Специальные и отраслевые социологические теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:11, реферат

Описание работы

Социология, как самостоятельная наука, сформировалась в начале XIX века. За прошедшие почти два столетия своего существования она обрела чёткую структуру, обзавелась множеством методов и направлений познания. Зародившись, как наука об обществе в целом, значительное время социология развивалась именно в этом ключе, на макросоциологическом уровне. В 30-х годах XX века, с ростом, а затем и кризисом западного индустриального общества, возникла потребность в разработке прикладных социологических теорий, эмпирических методов и поиске решений конкретных поставленных проблем. Это задало направление развития социологии преимущественно на микросоциологическом уровне. Накопленный материал практических наблюдений дал богатую почву для развития теории, но и привёл к неожиданным выводам. Например, что малая социальная группа тождественна всему обществу, а следовательно изменения происходящие в малой группе влияют на общество в целом. На практике можно увидеть, что это далеко не так: как бы мы не улучшали условия жизни в отдельно взятой группе или даже в нескольких группах, это не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на остальную часть общества. Стало ясно, что чисто эмпирическое познание зашло в тупик, и что правильный путь где-то посередине, в слиянии теории и эмпирики.

Содержание

Введение........................................................................................................ 2
Основные условия и формы жизнедеятельности общества..................... 4
Отрасли социологического знания............................................................. 8

Заключение................................................................................................... 18

Список используемой литературы.............................................................. 19

Работа содержит 1 файл

Спец и отр соц теории.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Содержание 

    Введение........................................................................................................ 2

  1. Основные условия и формы жизнедеятельности общества..................... 4
  2. Отрасли социологического знания............................................................. 8

    Заключение................................................................................................... 18

    Список используемой литературы.............................................................. 19 
     

Введение

    Социология, как самостоятельная наука, сформировалась в начале XIX века. За прошедшие почти  два столетия своего существования  она обрела чёткую структуру, обзавелась множеством методов и направлений  познания. Зародившись, как наука  об обществе в целом, значительное время социология развивалась именно в этом ключе, на макросоциологическом уровне. В 30-х годах XX века, с ростом, а затем и кризисом западного индустриального общества, возникла потребность в разработке прикладных социологических теорий, эмпирических методов и поиске решений конкретных поставленных проблем. Это задало направление развития социологии преимущественно на микросоциологическом уровне. Накопленный материал практических наблюдений дал богатую почву для развития теории, но и привёл к неожиданным выводам. Например, что малая социальная группа тождественна всему обществу, а следовательно изменения происходящие в малой группе влияют на общество в целом. На практике можно увидеть, что это далеко не так: как бы мы не улучшали условия жизни в отдельно взятой группе или даже в нескольких группах, это не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на остальную часть общества. Стало ясно, что чисто эмпирическое познание зашло в тупик, и что правильный путь где-то посередине, в слиянии теории и эмпирики.

    Так, в результате научной дискуссии  между Т.Парсонсом и Р.Мертоном, наметилось направление к выходу из сложившейся ситуации. T. Парсонс  считал необходимым выработку теории, которая бы имела всеохватывающий  характер. Р. Мертон придерживался мнения, что такие грандиозные теоретические схемы являются преждевременными, поскольку ещё не заложены эмпирические основы для их осуществления. Поэтому он ратовал за выработку теорий, которые бы занимались изучением конкретных проблем общественной жизни, имели тесную связь с эмпирикой, дав им название «теории среднего уровня». Он также считал именно теории среднего уровня единственно верными и заслуживающими внимания. Таким образом, эти теории позволяют проложить мост между общими социологическими теориями (макросоциологией) и малыми рабочими гипотезами (микросоциологией). В процессе развития данной концепции, появился богатый материал, пригодный как для практического использования в прикладных исследованиях, так и для разработки общих социологических теорий.

    Когда заходит речь о теориях среднего уровня с позиции движения от общего к частному, от общества в целом к социальным институтам, общностям, группам, то мы можем говорить о них как о специальных социологических теориях, имеющих своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

     Для содержания специальных социологических  теорий характерно, во-первых, установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях её развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.

     Каждая  специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции её развития, механизмы действия. Можно выделить следующие группы специальных теорий:

     1. Специальные социологические теории, изучающие основные формы и  виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные теории, в свою очередь, внутри себя могут содержать ещё более узкие теории, например, социология досуга — социологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.

     2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии и политики появилась социология политики, социологии и права — социология права и т.д.

     3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, её элементы и взаимодействие между ними, т.е. изучающие различные социальные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.

     4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.

      1. Специальные социологические теории, главное внимание которых направлено на исследование отклоняющегося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения.

    Дополняющие теории, формирующиеся на стыке социологии с другими науками (экономикой, политологией, этнографией, науковедением) и изучающие отдельные отрасли социальной жизни общества также называют отраслевыми. В настоящем насчитывают более пятидесяти различных отраслевых теорий. Поэтому, самое время рассмотреть разнообразие форм и сфер деятельности общества и человека в нем, и разобраться какие из них, в силу своих особенностей, требуют отдельного изучения. 

Основные  условия и формы  жизнедеятельности  общества

    Современное общество - сложный механизм, состоящий  из систем и подсистем (социальных институтов, организаций, общностей и групп), каждая из которых выполняет свою определённую социальную функцию. Большинство из них относятся к одной из четырёх наиболее общих сфер деятельности: экономической, политической, социальной и духовной. Также, существуют формы деятельности, которые трудно как-либо классифицировать, например, природоохранная деятельность.

    Сфера экономики включает в себя такие  социальные институты как: институт собственности, институт рынка, институт производства, с которыми неразрывно связаны такие формы человеческой деятельности как труд, торговля, менеджмент, потребление.

    Сфера политической жизни общества включает институт власти, институт государства, институт политических движений и партий, институт права, с которыми связаны  такие формы деятельности как  управление, охрана порядка и безопасности общества, защита от внешних угроз, законотворческая деятельность.

    Социальная  сфера включает институт образования, институт семьи и брака, институт здравоохранения, связанные с обучением, воспитанием, досугом, бытом, заботой  о престарелых, медицинской помощью.

    Духовная  сфера включает в себя институт культуры, институт науки, институт религии, институт средств массовой информации, связанные  со всеми формами «духовного»  производства: производством научного знания, элитной и массовой культурой, верой и ритуальными действиями, формированием общественного сознания.

    Важно понимать, что все направления  и формы деятельности тесно взаимосвязаны  и подвержены сильному взаимному  влиянию, как части целостного организма. Так, экономическая ситуация влияет на качество образования, а уровень образования оказывает влияние на развитие науки. А та, в свою очередь, и вовсе, является «локомотивом» современного производства, что немедленно скажется на состоянии экономики. И вот мы видим как круг замкнулся. Рассматривая любую из форм деятельности, мы можем обнаружить множество подобного рода связей, что наводит на мысль: главным условием стабильности общества является поддержание баланса между всеми его структурами, системами и подсистемами. Задача социологии состоит как раз в том, чтобы через понимание социальных процессов, происходящих в отдельных сферах, придти к пониманию условий, необходимых для его достижения.

    Одной из первых и основных форм деятельности человека является труд. Со времён зарождения первобытного общества совместный труд позволял людям выживать в суровых природных условиях, изменять окружающий мир в соответствии с их потребностями, в то же время изменял и самого человека. Ключевое слово здесь - совместный, основанный на общности интересов и целей. Таким образом, именно труд стал катализатором развития общества.

    Характер  труда - социальная сущность труда как  общественно значимого процесса. Показателями характера труда является форма собственности, отношение работников к средствам производства и своего труда, распределительные отношения, социальные различия. Согласно этим критериям выделяют следующие виды работы: общественную и частную,  добровольную и принудительную. По содержанию различают следующие виды работы: простая и сложная, творческая и репродуктивная, физическая и умственная, ручная и механизированная т.д. В современном постиндустриальном обществе значительно выросла доля умственного и сложного механизированного труда, что предъявляет повышенные требования к уровню образования и подготовке работников.

    Ещё одна сфера социальной жизни, долгое время являвшаяся стержнем развития общества, это религия. Религия является комплексом верований и практических действий, с помощью которых люди общаются или пытаются общаться с реальностью, которая находится за пределами их повседневного опыта. Она состоит из верований (мифов), ритуалов (культов), этоса (склонностей и моральных ценностей), мировоззрения, системы символов. Её трактуют и как социальный феномен, и как сообщество людей, объединённых верой.

    Религия в социологической интерпретации - один из важнейших социальных институтов, которые играют существенную роль в конструировании социальной реальности, вследствие чего она является эффективным средством легитимизации, описания, оправдания и поддержания существующего социального порядка. Религия, которая на первой стадии была неотъемлемым элементом человеческого общества, впоследствии постепенно вытесняется научным знанием.

    Культура  как социальный феномен - явление  сложное и многогранное. Она интегрирована  в различные сферы жизнедеятельности человека. Отсюда неоднозначность самого определения культуры, её логической структуры, сущности и форм. Каждое из определений культуры фиксирует реальные и значимые черты и особенности культуры, но ни одно из них не является исчерпывающим. Сначала слово «культура» (лат. cultura agri) означало возделывание земли. Впоследствии им стали обозначать всё, что создал человек, а культурой считать всё, что отличает человека от природы. В этом смысле развитие человечества - это развитие его культуры.

    Различают культуру материальную, под которой  понимают все вещи, предметы обихода, орудия труда, машины и т.д., все материальные плоды деятельности человека. Этот вид культуры социологию не интересует. Вторая категория - духовная культура, включающая в себя многие явления духовной жизни (литература, искусство, кино, музыка, театр). И в более узком смысле — художественная культура, имеющая своё материальное воплощение (картины, скульптура, архитектура, украшения). Именно этот вид культуры в обиходе отождествляют с культурой вообще.

    Культура, как правило массовая, тесно соприкасается  ещё с одной сферой человеческой деятельности - досугом. Досуг и рекреация  в самом широком смысле сопрягаются  с обширными сферами жизнедеятельности  общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

    Появление новых способов художественного  производства, доступность фото- и  видеокамер расширили круг любителей  изобразительного искусства, пополнили  число профессиональных художников. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

    Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу». Развитие средств массовой коммуникации, Интернета смягчило социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Мир превратился в однородное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду по последней моде, а некогда банальный процесс покупки товаров, сам  превратился в форму досуга - шопинг. Таким образом, досуг является динамично меняющейся сферой деятельности, причём, за последнее десятилетие структура свободного времени сместилась от труда в сторону отдыха и развлечений.

    А теперь перейдём к рассмотрению наиболее важных отраслей социологического знания. 

Отрасли социологического знания

    Экономическая социология - межотраслевое научное направление, отрасль социологического знания, изучающая экономику как социальный институт, закономерности её развития и функционирования.

Информация о работе Специальные и отраслевые социологические теории