, а из верности собственному представлению о чести.

В целерациональном действии для Вебера смысл действия и самого действующего совпадает: понять смысл действия -- это и значит в данном случае понять действующего индивида, а понять его -- значит понять смысл его поступка. Такое совпадение Вебер считал идеальным  случаем, для которого должна отправляться социология как наука.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял  и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права и т.д. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

По мнению Вебера, социология должна рассматривать в качестве исходного  пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии, ее «атомом», тем простейшим единством, которое само не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности. 
В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида и происходит подавление личности. Она предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств. Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам. Она предполагает самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе. При этом необходима такая солидарность, которая основана на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности. Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс. Любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Видятся социальные проблемы и конфликты. Э. Дюркгейм объясняет их отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. При этом «социальное», по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни.

Информация о работе Сравнение социологических концепций Э.Дюркгейма и М.Вебера