Специфика социальных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как тех-нология.

Содержание

Введение……………………………………………..3

Понятие социальных технологий………………….3

Классификация социальных технологий………….5

Универсальные социальные технологии………….6

Частные социальные технологии…………………10

Вывод……………………………………………….16

Список литературы……………………………..…18

Работа содержит 1 файл

Социология_specifika_socialnyh_tehnologiy_v_socialnoy_rabote.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление

этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений

3.Резкое снижение  социального статуса пожилого  человека в обществе.

Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении дли-

тельного времени  осуществлять эффективный процесс  социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам.

4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Возникновение этой проблемы обусловлено значительным изменением

режима трудовой и производственной деятельности, которое  является одним из следствий достижения человеком пожилого возраста. Утратив необходимость посвящать значительное количество времени работе, человек не всегда в состоянии сам, без посторонней помощи найти адекватное своим новым возможностям занятие.

Основной  целью социальной поддержки пожилых людей должно стать

обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

Социальная  помощь – это деятельность по полному  или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

— Социальное обслуживание, то есть, обеспечение пожилого человека всем

необходимым в  денежной или натуральной форме, в виде конкретных услуг.

Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания

или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

— Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы социального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-

Психологические.

5.Социальная  работа с детьми.

Наряду с  малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества.

Ребёнком  признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным  законодательством не установлен более  ранний возраст совершеннолетия.

Всё множество  социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Проблемы, связанные с возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.Проблемы, обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Пробремы, связанные  с деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Проблемы, порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

— Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

—  Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений

(методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

— Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

—  Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

—  Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

—  Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность)

Выделяют следующие  основные категории детей, нуждающихся в социальной защите: дезадаптированные дети; беспризорные дети; дети-сироты; дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых; дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами.

Эффективная и  грамотная социальная работа с детьми предполагает опору на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

- безусловный  приоритет прав и интересов  ребёнка;

- оперативность  в решении социальных и личностных  проблем ребёнка;

- индивидуальный  подход к решению социальных  и личностных проблем ребёнка;

- равенство  интересов и прав всех детей,  независимо от их личных и  социальных характеристик;

- непрерывность  и последовательность в решении  социальных проблем ребёнка;

- гуманизм.

Реализация  этих принципов на практике позволяет  обществу выстроить действительно эффективную систему социальной защиты и поддержки детей, обеспечив себе, таким образом, возможность последовательного, непрерывного и поступательного развития.

 

 

Вывод:

 

Рассмотренные социальные технологии являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи. Использование этих технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы. Их системное применение на практике в условиях современного общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах и позволяет государству и обществу, при наличии соответствующего стремления, действительно решать проблемы, с которыми сталкиваются сегодня наиболее уязвимые в социальном отношении слои населения.

Существующая сегодня система социальной работы с такими группами населения как пожилые люди, дети, малоимущие и т.п., должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности. Это позволит обществу и государству создать систему социальной защиты населения, своевременно реагировать на изменения социального климата в обществе и эффективно решать те проблемы, с которыми сталкиваются различные общественные группы в процессе своей жизнедеятельности.

Для решения  этих задач необходимы совместные усилия государственных структур и организаций, общественных объединений, научного и педагогического сообщества.

Вместе с рассмотренными технологиями социальной работы, обществу необходимы и другие, направленные на те социальные слои и группы, которые не входят в систему традиционных представлений об объектах такой деятельности, но испытывают сегодня не меньшие трудности в процессе своей социальной и личностной деятельности (военнослужащие, мужчины, женщины и т.п.). Необходимость подобной ориентации обусловлена тем, что в настоящее время из сферы социальной защиты, поддержки и помощи выпадают именно те общественные слои и группы, которые являются наиболее активными участниками социальной деятельности и трудом которых создаётся наибольшее число социальных благ, как материального, так и духовного характера.

Формирование  и развитие таких социальных технологий позволит не только расширить сферу социальной защиты, но и поможет в преодолении социального негативизма и укреплении социальной стабильности. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994.
  2. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  3. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М.-2001
  4. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. - Ростов–на/Д: Феникс,- 1996.
  5. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.А.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М: ИНФРА - М, 2002.
  6. Справочное пособие по социальной работе / Отв. ред. Панов А.М., Холостова Е.И. - М.: Юристъ, 1997.
  7. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. 5-е изд. М.: Академический Проект, 2006.
  8. Основы социальной работы с молодежью: учеб. Пособие / Ю. В. Манько,Е. Г. Слуцкий, Я. В. Кондратьевы и др.; под ред. проф. Ю. В. Манько.—СПб.: СПГУТД, 2005.
  9. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб, Питер, 2008.

 


Информация о работе Специфика социальных технологий