Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:31, реферат
Сегодня российская система образования в очередной раз оказалась на пороге грядущих изменений. Какими бы ни были эти изменения, но ясно одно, что их целесообразность можно принять лишь в том случае, если они направлены на повышение качества образования, развитие и укрепление национальной образовательной системы (2).
В особую очередь это касается системы профессионального, высшего образования. Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
Вместе с тем, растет число негосударственных высших учебных заведений. Они составляют почти 40 % (385 единиц) от общей численности вузов в стране. Это дает возможность образовательным учреждениям, в том числе, частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.
Однако
здесь важно отметить, что, во-первых
- основа государственной политики
в области образования –
Нередко качество получаемых знаний оказывается значительно ниже именно в негосударственных вузах, в которых плата за обучение часто сопровождает не более высокий уровень подготовки, а возможности получения дополнительных поблажек, преимуществ.
“Девальвация
образования”, примерами которого
являются, предоставление некачественных
образовательных услуг, торговля дипломами
о высшем образовании, стала одной
из серьезных проблем
В
вузах еще большее
Убежденность в высокой ценности высшего образования в наше время является настолько всеобщей, что должна рассматриваться как факт, подтвержденный детальными социологическими исследованиями. К примеру, по результатам широкого опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) за 2004 г. Среди охваченных опроса родителей детей в возрасте от 13 до 20 лет 63% ответили, что хотели бы дать своему ребенку высшее образование. На фоне общего демографического сжатия России в перспективе 15 – 20 лет, и принимая во внимание тот безусловный факт, что, начиная с 2008 г., число выпускников школ сократится в полтора раза, мы имеем дело с острой проблемой. При замораживании нынешней ситуации в ряде регионов избыточность предложения на «рынке» образовательных услуг уже через два-три года привела бы к полному исчезновению конкурсного начала при приеме в вуз – с разрушительными последствиями для качества образования.
А потому необходимость сокращения числа студентов вузов многим представляется очевидной, равно как очевидна непопулярность такой меры у населения в городах и на селе, не говоря уже об администрации вузов и корпусе преподавателей. (4) В качестве международного эталона масштабов высшего образования можно принять Китай, чья образовательная система может с легкостью конкурировать с самыми прославленными европейскими и американскими университетами и где число студентов на 1000 жителей в 2005 г. было в пять раз меньше, чем в России. Иными словами, как говорил классик, лучше меньше, да лучше.
В этом случае высвободятся столь остро необходимые российской экономике трудовые ресурсы квалифицированных рабочих и техников для производственной сферы экономики. Возрастет авторитет вузов в общественной жизни. Так в США стать президентом крупного университета так почетно, что это становилось трамплином для президентской компании (как это было, например, с Эйзенхауэром). (5)
Все это
вместе существенно снижает
Сохраняют актуальность проблемы привлечения выпускников вузов в отечественную науку, проблемы внутренней и внешней миграцией ученых, “утечки мозгов”. По результатам опросов студентов выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ и др.), более 50 % из них желали бы эмигрировать, а 10-12 % уже имеют конкретные предложения для работы за границей. После стажировок и практик до 10 % студентов российских ведущих вузов остаются за рубежом.
Остаются
нерешенными проблемы достаточного
обеспечения высшей школы преподавательскими,
научными кадрами, омоложения педагогических
кадров.(1). С середины XX в. вплоть до
начала девяностых годов преподавание
в вузе было весьма престижной работой,
а приглашение выпускника на кафедру для
освоения преподавательской профессии
считалось весьма почетным и привлекательным,
поскольку чаще всего зарплата преподавателя
превышала зарплату рядового инженера
в промышленности, а свобода от текущих
производственных проблем предоставляла
преподавателю широкие возможности для
самореализации. Несмотря на объявление
сферы преподавания приоритетной для
России, содержащееся в Указе № 1 Президента
РФ, резкое уменьшение бюджетного финансирования
вузов привело к тому, что карьера преподавателя
вуза перестала быть привлекательной
для молодежи. Сохранить существовавший
порядок освоения преподавания можно
было бы, подняв должным образом зарплату
преподавателей вузов, однако это не было
сделано, и началось прогрессивное старение
профессорско-
27-40-летнего возраста. Данный возрастной
интервал является в науке наиболее продуктивным.
В отечественной науке сегодня их доля
составляет 17 % от общего числа ученых и
в дальнейшем снизится, что окажет весьма
негативное влияние на эффективность
науки.
Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось высшее образование, отечественное образование в целом. (1) Концентрированное выражение плачевного состояние нашего высшего образования в настоящее время отражается в международных рейтинга вузов (5) Как подтвердили «МК» в Российском союзе ректоров, в свежем рейтинге Центра исследования мировых университетов Шанхайского университета Цзяо Тун МГУ им. Ломоносова досталась 74-я позиция в топ-500 мира и 23-е место в списке лучших высших учебных заведений Европы. А кроме МГУ в число 500 мировых лидеров по-прежнему вошел только Санкт-Петербургский госуниверситет.
Комментируя
результаты Шанхайского рейтинга-2010,
глава РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий
отметил, что видит «серьезный потенциал
продвижения отечественных
Конечно, для державы, претендующей на звание великой, позорный результат, но так же не надо забывать и о заранее принижающем мнении Запада по отношению к российскому образованию. Так, «РИА-Новости» сообщают, что «российские вузы могут поднять, а британские - потерять свои позиции в новом глобальном рейтинге университетов, которые составляют британские компании Times Higher Education и Thomson Reuters, после пересмотра критериев оценки всех мировых вузов, сообщил на пресс-конференции в четверг директор отдела по оценке научных исследований Times Higher Education и Thomson Reuters Джонатан Адамс». (8**)
Но все-таки, даже возможные изменения не исправят положение вузов России вкорне, и низкие доходы от обучения иностранных студентов в российских вузах (в десятки раз ниже, чем в США) подтверждают справедливость оценок рейтингов.
Возрождение
российского общества, как показывает
мировой и отечественный опыт,
немыслимо без возрождения
Список литературы:
*-от
24.12.08 г (http://www.rian.ru/society/
**-от 11.03.10
г(http://www.rian.ru/edu_news/
Информация о работе Состояние системы высшего образования в современной России