Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа
В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как тех-нология.
Введение……………………………………………..3
Понятие социальных технологий………………….3
Классификация социальных технологий………….5
Универсальные социальные технологии………….6
Частные социальные технологии…………………10
Вывод……………………………………………….16
Список литературы……………………………..…18
Содержание:
Введение……………………………………………..3
Понятие социальных технологий………………….3
Классификация социальных технологий………….5
Универсальные социальные технологии………….6
Частные социальные технологии…………………10
Вывод……………………………………………….16
Список литературы……………………………..
Введение
Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать оптимальные управленческие решения, выполнять их и другие. Возникновение ряда проблем современного общества потребовало разработки новых технологий их решения.
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.
Технологии
социальной работы наиболее динамично
развивающаяся отрасль
В результате вся практика социальной помощи делится по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся.
Понятие социальных технологий.
В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.
Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий:
1) наличие соответствующей степени сложности процесса деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы;
2) наличие соответствующих
средств осуществления
Характерными признаками технологии являются следующие:
1.Расчленение
конкретного процесса
2.Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный результат.
3.Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс.
Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:
- регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
-контролирует
деятельность субъекта
-гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;
-обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.
Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики человеческого общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена.
Классификация социальных технологий.
Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований и к числу наиболее значимых относятся:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
- универсальные социальные технологии;
- частные социальные технологии.
К универсальным
технологиям можно отнести
2.По уровню социальной деятельности:
- глобальные
социальные технологии, используемые
в масштабах всего человечества
- региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
- национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
- государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;
- муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
- функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
- инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;
- технологии
разрешения социальных
4. По характеру
воздействия на социальные
- формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
- стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
- сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
- разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру
и содержанию используемых
- организационно-
- социально-правовые технологии;
- медико-социальные технологии
- психологические технологии;
- педагогические технологии и т.п.
Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет, и не может быть социальной технологии. Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.
При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:
- изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);
- изменения
в определённых участках
- изменения
в системе субъект-объектных
Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.
Универсальные социальные технологии.
1.Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы, так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если социальный работник владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты различных групп населения.
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления,
т.е. анализ сложившейся
- стадия разработки
альтернативных целей,
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние
Разумеется, в реальной работе выдержать подобные разграничения достаточно трудно. Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке. Однако, для того, чтобы понять, что такое социальная диагностика, методологически важно выделить каждую из трёх составляющих этого процесса.
2. Социальная терапия.
В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации.
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации . Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.
Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них :
- исправление,
коррекция поведения и
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться.
3.Социальная профилактика.
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.