Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:08, реферат
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.
Постановка проблемы.
Рассматривая
отношения биологических и
В несколько
ином плане интересующая нас проблема
встает при рассмотрении соотношения
биологического и социального компонентов
человеческого поведения. Здесь
конечный результат определяется нередко
сочетанием, наложением или «конфликтом»
генетически унаследованных и обретенных
в ходе воспитания (социализации) форм
поведения. Трудно судить, насколько
первые значимы в нормальных жизненных
условиях, но они дают себя знать
в экстремальных ситуациях, особенно
когда человек стоит перед
драматической дилеммой: сохранение
жизни (при пытке, голоде) или бесчестье.
И может быть, «животный страх»
— не просто художественно-метафорическое
представление крайней степени
человеческого испуга, блокирующего
моральные принципы, а фиксация реальной
деградации поведения до той ступени,
где социальные ценности уступают свои
контролирующие функции (критерия, нормы,
образца) биологическим инстинктам?
Включенность
человека сразу в два мира —
в мир общества и в мир органической
природы — порождает немало проблем,
как касающихся актуального существования
людей, так и связанных с объяснением
самой природы человека. Из числа
последних рассмотрим две, которые
можно считать ключевыми.
Суть другой
проблемы заключается в следующем:
признавая, что каждый человек уникален,
своеобразен, неповторим, в практической
жизни мы, однако, группируем людей
по различным признакам, из которых
одни (скажем, пол, возраст) определяются
биологически, другие — социально,
а некоторые — взаимодействием
биологического и социального. Возникает
вопрос, какое же значение в жизни общества
имеют биологически обусловленные различия
между людьми и группами людей?
Участниками дискуссий
вокруг этих проблем, имеющих многовековую
историю, являются не только философы,
но и представители специальных
наук о человеке, а также общественные
деятели. Мировоззренческая значимость
таких дискуссий очевидна. Ведь в
ходе их не только выдвигаются, подвергаются
критике и переосмысливаются
теоретические концепции, но и вырабатываются
новые линии практического
Основная часть
Природное и общественное
в человеке.
Сложившаяся в
нашей литературе традиция позволяет
употреблять выражение «
В соответствии
с характеристикой К. Маркса сущности
человека как совокупности общественных
отношений, он предстает существом
социальным. Вместе с тем человек
— часть природы. С этой точки
зрения люди принадлежат к высшим
млекопитающим, образуя особый вид
Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается
существом биологическим.
Как и всякий
биологический вид, Homo sapiens характеризуется
определенной совокупностью видовых признаков.
Каждый из этих признаков у различных
представителей вида может изменяться
в довольно больших пределах, что само
по себе нормально. Методы статистики
позволяют выявить наиболее вероятные,
широко распространенные значения каждого
видового признака. На проявление многих
биологических параметров вида могут
влиять и социальные процессы. К примеру,
средняя «нормальная» продолжительность
жизни человека, по данным современной
науки, составляет 80—90 лет, если он не
страдает наследственными заболеваниями
и не станет жертвой внешних по отношению
к его организму причин смерти, таких,
как инфекционные болезни или болезни,
вызванные ненормальным состоянием окружающей
среды, несчастные случаи и т. п. Такова
биологическая константа вида, которая,
однако, изменяется под воздействием социальных
закономерностей. В результате реальная
(в отличие от «нормальной») средняя продолжительность
жизни возросла с 20—22 лет в древности
до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной
Европе к началу XX века и 75—77 лет — в наиболее
развитых странах на исходе XX века.
Биологически
обусловлена продолжительность
детства, зрелого возраста и старости
человека; задан возраст, в котором
женщины могут рожать детей (в
среднем 15—49 лет); определяется соотношение
рождений одного ребенка, близнецов, троен
и т. д. Биологически запрограммирована
последовательность таких процессов в
развитии человеческого организма, как
способности усваивать различные виды
пищи, осваивать язык в раннем возрасте,
появление вторичных половых признаков
и многое другое. По некоторым данным,
передается по наследству, то есть биологически
обусловлена, и одаренность разных людей
в различных видах деятельности (музыка,
математика и т. п.).
Подобно другим
биологическим видам, вид Homo sapiens
имеет устойчивые вариации (разновидности),
которые обозначаются, когда речь идет
о человеке, чаще всего понятием расы.
Расовая дифференциация людей связана
с тем, что группы, населяющие различные
районы планеты, адаптировались к конкретным
особенностям среды их обитания, и это
выразилось в появлении специфических
анатомических, физиологических и биологических
признаков. Но, относясь к единому биологическому
виду Homo sapiens, представитель любой расы
обладает такими свойственными этому
виду биологическими параметрами, которые
позволяют ему с успехом участвовать в
любой из сфер жизнедеятельности человеческого
общества.
Если же говорить
о человеческой предыстории, то вид
Homo sapiens является последней из известных
сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом
нашими предшественниками были другие
виды этого рода (такие, как Homo habilis — человек
способный; Homo erectus — человек прямоходящий
и пр.), наука не дает пока однозначной
генеалогии нашего вида.
Биологически
каждый из когда-либо живших или живущих
ныне человеческих индивидов является
уникальным, единственным, ибо неповторим
набор генов, получаемых им от родителей
(исключение составляют однояйцевые близнецы,
наследующие идентичный генотип). Эта
неповторимость усиливается в результате
взаимодействия социальных и биологических
факторов в процессе индивидуального
развития человека, ибо каждый индивид
обладает уникальным жизненным опытом
(даже однояйцевые близнецы по мере взросления
становятся в чем-то отличными друг от
друга).
Уникальность
каждого человека — факт первостепенной
философско-мировоззренческой
Приведенные примеры
говорят о трудности, если не невозможности
однозначной расшифровки
Наиболее четкие
примеры конкретно-научного аспекта
дают те дисциплины, которые имеют
дело с пограничными проблемами, лежащими
на стыке общественных и естественных
наук, и особенно те, предмет которых
образуется наложением и взаимодействием
сфер социального и природного. Это
многие отрасли географии, медицина,
сельскохозяйственные науки и др.
О ряде отраслей знания можно сказать,
что определенный срез соотношения
биологического и социального составляет
их специфический предмет. К традиционным
наукам такого рода — психологии, генетике
человека, антропологии — сегодня можно
добавить эргономику и экологию человека,
или медицинскую экологию.
Биологическая
и социальная формы движения материи
«соседствуют» в эволюционной картине
мира: в ходе поступательного развития
материи на базе ее биологической
формы возникает качественно
новое явление — общество. Поэтому
взаимодействие закономерностей этих
уровней действительности создает
сложный комплекс проблем, касающихся
роли и места каждого из них
в различных сферах социального.
Вследствие этого образуется богатейшая
гносеологическая почва для метафизических
и идеалистических ошибок, которые
подкрепляются и закрепляются классовым
интересом и включаются в идеологическое
обращение. Наиболее распространенная
из этих ошибок связана с таким сведением
(редуцированием) социального к биологическому,
которое ведет к подмене первого вторым.
Она-то часто и лежит в основе свойственного
буржуазной философии неисторического
подхода к человеку и социальной действительности
в целом.
Поясним это
на конкретном примере. Сегодня всякий,
кто выступает с тезисом о
биологическом превосходстве
Еще один пример
того, как порой быстро и резко
может меняться в истории восприятие
биологически обусловленных различий
между людьми,— это социальные
взаимоотношения между
Биологизаторские
и социологизаторские концепции.
В ходе дискуссии
о соотношении биологического и
социального в человеке высказывается
широкий спектр мнений, заключенных
между двумя полюсами: концепциями
человека, которые принято называть
биологизаторскими, или натуралистическими,
сторонники которых абсолютизируют роль
естественных, биологических начал в человеке,
и социологизаторскими концепциями, в
которых человек представлен как всего
лишь слепок с окружающих его социальных
отношений, их пассивное порождение. Конечно,
в законченном виде такие полярные точки
зрения высказываются нечасто, однако
многие трактовки человека при рассмотрении
соотношения в нем биологического и социального
тяготеют к одному из этих полюсов.
К биологизаторским
концепциям относится расизм, который,
как уже говорилось, исходит из того, что
в главном, существенном, природа человека
определяется его расовой принадлежностью.
Подобно расизму, дискредитировало себя
другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм,
довольно влиятельный в конце прошлого
и начале нынешнего века. Его сторонники
пытались объяснить явления общественной
жизни (такие, например, как борьба классов),
опираясь на учение Дарвина о естественном
отборе и эволюции (так, они делали вывод
о том, что представители высших классов
занимают ведущее место в обществе, поскольку
наиболее высоко развиты).
Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке