Современные тенденции и перспективы развития КСО в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию. Однако максимальная эффективность невозможна без социальной составляющей. Социальная ответственность современного бизнеса – это достойное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, комфортные условия работы персонала. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Глобальные тенденции  свидетельствуют о том, что уровень  корпоративной и бизнес-культуры компаний, занимающихся социальными  проектами и выполняющих серьезную  социальную функцию, так же, как и  их доходность, гораздо выше среднерыночного. И это связано с тем, что моральный дух и мотивация сотрудников, понимающих, что они работают не только на доходную часть акционерного капитала и капитализацию самой компании, но и вносят свою лепту в решение социальных проблем, — значительно выше. В этом случае самоотдача людей становится намного выше: это психологический фактор, который немаловажен при существующей конъюнктуре на рынке труда.

Если диалог бизнеса  с государством не состоится, социальная ответственность скатится к каким-то точечным действиям и останется стратегией меньшинства на рынке. Если же государство захочет за счет давления получить от бизнеса социальную поддержку, то это выльется в формат пустых деклараций. Мы, например, знаем, что Европейский банк реконструкции и развития, так же как и Всемирный банк, к тем компаниям, которые имеют открытую отчетность, четко декларирует свои критерии социальной ответственности, предоставляет льготный подход в кредитовании и займы под более низкие проценты».

Для подавляющего большинства украинских компаний основной стимул по внедрению социальной ответственности — это льготное налогообложение для тех структур, которые применяют социальную ответственность (однако отсутствие льготного налогообложения как основного препятствия внедрению программ/мероприятий социальной ответственности отметили лишь 3,4% компаний, которые не занимаются социальной ответственностью), уменьшение административного давления местных органов власти и положительные примеры внедрения программ/мероприятий социальной ответственности в мире.

По мнению двух третей украинских предприятий, в ближайшее  время для развития социальной ответственности  нужно разработать и принять  Национальную стратегию развития социальной ответственности, ввести отдельную  просветительскую программу для потребителей, провести широкую информационно-просветительскую кампанию по вопросам социальной ответственности, внедрить принципы социальной ответственности в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Наименьшая доля украинских предприятий считает целесообразным ввести отдельную должность по КСО в организациях и увеличить их бюджеты на программы/мероприятия по КСО.

Таким образом, несмотря на то, что социальная ответственность еще не стала частью стратегического менеджмента для большинства украинских компаний, такой процесс уже постепенно идет. Для большей эффективности и качества программ корпоративной социальной ответственности необходимо привлекать различных стейкхолдеров (заинтересованные стороны), в том числе общественные организации, университеты, государства и др.

 

3. Итоги проведенного  всеукраинского рейтинга компаний  по оценке уровня открытости  и системности в сфере корпоративной  социальной ответственности, проведенного  журналом «ГVардия» в 2011 году.

 

В апреле 2011 года всеукраинский рейтинговый журнал «ГVардия» в четвертый раз оценил уровень открытости и системности украинских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. В 2011 году к участию в рейтинге уже традиционно были приглашены компании, вошедшие в лист «ГVардия 500». В ответ на приглашение анкеты прислали 39 компаний, что на 9,3% меньше, чем в 2010 году. И хотя динамика количества участников рейтинга пока имеет нисходящую тенденцию, программы КСО , которые реализует украинский бизнес, стали более глубокими и системными.

 Рейтинг составлялся на основании анализа анкет компаний, высланных в адрес редакции журнала «ГVардия», и публичных социальных отчетов, а также независимых оценок экспертов – членов экспертного совета. Оценка предусматривала использование интегрированного метода и системного анализа уровня открытости информации, а также деятельности компаний в сфере КСО (взаимодействия со всеми заинтересованными лицами) и выражается итоговым балльным показателем.

В рейтинг социальной ответственности 2011 года вошли компании с разным уровнем внедрения КСО:

1) участники, демонстрирующие  базовый уровень, который предполагает  выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов,  выплата заработной платы, по  возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата);

2) участники с уровнем  социальной ответственности бизнеса,  который предполагает обеспечение  персонала адекватными условиями  не только работы, но и жизни:  повышение квалификации, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы;

3) участники с высшим  уровнем ответственности, который  предполагает спонсорство и корпоративную  благотворительность, содействие  охране окружающей среды, взаимодействие  с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (вы- пуск качественных товаров).

Лидерство в рейтинге социально ответственных компаний 2011 года сохранил победитель 2010 года — ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» с общим баллом 79,25, второе место — у ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.», на третью позицию вышла группа компаний «НИКО», шагнув на 13 ступенек вперед по сравнению с 2010-м. Бессменными остались лидеры и в рейтингах по видам деятельности: сектор товарного производства возглавляет АО «Оболонь», а сферу услуг — ЧАО «Киевстар Дж. Эс. Эм.». В финансовом секторе первую ступеньку заняла НАС К «Оранта», за ней два новичка — банки «Хрещатик» и «Финансы и Кредит».

Следует отметить, что  подготовка социального отчета в среде украинского бизнеса пока не очень популярна. По информации Центра развития КСО, только 8,3% отечественных компаний публикуют отдельный нефинансовый отчет. Еще 13,2% отображают социальные показатели в регулярном финансовом отчете. По данным исследования «ГVардии», 37,8% компаний, вошедших в рейтинг 2011 года, в принципе регулярно готовят социальную отчетность, однако отчетности 2010 года не предоставил ни один участник.

Тем не менее, позитивные тенденции есть: в этом году наблюдается  стремление компаний к большей открытости — почти половина участников рейтинга предоставила информацию о размерах социальных инвестиций, подробно указав статьи затрат. Что касается направлений социальных инвестиций, то в 2011 году более 41% компаний, представленных в рейтинге, используют в своем арсенале все шесть основных направлений КСО, которые учтены в методике рейтинга: развитие персонала, охрана труда и здоровья, охрана окружающей среды и ресурсосбережение, поддержка добросовестной деловой практики и этического поведения, программы развития сообществ, благотворительность и меценатство. В отличие от предыдущего периода, в 2011 году наиболее массовым направлением КСО стало развитие персонала — такие программы реализуют более 92% компаний. Вторую позицию по популярности занимает направление охраны труда и здоровья — его развивают 89,5% компаний-участников. Направление благотворительности переместилось на третью позицию — 86,84%. Подводя итоги рейтинга социальной ответственности 2011 года, следует отметить, что КСО в Украине продолжает развиваться, несмотря на сравнительно слабое влияние социальных программ на формирование репутации отечественных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За 19 лет бизнес в Украине  достиг своего совершеннолетия. Вместе с тем нельзя сказать, что он уже осознанно встал на позиции социальной ответственности. По мнению главы Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталии Королевской, в нашей стране отсутствуют традиции социально ответственного ведения бизнеса — только в последние годы некоторые компании начали говорить о КСО как о своей бизнес-стратегии. В Украине на сегодня не более десяти компаний, официально публикующих отчеты по социальной ответственности, и свыше 100, задекларировавших приверженность принципам КСО. Это тоже один из серьезных критериев открытости бизнеса и уровня развития социальной ответственности.

Так, в Украине соответствующая практическая реализация проектов и программ КСО отечественными предприятиями пока ведется на уровне корпораций, холдингов и крупных компаний, которые в формировании своей стратегии развития учитывают основные принципы КСО и раскрывают в своей годовой отчетности информацию в отношении инициатив в социальной и экологической сфере.

Сегодня программы корпоративной социальной ответственности находятся в большинстве случаев в зачаточном состоянии: бизнесменам предстоит разделить такие понятия, как «благотворительность» и «социальная ответственность». И если государство заинтересовано в том, чтобы эти ростки начали пробиваться, нужно создать стимулы, чтобы у собственника появилось стремление — сначала на почве выгоды, а потом чтобы оно сформировалось как моральный долг по отношению к региону, где он находится, стране и миру в целом. Но в основе стимулирования должно лежать стремление бизнеса, иначе мы придем к формализму и имитации социальной ответственности.

Итак, в настоящее время перед нашим государством стоит актуальная задача помочь и ускорить процесс развития корпоративной социальной ответственности через поддержку энергосберегающих технологий компаний, предоставление преференций социально ответственным компаниям, выведение КСО-инициатив на уровень государственных интересов, распространение и поддержку опыта социально ответственных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

    1. Социальная ответственность – залог успешного бизнеса / Электронный ресурс: [http:// http://www.leaderperson.com /]
    2. Доклад Лауры Гарбенчуте, директора отдела аудита и консультационных услуг: Как взять барьер: что мешает украинскому бизнесу стать социально ответственным// Электронный ресурс: [http:// kontrakty.ua/article/]
    3. Линник И.В., Соколенко В.А. Копоративная социальная ответственность как ключевой асект корпоративного управления. Электронный ресурс: [http: ://www.nbuv.gov.ua/]

 

 

 


Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития КСО в Украине