Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:11, реферат
Социология, как самостоятельная наука, сформировалась в начале XIX века. За прошедшие почти два столетия своего существования она обрела чёткую структуру, обзавелась множеством методов и направлений познания. Зародившись, как наука об обществе в целом, значительное время социология развивалась именно в этом ключе, на макросоциологическом уровне. В 30-х годах XX века, с ростом, а затем и кризисом западного индустриального общества, возникла потребность в разработке прикладных социологических теорий, эмпирических методов и поиске решений конкретных поставленных проблем. Это задало направление развития социологии преимущественно на микросоциологическом уровне. Накопленный материал практических наблюдений дал богатую почву для развития теории, но и привёл к неожиданным выводам. Например, что малая социальная группа тождественна всему обществу, а следовательно изменения происходящие в малой группе влияют на общество в целом. На практике можно увидеть, что это далеко не так: как бы мы не улучшали условия жизни в отдельно взятой группе или даже в нескольких группах, это не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на остальную часть общества. Стало ясно, что чисто эмпирическое познание зашло в тупик, и что правильный путь где-то посередине, в слиянии теории и эмпирики.
Введение........................................................................................................ 2
Основные условия и формы жизнедеятельности общества..................... 4
Отрасли социологического знания............................................................. 8
Заключение................................................................................................... 18
Список используемой литературы.............................................................. 19
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Введение
Социология, как самостоятельная наука, сформировалась в начале XIX века. За прошедшие почти два столетия своего существования она обрела чёткую структуру, обзавелась множеством методов и направлений познания. Зародившись, как наука об обществе в целом, значительное время социология развивалась именно в этом ключе, на макросоциологическом уровне. В 30-х годах XX века, с ростом, а затем и кризисом западного индустриального общества, возникла потребность в разработке прикладных социологических теорий, эмпирических методов и поиске решений конкретных поставленных проблем. Это задало направление развития социологии преимущественно на микросоциологическом уровне. Накопленный материал практических наблюдений дал богатую почву для развития теории, но и привёл к неожиданным выводам. Например, что малая социальная группа тождественна всему обществу, а следовательно изменения происходящие в малой группе влияют на общество в целом. На практике можно увидеть, что это далеко не так: как бы мы не улучшали условия жизни в отдельно взятой группе или даже в нескольких группах, это не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на остальную часть общества. Стало ясно, что чисто эмпирическое познание зашло в тупик, и что правильный путь где-то посередине, в слиянии теории и эмпирики.
Так,
в результате научной дискуссии
между Т.Парсонсом и Р.
Когда заходит речь о теориях среднего уровня с позиции движения от общего к частному, от общества в целом к социальным институтам, общностям, группам, то мы можем говорить о них как о специальных социологических теориях, имеющих своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях её развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.
Каждая специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции её развития, механизмы действия. Можно выделить следующие группы специальных теорий:
1.
Специальные социологические
2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии и политики появилась социология политики, социологии и права — социология права и т.д.
3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, её элементы и взаимодействие между ними, т.е. изучающие различные социальные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.
4.
Специальные социологические
Дополняющие
теории, формирующиеся на стыке социологии с другими
науками (экономикой, политологией, этнографией,
науковедением) и изучающие
отдельные отрасли социальной жизни общества
также называют отраслевыми. В настоящем
насчитывают более пятидесяти различных
отраслевых теорий. Поэтому, самое время
рассмотреть разнообразие форм и сфер
деятельности общества и человека в нем,
и разобраться какие из них, в силу своих
особенностей, требуют отдельного изучения.
Основные условия и формы жизнедеятельности общества
Современное общество - сложный механизм, состоящий из систем и подсистем (социальных институтов, организаций, общностей и групп), каждая из которых выполняет свою определённую социальную функцию. Большинство из них относятся к одной из четырёх наиболее общих сфер деятельности: экономической, политической, социальной и духовной. Также, существуют формы деятельности, которые трудно как-либо классифицировать, например, природоохранная деятельность.
Сфера
экономики включает в себя такие
социальные институты как: институт
собственности, институт рынка, институт
производства, с которыми неразрывно
связаны такие формы
Сфера политической жизни общества включает институт власти, институт государства, институт политических движений и партий, институт права, с которыми связаны такие формы деятельности как управление, охрана порядка и безопасности общества, защита от внешних угроз, законотворческая деятельность.
Социальная сфера включает институт образования, институт семьи и брака, институт здравоохранения, связанные с обучением, воспитанием, досугом, бытом, заботой о престарелых, медицинской помощью.
Духовная сфера включает в себя институт культуры, институт науки, институт религии, институт средств массовой информации, связанные со всеми формами «духовного» производства: производством научного знания, элитной и массовой культурой, верой и ритуальными действиями, формированием общественного сознания.
Важно понимать, что все направления и формы деятельности тесно взаимосвязаны и подвержены сильному взаимному влиянию, как части целостного организма. Так, экономическая ситуация влияет на качество образования, а уровень образования оказывает влияние на развитие науки. А та, в свою очередь, и вовсе, является «локомотивом» современного производства, что немедленно скажется на состоянии экономики. И вот мы видим как круг замкнулся. Рассматривая любую из форм деятельности, мы можем обнаружить множество подобного рода связей, что наводит на мысль: главным условием стабильности общества является поддержание баланса между всеми его структурами, системами и подсистемами. Задача социологии состоит как раз в том, чтобы через понимание социальных процессов, происходящих в отдельных сферах, придти к пониманию условий, необходимых для его достижения.
Одной из первых и основных форм деятельности человека является труд. Со времён зарождения первобытного общества совместный труд позволял людям выживать в суровых природных условиях, изменять окружающий мир в соответствии с их потребностями, в то же время изменял и самого человека. Ключевое слово здесь - совместный, основанный на общности интересов и целей. Таким образом, именно труд стал катализатором развития общества.
Характер
труда - социальная сущность труда как
общественно значимого
Ещё одна сфера социальной жизни, долгое время являвшаяся стержнем развития общества, это религия. Религия является комплексом верований и практических действий, с помощью которых люди общаются или пытаются общаться с реальностью, которая находится за пределами их повседневного опыта. Она состоит из верований (мифов), ритуалов (культов), этоса (склонностей и моральных ценностей), мировоззрения, системы символов. Её трактуют и как социальный феномен, и как сообщество людей, объединённых верой.
Религия в социологической интерпретации - один из важнейших социальных институтов, которые играют существенную роль в конструировании социальной реальности, вследствие чего она является эффективным средством легитимизации, описания, оправдания и поддержания существующего социального порядка. Религия, которая на первой стадии была неотъемлемым элементом человеческого общества, впоследствии постепенно вытесняется научным знанием.
Культура как социальный феномен - явление сложное и многогранное. Она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Отсюда неоднозначность самого определения культуры, её логической структуры, сущности и форм. Каждое из определений культуры фиксирует реальные и значимые черты и особенности культуры, но ни одно из них не является исчерпывающим. Сначала слово «культура» (лат. cultura agri) означало возделывание земли. Впоследствии им стали обозначать всё, что создал человек, а культурой считать всё, что отличает человека от природы. В этом смысле развитие человечества - это развитие его культуры.
Различают культуру материальную, под которой понимают все вещи, предметы обихода, орудия труда, машины и т.д., все материальные плоды деятельности человека. Этот вид культуры социологию не интересует. Вторая категория - духовная культура, включающая в себя многие явления духовной жизни (литература, искусство, кино, музыка, театр). И в более узком смысле — художественная культура, имеющая своё материальное воплощение (картины, скульптура, архитектура, украшения). Именно этот вид культуры в обиходе отождествляют с культурой вообще.
Культура,
как правило массовая, тесно соприкасается
ещё с одной сферой человеческой
деятельности - досугом. Досуг и рекреация
в самом широком смысле сопрягаются
с обширными сферами
Появление новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнили число профессиональных художников. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.
Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу». Развитие средств массовой коммуникации, Интернета смягчило социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Мир превратился в однородное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду по последней моде, а некогда банальный процесс покупки товаров, сам превратился в форму досуга - шопинг. Таким образом, досуг является динамично меняющейся сферой деятельности, причём, за последнее десятилетие структура свободного времени сместилась от труда в сторону отдыха и развлечений.
А
теперь перейдём к рассмотрению наиболее
важных отраслей социологического знания.
Отрасли социологического знания
Экономическая социология - межотраслевое научное направление, отрасль социологического знания, изучающая экономику как социальный институт, закономерности её развития и функционирования.
Информация о работе Специальные и отраслевые социологические теории