Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию. Однако максимальная эффективность невозможна без социальной составляющей. Социальная ответственность современного бизнеса – это достойное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, комфортные условия работы персонала. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.
«Современные тенденции и перспективы развития КСО в Украине»
Введение
Любая компания стремится
к максимальной эффективности, которая
позволяет производить и
Особую актуальность вопросы развития КСО приобрели в условиях мирового кризиса, истоки которого, как считается, лежат в кризисе доверия к бизнесу в целом и на финансовых рынках в частности. По мнению экспертов, именно КСО может стать одним из инструментов восстановления этого доверия, долгожданным рецептом выхода из кризиса. Сегодня созданы международные организации и экспертные агентства, содействующие внедрению принципов КСО в жизнь, разработаны разнообразные инициативы и программы. По результатам исследований, внедрение принципов КСО оказывает позитивное влияние на бизнес благодаря созданию системы снижения инвестиционных рисков, а на общество – благодаря регенерации доверия на финансовых рынках.
В некоторых странах отчетность с учетом принципов КСО становится нормой. В Украине развитие КСО претерпевает некоторые сложности и отстает от мировых тенденций.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………17
1. История развития корпоративной социальной ответственности (КСО) в Украине
Развитие КСО в Украине имеет сравнительно короткую историю. Наиболее общепринятым моментом «старта» КСО в Украине можно считать присоединение в 2006 году Конфедерации работодателей Украины к Национальной сети Глобального Договора ООН, которая определяет 10 принципов КО, среди которых защита прав человека, поддержка стандартов труда, экономическая ответственность и антикоррупционные принципы ведения бизнеса. При этом сам термин «корпоративная социальная ответственность» был известен в современной Украине и ранее, однако понимались под ним, в большинстве случаев, несистемные инициативы компаний, имеющие в основном благотворительную направленность.
Только с началом деятельности в Украине Секретариата Глобального Договора ООН, с созданием и расширением украинской сети ГД, украинский бизнес начал понимать КСО в общемировом, глобальном контексте.
В течение последних 5 лет одним из приоритетных направлений развития бизнеса, особенно, большого, является построение концепции этичного поведения с определенными заинтересованными группами влияния, которая в последнее время охватывается понятием «корпоративная социальная ответственность» (КСО, Corporate Social Responsibility, CSR).
1 ноября 2007 года по инициативе Госпотребстандарта в Украине состоялся круглый стол заинтересованных представителей общественности и власти, целью которого стало формирование группы экспертов от страны от следующих групп гражданского общества - бизнеса, объединений граждан, профсоюзов, правительства, объединений потребителей и научно-исследовательских организаций. Как член ISO, Госпотребстандарт и группа национальных экспертов по разработке проекта стандарта ISO 26 000 «Руководство по социальной ответственности» присоединились к этой работе только с ноября 2007 года. Так, в конце 2007 года, представитель Конфедерации был избран от промышленного сектора Украины для участия в работе над проектом стандарта ISO 26000 по социальной ответственности.
В этой связи необходимо отметить активность Украины в процессе разработки проекта международного стандарта ISO 26 000 «Руководство по социальной ответственности», принятого в 2010 году. Созданный Национальный зеркальный комитет для координации работы по разработке указанного проекта международного стандарта представлял все значимые в этом контексте группы заинтересованных лиц. Бизнес принимал в работе этого комитета самое активное участие.
Логично, что приведенные выше факты привлекли внимание власти к процессам развития в Украине КСО. В частности, в ноябре 2009 года в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства были проведены слушания на тему «Социальная ответственность бизнеса: украинские реалии и перспективы». Результатом этих слушаний стало создание Консультативного совета по разработке Национальной концепции развития социальной ответственности бизнеса в Украине.
Развитие КСО в Украине связано в первую очередь с ростом сознательности и зрелостью флагманов отечественного бизнеса, которые в своей повседневной деятельности, несмотря на практически полное отсутствие благоприятных условий, продолжают реализовывать принципы социальной ответственности.
Понимание социальной ответственности
В минувшем году Центр развития корпоративной социальной ответственности в Украине подвел итоги мощного исследования «Состояние и перспектива развития КСО в Украине: 2005–2010».
Согласно результатам этого исследования, уровень информированности о социальной ответственности (СО) в Украине значительно изменился на протяжении последних пяти лет. Как выяснилось, он напрямую зависит от таких факторов, как величина компании, регион ее расположения и сфера деятельности. Чем больше предприятие, тем, соответственно, выше уровень его информированности.
Как и прежде, большинство структур к социальной ответственности относят благотворительную помощь обществу, развитие собственного персонала и честное ведение бизнеса. Как и в 2005 году, только треть компаний ассоциируют КСО с экологическими проектами и участием в региональных программах развития. Наименьшее количество предприятий относят к социальной ответственности такой ее аспект, как открытость компании.
Компаний, считающих, что бизнес должен активно участвовать в решении социальных и экологических проблем, по сравнению с 2005 годом стало вдвое больше. Это может свидетельствовать о том что: во-первых, социальная ответственность получает признание со стороны отечественных предприятий и их активное участие в решении социальных и экологических проблем общества становится неизбежным; во-вторых, власть активнее начала привлекать бизнес к решению социальных и экологических проблем общества. Важен тот факт, что бизнес в основном осознанно принимает социальную ответственность: половина украинских предприятий считают, что политика и практики СО должны внедряться каждой компанией.
Интенсивность и приоритеты
Согласно результатам
исследования «Состояние и перспектива
развития КСО в Украине: 2005–2010»,
в течение последних лет
Среди основных факторов,
побуждающих компании внедрять СО,
на первом месте — моральные соображения
Как и в 2005 году, политика социальной ответственности украинских компании, прежде всего, направляется на сотрудников и потребителей. Преобладающую часть мероприятий по социальной ответственности можно отнести к трудовым практикам: это развитие собственного персонала, отказ от использования принудительного и детского труда, отсутствие дискриминации, улучшение условий труда, а также защита здоровья и безопасность потребителей. Наименее распространены среди отечественных предприятий программы по защите природных ресурсов и сотрудничеству с обществом.
Однако почти треть украинских компаний игнорируют социальную ответственность. Для большинства из них программы по социальной ответственности неактуальны из-за нехватки средств, а каждая десятая отечественная структура считает, что это функция государства, а не бизнеса. Лишь незначительная часть предприятий продемонстрировала абсолютное неприятие социальной ответственности.
Практики КСО
Наиболее распространенным направлением социальной ответственности для украинских предприятий являются трудовые практики: три четверти опрошенных компаний проводят различные социально ответственные мероприятия для собственного персонала.
Неизменной с 2005 года осталась приоритетность программ для сотрудников: меры по оплате труда, регулирование рабочего времени и отсутствие дискриминации при трудоустройстве.
Лишь треть компаний осуществляют социальные инвестиции в развитие общества, чуть больше — предоставляют различную помощь региону, где расположены их предприятия. Как и в 2005 году, все также популярны благоустройство территорий и программы по созданию рабочих мест, однако сегодня втрое сократилась доля компаний, предоставляющих финансовую помощь власти в решении проблем региона; вдвое — доля предприятий, которые содействуют реализации экологических проектов и выступают спонсорами спортивных и культурных мероприятий. Лидерами по внедрению программ предоставления помощи региону, где находится предприятие, являются крупные компании.
Одним из наименее популярных направлений социальной ответственности является защита окружающей среды. Среди тех предприятий, которые внедряют экологическую ответственность, наиболее распространены практики применения энергосберегающих технологий и программы сортировки и утилизации отходов. Повышение качества продукции осталось главным мероприятием социальной ответственности компаний, особенно крупных. Однако по мере роста предприятия уменьшается доля тех, кто предоставляет честную информацию и рекламу для потребителей.
Большинство украинских компаний согласны, что программы по социальной ответственности принесли реальную пользу обществу и региону, повлияли на улучшение отношения сотрудников к структуре, повысили ее репутацию и экономические показатели. Более 75% отечественных компаний считают, что мероприятия по социальной ответственности влияют на возможности предприятия найти и удержать лучших работников, сформировать положительный имидж и улучшить репутацию, создать преимущества перед конкурентами. Результаты исследования подтвердили, что украинские структуры все больше понимают и воспринимают социальную ответственность как инструмент повышения конкурентоспособности.
Уровень сотрудничества с основными группами стейкхолдеров (заинтересованных сторон) достаточно низкий. Чаще всего компании учитывают интересы потребителей и органов государственной власти, меньше всего — негосударственных и научно-исследовательских организаций, учебных заведений. Как правило, компании самостоятельно разрабатывают и внедряют такие программы, учитывая преимущественно интересы потребителей и органов местной власти. Основным внешним партнером в разработке и внедрении программ социальной ответственности, как и в 2005 году, остаются органы власти.
Перспективы КСО
Таким образом, состояние корпоративной социальной ответственности в Украине постепенно улучшается, однако в отличие от стран зарубежья, где СО уже давно является нормой, у нас ситуация еще далека от идеала. В каких же конкретных шагах нуждается отечественный бизнес, для того чтобы в корне изменить ситуацию к лучшему?
По мнению главы Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталии Королевской, чтобы иметь возможность в Украине серьезно говорить о социальной ответственности бизнеса и чтобы она развивалась и стимулировалась со стороны государства, необходим диалог между бизнесом и государством.
«Сегодня государство
решает свои социально-
Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития КСО в Украине