Специальные и отраслевые социологические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:11, реферат

Описание работы

Социология, как самостоятельная наука, сформировалась в начале XIX века. За прошедшие почти два столетия своего существования она обрела чёткую структуру, обзавелась множеством методов и направлений познания. Зародившись, как наука об обществе в целом, значительное время социология развивалась именно в этом ключе, на макросоциологическом уровне. В 30-х годах XX века, с ростом, а затем и кризисом западного индустриального общества, возникла потребность в разработке прикладных социологических теорий, эмпирических методов и поиске решений конкретных поставленных проблем. Это задало направление развития социологии преимущественно на микросоциологическом уровне. Накопленный материал практических наблюдений дал богатую почву для развития теории, но и привёл к неожиданным выводам. Например, что малая социальная группа тождественна всему обществу, а следовательно изменения происходящие в малой группе влияют на общество в целом. На практике можно увидеть, что это далеко не так: как бы мы не улучшали условия жизни в отдельно взятой группе или даже в нескольких группах, это не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на остальную часть общества. Стало ясно, что чисто эмпирическое познание зашло в тупик, и что правильный путь где-то посередине, в слиянии теории и эмпирики.

Содержание

Введение........................................................................................................ 2
Основные условия и формы жизнедеятельности общества..................... 4
Отрасли социологического знания............................................................. 8

Заключение................................................................................................... 18

Список используемой литературы.............................................................. 19

Работа содержит 1 файл

Спец и отр соц теории.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

    Экономику она рассматривает как один из базовых элементов общества, тесно  связанный с его социальной структурой и социальными процессами. Соответственно экономическая социология призвана исследовать экономическую жизнь, развитие экономики как социальный процесс, движимый активностью социальных субъектов, интересами, взаимодействием социальных сообществ. Особый интерес проявляет она к взаимодействию экономической и социальной сфер, к взаимовлияния и взаимообогащения экономических и социальных процессов.

    Предмет экономической социологии - социальные механизмы регулирования экономических отношений, особенности поведения социальных субъектов. Он охватывает совокупность структур, процессов, связанных с функционированием социальных структур и социальных отношений по собственности, особенности взаимодействия экономики как социального института с обществом, социальные функции экономики, формы регулирования экономических процессов, типы мышления и социального поведения в различных социально- экономических системах.

    Объект экономической социологии - экономика как социальное явление, её возникновение, развитие и место в жизни общества. В сфере экономики социология изучает социальное: субъектов, носителей экономических отношений, их взаимодействие, ролевое поведение, организационно -нормативные формы, социальные механизмы, определяющие функционирование и развитие экономики. Если экономика рассматривает человека как элемент трудовых ресурсов, как условие производства, то социология рассматривает человека как субъект экономических и социальных процессов.

    Социология труда и занятости - отраслевая социологическая теория, которая изучает закономерности формирования, функционирования и развития социальных образований (систем, сообществ и институтов) в сфере труда и связанные с ними процессы и явления.

    Труд - основа функционирования и развития человеческого общества. Во- первых, он является процессом взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует обмен веществ между собой и природой. Во- вторых, человек, воздействуя на природу, используя и изменяя её для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создаёт материальные и духовные блага, но и изменяет собственную природу, развивает способности и наклонности, производит социально необходимые качества, формирует себя как личность. Труд является фундаментом, на котором базируются социальные процессы, формируются социальные отношения.

    Главной социально- экономической проблемой, решением которой сегодня занимается социология труда, - занятость населения. Ведь она не только обеспечивает материальную основу бытия человека, но и способствует развитию его духовных, моральных качеств. Успешно решённая проблема занятости обеспечивает социальную гармонию в обществе. Нерешённость её приводит к социальному напряжению, деградации творческих и профессиональных качеств человека.

    Социология труда активно участвует в выработке и реализации средств социальной защиты работников. Изучает отношение работников к различным аспектам производственной ситуации, заботясь о том, насколько удовлетворяют составляющие процесса труда (условия, организация труда, заработная плата и т.д.) их интересы и потребности. Социология труда активно влияет на решение проблем адаптации работников к новым условиям труда, связанных с обновлением экономических отношений, внедрением современных технологий, изменением социально-психологических отношений между работниками. Исследования, прогнозы, рекомендации социологии труда касаются не только отдельных предприятий. Весьма важным является функционирование её на макроуровне, в формировании государственных программ по определённым аспектам или комплексам проблем в сфере труда и занятости в отрасли, регионе, государстве.

    Социология политики - отрасль социологического знания, изучающая социальные механизмы власти и их влияние в обществе, закономерности влияния социальных сообществ, институтов на политический порядок, социальные принципы политических и государственных институтов, состояние, тенденции, направления функционирования политического сознания, политического поведения в социальной среде.

    Политика - отрасль отношений между социальными субъектами (классами, социальными группами, политическими партиями, отдельными лицами, национальными сообществами, государствами) по осуществлению (использованию, распределению, завоеванию) политической власти. Власть же является неотъемлемым организующим элементом цивилизации.

    Предмет социологии политики охватывает социальные аспекты функционирования политической сферы - институциализации, социализации, инструментализации политических форм (государства, власти, демократии, консенсуса) в контексте социальной среды, а также политическое сознание и политическое поведение людей, отражённых в деятельности государственных и общественных институтов, организаций и в механизмах их влияния на процесс функционирования власти.

    Специфика социологии политики, в отличие от философии, юриспруденции, политологии и других наук, изучающих сферу политики, проявляется в исследовании её из социологических основ (с привлечением собственного потенциала и инструментария - концепций, теорий, методов). Её проблематика - это прежде отношения между политикой и обществом; социальными и политическими институтами; социальной и политическим поведением различных социальных групп: представленность интересов, потребностей социальных групп в политике государственной власти, их отношение к ней, которое проявляется в общественном мнении (суждениях, оценках) и в привлечении людей к деятельности общественно-политических организаций, процессов и т.д.

    Социология образования - отраслевая социологическая дисциплина, предметом которой является образование как социокультурный институт, её взаимодействие с другими институтами и обществом в целом, а также социокультурные процессы в сфере образования.

    Предмет социологии образования - состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования: законы, принципы, технологии обучения; взаимодействие с другими отраслями общественной жизни. Объект - сфера образования, то есть социальная среда, в которой разворачиваются, функционируют процессы образования, действуют субъекты образования.

    В обществе имеется взаимосвязь между образованием и социальными условиями. Последние оказывают существенное влияние на систему образования и в то же время само общество зависит от состояния образования.  Например, снижение финансирования образования ведёт к тому, что масштабы образования сокращаются. Очевидно, что общее снижение образовательного уровня населения влияет и на другие отрасли. Падает квалификация работников, политическая и экономическая грамотность,  уровень культуры индивидуума, что в конечном итоге приводит к деградации всего общества. Кроме функции собственно передачи знаний у образования есть и ещё одна - социализация, включение человека, прежде всего подрастающего поколения, во все аспекты жизнедеятельности общества.

    Специфичность процесса социализации людей в системе образования заключается в том, что он происходит целенаправленно, систематически, планомерно, с помощью определённого круга лиц (педагогов), в специальных учреждениях. Этот социальный институт распространяет господствующую в обществе идеологию, отражает в своей структуре и функционировании общественные отношения и является одним из важных средств обеспечения преемственности поколений, социальной непрерывности.

    Социология общественного мнения - специальная социологическая теория, изучающая сущность общественного мнения, его структуру, функции, каналы высказывания, закономерности его функционирования в различных сферах общественной жизни, политической, экономической деятельности, социальном управлении.

    Предмет социологии общественного мнения - закономерности, факторы, механизмы формирования, развития, функционирования и учёта оценочного отношения больших социальных групп, слоев, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности, которые вызывают общественный интерес. Её объект - общественное мнение как состояние массового сознания и волеизъявления.

    Как специальная теория, социология общественного  мнения выполняет функции, связанные  с исследованием социальной реальности, благодаря которым наука пополняется  знаниями о общественных процессах, явлениях, формулируя на их основе рекомендации относительно решения социальных проблем общества в целом, отдельных социальных общностей. Соответственно, совокупность её функций классифицируют на познавательную, практическую, информационную, мировоззренческую, прогностическую, управленческую.

    Изучение  общественного мнения тесно связано  с другими сферами жизни общества - политикой и экономикой. Ведь каждый член общества, даже если он занимает пассивную  социальную позицию, является избирателем и потребителем. В связи с этим, в последнее время  значительно возрос интерес к такому направлению в социологии общественного мнения, как манипулирование общественным мнением.

    Развитие  средств массовой информации создало  условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. Достаточно вспомнить перевыборы на второй срок Президента РФ Б.Н.Ельцина в 1996 году. За несколько месяцев до выборов его рейтинг среди избирателей был чрезвычайно низок, однако работа политтехнологов по манипулированию общественным мнением принесла необходимую ему победу.

    В связи с этим социологи стали  изучать проблемы эффективности  пропаганды и контрпропаганды. В  этих исследованиях эффективность  коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его.

    Социология права - отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования права в системе социальных институтов: генезис, динамику, структуру правовых норм и их роль в обществе, механизмы их реализации в поведении и деятельности личности, группы, организации, институтов, общества.

    Она призвана исследовать взаимосвязи  и взаимовлияния социальной действительности с правовыми системами и нормами права, рассматривая право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, соблюдение и выполнение которых обеспечивается как методом убеждения, так и методом принуждения.

    Проблематика  исследований социологии права охватывает несколько главных направлений. Одним из них является происхождение  правовых норм, состоящих на основании  существующих общественных отношений, отражая волю законодателя, потребности  общества, тенденции общественного развития, то есть социально обусловленными. Насколько адекватно правовые нормы воспроизводят требования жизни, реальное положение вещей, способствуют развитию общественных отношений, благодаря чему и как возникают конкретные правовые институты - все это исследует социология права.

    Социальная  обусловленность правовых институтов и права предусматривает глубокий анализ социальных отношений, которые  нуждаются в правовом регулировании. Поскольку они находятся в  постоянном развитии, важно не только выяснить их особенности на определённом этапе, но и спрогнозировать развитие в будущем.

    Социология религии - отрасль социологии, одна из специальных социологических дисциплин, изучающая взаимодействие религии и общества, её влияние на социальное поведение индивидов и сообществ.

    Рассматривая  религию как социальный феномен, социология религии направляет свой взгляд на социальные аспекты: как образуются и функционируют религиозные  группы и институты, благодаря чему они функционируют либо прекращают существование. В отличие от философии, социологию интересуют религиозные верования не сами по себе, а то, что происходит в обществе под влиянием религии.

    Воздействие религии на личность и общество не всегда однозначно. Индивид может  принадлежать к религиозной группе, но при этом не осознавать сути верований, которых она придерживается. С другой стороны, религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение независимо от верований и даже вопреки им, стимулируя по определённым причинам действия, противоречащие официальному учению.

    Предмет социологии религии - совокупность структур, процессов, связанных с функционированием  общества на разных уровнях, система  контроля за социальным поведением индивидов  и групп. Объект - религия как социальное явление, её возникновение, развитие и место в духовной жизни общества. Одна из главных её проблем - выяснение того, что принадлежит к понятию «религия».

Информация о работе Специальные и отраслевые социологические теории