Современное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Управление как самостоятельная отрасль научного знания 5
§1.1. Сущность и содержание управления 5
§1.2. Современное состояние управления 6
Глава 2. Тенденции изменения в управлении 11
§2.1.Новые доктрины управления 11
§2.2. Публичность управления 12
§2.3. Поиск пути общественного развития - главная задача управления 13
Глава 3. Государство - главный субъект управления 18
§3.1. Государственное управление как отрасль управления 18
§3.2. Целеполагание в управлении 21
Заключение 25
Литература 27

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 57.94 Кб (Скачать)

План:

Введение 3

Глава 1. Управление как самостоятельная отрасль научного знания 5

§1.1. Сущность и содержание управления 5

§1.2. Современное состояние управления 6

Глава 2. Тенденции изменения в управлении 11

§2.1.Новые доктрины управления 11

§2.2. Публичность управления 12

§2.3. Поиск пути общественного развития  - главная задача управления 13

Глава 3. Государство - главный субъект управления 18

§3.1. Государственное управление как отрасль управления 18

§3.2. Целеполагание в управлении 21

Заключение 25

Литература 27

 

 

Введение

Перед мировым сообществом  и Россией в особенности стоит  крупная проблема, масштабы которой  сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и  практику управления, сформировать управленцев  новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века.1 Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, - иного не дано. Выбор очевиден - управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой отдельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.

Роковая ошибка современной  российской политики состоит в том, что все сводится к захвату  власти.2 Между тем, суть политического руководства при наличии власти - управление общественными делами, привлечение к этому всего общества, его общественных институтов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути социального прогресса.

Научиться управлять - это  значит овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению  и развитию. Политическое управление - частный случай управления. Главный  субъект управления - общество в  целом, политическое управление - его часть. Если часть не подчиняется целому, кризис власти и управления неразрешим.

Следовательно, избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае - если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со времен античности, когда люди, общественные институты искали эффективные способы  управления общественными делами в  различных сферах: производстве, торговле, военном деле, политике, дипломатии и т. п.

Исторический опыт свидетельствует, что уже древнегреческие, древнекитайские  государственные и хозяйственные  деятели владели такими секретами  управления, которые не утратили значимости. Традиции управленческой мысли обогащаются  новыми принципами в эпоху Ренессанса, промышленной революции, особенно в конце XX века, когда разворачивается управленческая революция и появляется современная модификация теории управления - менеджмент.

 

Глава 1. Управление как самостоятельная  отрасль научного знания

§1.1. Сущность и содержание управления

В окружающем нас мире можно  выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую  природу, живую природу и человеческое общество.3

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами изучается в основном техническими науками.

Управление в живой  природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие  на социальные процессы, коллективы, классы относят к управлению. Эта область изучается общественными науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает  наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу  и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

Понятие « управление»  рассматривается в узком и  широком значении слова. 

В узком значении управление определяется как процесс воздействия  на процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в «Капитале» различные формы общественного  труда, К. Маркс пришел к очень  важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий  непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, -  писал он, - нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».4 В широком смысле слова управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение управления в определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению... непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда», возникающего «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей».5

Объективная необходимость  управленческого труда порождает  особую группу работников - управляющих.

§1.2. Современное состояние управления

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками, призванными изучать общество и законы его развития.6 Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания управления.

В настоящее время на вопрос: «Что такое управление?» - непросто получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя и научных интересов. Одни авторы относят его к юридической науке, другие - к экономической или социально-психологической, третьи - к социологической.7

1. С позиции менеджмента  управление - это процесс проектирования и инновации организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации.

В теории менеджмента управление, в большей мере исследуется с  точки зрения конкретной ситуации, возникающей в практике управления, то есть как искусство управления.

2. Экономическая наука  склонна трактовать управление  как способ получения экономического  результата при наименьших производственных  издержках.

3. Правоведение трактует  управление как государственное  правовое регулирование с помощью законов.

4. Политология понимает  управление как воздействие на  общество со стороны государства политическими методами и т. п.

Существует множество  позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. п.

Расплывчатость понятия  «управление» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода  при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены  руководствоваться собственным  прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто  и ущербным.

В настоящее время все  острее осознается необходимость разработки современной теории управления.8 Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения управления.

Подчеркнем в этой связи, что управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения - теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. В общей теории  управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных систем, сохранения их целостности, создания новых образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений совокупного интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.

Поэтому задачей является обеспечение целостного представления  о взаимодействии сложных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии  одной на другую, о специфических  отношениях, которые складываются между  объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Давно назрел вопрос о выделении  управления как самостоятельной  учебной дисциплины. Сегодня она  не покрывается имеющимися специальностями - «Система государственного управления», «Муниципальный менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», а является для них общеметодологической. Последние выступают лишь как частный случай управления в целом и базируются на его общих законах и принципах, без которых каждая из этих учебных дисциплин не может быть понята и усвоена в единой логике, без чего обучение представляется ущербным.

Назрела необходимость формирования науки управления как единой, общей  отрасли научного знания и учебной  дисциплины. Она обусловлена, во-первых, все возрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.9

Исследования показывают, что сегодня нет чисто экономических, социальных, политических или только духовных образований. Появились интегральные зоны, такие, как социально-экономическая, культурно-политическая, духовно-бытовая. Изменения давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них в обществе по-прежнему преимущественно односложны.

Поэтому наука управления не может ограничиваться только воздействием на отдельно взятую сферу, она изучает  общие законы и принципы не просто их взаимодействия, а целостного интегрального воздействия во имя достижения цели общества - обеспечения безопасности своих членов и повышения качества их жизни.

Управление - предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.10 Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.

Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Возможность  такого кризиса постоянна по ряду причин:11 а) внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична; б) ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта общности в целом, из его отдельных организаций и составляющих их людей. Можно утверждать, что чем выше коллективный интеллект общества, его стремление к саморазвитию, тем все более точными становятся управленческие решения и эффективнее действия субъектов управления: всего общества, органов управления, государства, отдельных людей, призванных адекватно отвечать на перемены во внутренней и внешней среде со стороны организаций.

Теория искусства управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат.

Однако наука управления до сих пор не имеет самостоятельного статуса, не включена в перечень ни научных специальностей, ни специальностей, изучаемых в средних и высших учебных заведениях, что затрудняет формирование профессиональных кадров управления, способных адекватно действовать в условиях кризиса, неопределенности, находить оптимальные управленческие решения. Между тем, как свидетельствует мировой и отечественный   опыт,   низкий  уровень  управленческой   культуры, недостаточный запас «критической массы» управления способствуют деградации частных видов управления, особенно экономического,  политического.  В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита в обществе, которая не способна к системному восприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, нарастающих потрясений и катастроф, а своими некомпетентными действиями только увеличивает число возникающих проблем,  которые требуют своего своевременного и адекватного решения.

Информация о работе Современное управление