Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию. Однако максимальная эффективность невозможна без социальной составляющей. Социальная ответственность современного бизнеса – это достойное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, комфортные условия работы персонала. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.
Глобальные тенденции
свидетельствуют о том, что уровень
корпоративной и бизнес-
Если диалог бизнеса с государством не состоится, социальная ответственность скатится к каким-то точечным действиям и останется стратегией меньшинства на рынке. Если же государство захочет за счет давления получить от бизнеса социальную поддержку, то это выльется в формат пустых деклараций. Мы, например, знаем, что Европейский банк реконструкции и развития, так же как и Всемирный банк, к тем компаниям, которые имеют открытую отчетность, четко декларирует свои критерии социальной ответственности, предоставляет льготный подход в кредитовании и займы под более низкие проценты».
Для подавляющего большинства украинских компаний основной стимул по внедрению социальной ответственности — это льготное налогообложение для тех структур, которые применяют социальную ответственность (однако отсутствие льготного налогообложения как основного препятствия внедрению программ/мероприятий социальной ответственности отметили лишь 3,4% компаний, которые не занимаются социальной ответственностью), уменьшение административного давления местных органов власти и положительные примеры внедрения программ/мероприятий социальной ответственности в мире.
По мнению двух третей украинских предприятий, в ближайшее время для развития социальной ответственности нужно разработать и принять Национальную стратегию развития социальной ответственности, ввести отдельную просветительскую программу для потребителей, провести широкую информационно-просветительскую кампанию по вопросам социальной ответственности, внедрить принципы социальной ответственности в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Наименьшая доля украинских предприятий считает целесообразным ввести отдельную должность по КСО в организациях и увеличить их бюджеты на программы/мероприятия по КСО.
Таким образом, несмотря на то, что социальная ответственность еще не стала частью стратегического менеджмента для большинства украинских компаний, такой процесс уже постепенно идет. Для большей эффективности и качества программ корпоративной социальной ответственности необходимо привлекать различных стейкхолдеров (заинтересованные стороны), в том числе общественные организации, университеты, государства и др.
3. Итоги проведенного
всеукраинского рейтинга
В апреле 2011 года всеукраинский рейтинговый журнал «ГVардия» в четвертый раз оценил уровень открытости и системности украинских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. В 2011 году к участию в рейтинге уже традиционно были приглашены компании, вошедшие в лист «ГVардия 500». В ответ на приглашение анкеты прислали 39 компаний, что на 9,3% меньше, чем в 2010 году. И хотя динамика количества участников рейтинга пока имеет нисходящую тенденцию, программы КСО , которые реализует украинский бизнес, стали более глубокими и системными.
Рейтинг составлялся на основании анализа анкет компаний, высланных в адрес редакции журнала «ГVардия», и публичных социальных отчетов, а также независимых оценок экспертов – членов экспертного совета. Оценка предусматривала использование интегрированного метода и системного анализа уровня открытости информации, а также деятельности компаний в сфере КСО (взаимодействия со всеми заинтересованными лицами) и выражается итоговым балльным показателем.
В рейтинг социальной ответственности 2011 года вошли компании с разным уровнем внедрения КСО:
1) участники, демонстрирующие
базовый уровень, который
2) участники с уровнем
социальной ответственности
3) участники с высшим
уровнем ответственности,
Лидерство в рейтинге социально ответственных компаний 2011 года сохранил победитель 2010 года — ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» с общим баллом 79,25, второе место — у ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.», на третью позицию вышла группа компаний «НИКО», шагнув на 13 ступенек вперед по сравнению с 2010-м. Бессменными остались лидеры и в рейтингах по видам деятельности: сектор товарного производства возглавляет АО «Оболонь», а сферу услуг — ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.». В финансовом секторе первую ступеньку заняла НАС К «Оранта», за ней два новичка — банки «Хрещатик» и «Финансы и Кредит».
Следует отметить, что подготовка социального отчета в среде украинского бизнеса пока не очень популярна. По информации Центра развития КСО, только 8,3% отечественных компаний публикуют отдельный нефинансовый отчет. Еще 13,2% отображают социальные показатели в регулярном финансовом отчете. По данным исследования «ГVардии», 37,8% компаний, вошедших в рейтинг 2011 года, в принципе регулярно готовят социальную отчетность, однако отчетности 2010 года не предоставил ни один участник.
Тем не менее, позитивные тенденции есть: в этом году наблюдается стремление компаний к большей открытости — почти половина участников рейтинга предоставила информацию о размерах социальных инвестиций, подробно указав статьи затрат. Что касается направлений социальных инвестиций, то в 2011 году более 41% компаний, представленных в рейтинге, используют в своем арсенале все шесть основных направлений КСО, которые учтены в методике рейтинга: развитие персонала, охрана труда и здоровья, охрана окружающей среды и ресурсосбережение, поддержка добросовестной деловой практики и этического поведения, программы развития сообществ, благотворительность и меценатство. В отличие от предыдущего периода, в 2011 году наиболее массовым направлением КСО стало развитие персонала — такие программы реализуют более 92% компаний. Вторую позицию по популярности занимает направление охраны труда и здоровья — его развивают 89,5% компаний-участников. Направление благотворительности переместилось на третью позицию — 86,84%. Подводя итоги рейтинга социальной ответственности 2011 года, следует отметить, что КСО в Украине продолжает развиваться, несмотря на сравнительно слабое влияние социальных программ на формирование репутации отечественных компаний.
Заключение
За 19 лет бизнес в Украине достиг своего совершеннолетия. Вместе с тем нельзя сказать, что он уже осознанно встал на позиции социальной ответственности. По мнению главы Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталии Королевской, в нашей стране отсутствуют традиции социально ответственного ведения бизнеса — только в последние годы некоторые компании начали говорить о КСО как о своей бизнес-стратегии. В Украине на сегодня не более десяти компаний, официально публикующих отчеты по социальной ответственности, и свыше 100, задекларировавших приверженность принципам КСО. Это тоже один из серьезных критериев открытости бизнеса и уровня развития социальной ответственности.
Так, в Украине соответствующая практическая реализация проектов и программ КСО отечественными предприятиями пока ведется на уровне корпораций, холдингов и крупных компаний, которые в формировании своей стратегии развития учитывают основные принципы КСО и раскрывают в своей годовой отчетности информацию в отношении инициатив в социальной и экологической сфере.
Сегодня программы корпоративной социальной ответственности находятся в большинстве случаев в зачаточном состоянии: бизнесменам предстоит разделить такие понятия, как «благотворительность» и «социальная ответственность». И если государство заинтересовано в том, чтобы эти ростки начали пробиваться, нужно создать стимулы, чтобы у собственника появилось стремление — сначала на почве выгоды, а потом чтобы оно сформировалось как моральный долг по отношению к региону, где он находится, стране и миру в целом. Но в основе стимулирования должно лежать стремление бизнеса, иначе мы придем к формализму и имитации социальной ответственности.
Итак, в настоящее время перед нашим государством стоит актуальная задача помочь и ускорить процесс развития корпоративной социальной ответственности через поддержку энергосберегающих технологий компаний, предоставление преференций социально ответственным компаниям, выведение КСО-инициатив на уровень государственных интересов, распространение и поддержку опыта социально ответственных компаний.
Список использованных источников:
Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития КСО в Украине