Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:08, реферат
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.
Человек по Фромму,
биологически не приспособленный индивид,
следствием чего является его социальное
развитие.
Вопрос о научной
несостоятельности
Социологизаторские
концепции.
В полной мере это
требование относится и к концепциям,
тяготеющим к другому полюсу, то
есть концепциям социологизаторским.
Все то, что относится к биологии человека,
к естественным предпосылкам его существования,
наконец, к человеческой индивидуальности
в ее многообразнейших проявлениях в рамках
этих концепций, воспринимается как нечто
второстепенное, от чего можно отвлекаться
при изучении человека, и более того, как
сырой материал, обладающий бесконечной
пластичностью, коим можно безгранично
манипулировать во имя достижения того
или иного социального идеала.
Для философского
осмысления тех опасностей, которые
таят в себе социологизаторские трактовки
человека, очень многое дает популярный
в нашем столетии жанр антиутопий — литературы,
описывающей вымышленное общество, в котором
господствует примитивный, одномерный
социальный идеал. Ярким примером антиутопии
может служить роман английского писателя
О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932 г.), повествующий
о стране, в которой искусственным путем
воссоздаются разные типы человеческих
существ, заранее приспособленных к тем
или иным видам труда, но ограниченных
во всех других отношениях... Впрочем, систематическое
истребление миллионов людей, своего рода
выбраковка «неполноценного человеческого
материала», проводившаяся, например,
гитлеровцами,— это, увы, не вымысел, а
реальность XX столетия.
Особо надо сказать
о тех концепциях, к которых
при всем внешнем признании важности
биологическою фактора высказываются
оптимистические утверждения о возможности
быстрого и необратимого изменения человеческой
природы в нужную сторону за счет одних
только внешних воспитательных воздействий.
История знает много примеров того, как
с помощью мощных социальных рычагов менялась
общественная психология (вплоть до массовых
психозов), но всегда эти процессы были
кратковременны и, главное, обратимы. Человек
после временного исступления всегда
возвращается к своему исходному состоянию,
а иной раз и теряет при этом даже достигнутые
рубежи. Культурологическая штурмовщина
и краткосрочные изматывающие рывки не
имеют никакого исторического и социального
смысла — они только дезориентируют политическую
волю и ослабляют действенность самих
социальных рычагов.
Характерное для
социологизаторских трактовок пренебрежение
к биологическому в человеке отчасти коренится
в христианской традиции, в которой духовное
резко противопоставлялось телесному,
плотскому как возвышенное — низменному.
И хотя в целом различения социального
и биологического, с одной стороны, духовного
и телесного — с другой, не совпадают,
однако между ними есть и определенные
пересечения. Например, влияние этой традиции
явственно ощущается, когда в социологизаторских
трактовках человека социальное не только
противопоставляется биологическому,
но и оценивается как нечто более высокое,
более «благородное».
Какова же позиция
марксизма в вопросе о
Определяя социальную
сущность человека, подчеркивая значение
его общественных связей и характеристик,
марксизм отнюдь не нивелирует особенностей
отдельных индивидов, не принижает
их специфических качеств как
личностей, наделенных характером, волей,
способностями и страстями. Напротив,
обращая внимание на общие закономерности,
он стремится рельефнее оттенить,
научно объяснить эти личностные
качества людей. И здесь важно
обращение не только к социальной
сущности, но и к биологической
природе. Не случайно Маркс придавал очень
большое значение рассмотрению человека
как предметного, чувственного существа,
характеризуя отдельные особенности и
влечения которого (страсть и т. п.) также
как его «сущностные силы». «Человек,—
писал он,— является непосредственно
природным существом. В качестве природного
существа... он... наделен природными силами,
жизненными силами, являясь деятельным
природным существом; эти силы существуют
в нем в виде задатков и способностей,
в виде влечений...».
Такой подход нашел
разностороннее обоснование и развитие
в трудах Энгельса, подчеркивавшего,
что мы не властвуем над природой,
«наоборот, нашей плотью, кровью и
мозгом принадлежим ей и находимся
внутри ее...». Биологическая природа
человека принималась Энгельсом
как нечто исходное, хотя, безусловно,
недостаточное для объяснения истории
и самого человека. В письме К. Марксу
он отмечал, что «мы должны исходить
из «я», из эмпирического, телесного
индивида, но не для того, чтобы застрять
на этом... а чтобы от него подняться
к «человеку».
Заключение
Биологическая
и социальная формы движения материи
«соседствуют» в эволюционной картине
мира: в ходе поступательного развития
материи на базе ее биологической
формы возникает качественно
новое явление — общество. Поэтому
взаимодействие закономерностей этих
уровней действительности создает
сложный комплекс проблем, касающихся
роли и места каждого из них
в различных сферах социального.
Будучи биосоциальным
существом, человек испытывает на себе
взаимодействие генетической и социальной
программ. Носителем генетических свойств
служат молекулы ДНК, носителем же социальной
программы является опыт человечества,
который передается новым поколениям
путем обучения и воспитания. Естественный
отбор уже давно не имеет решающего значения
в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство
погасило для них биологическую эволюцию
в виде расо- и видообразования. Генетика
свидетельствует о том, что наследственный
потенциал человека неисчерпаем и может
сохраняться неограниченно долгое время.
В то же время социальные условия существования
людей стали все больше определять их
развитие и развитие общества.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид ¾ это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.
Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке