Содержание морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения. Правила отношения к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: "будь таким!" или "не делай так-то'" Это указания не на то, что есть, а на то, как должно быть и каким должно быть.

Работа содержит 1 файл

правовая активность личности.docx

— 42.06 Кб (Скачать)

Содержание морали

С первого взгляда  мораль выглядит как некоторые правила  поведения. Правила отношения к  другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются  в повелительном наклонении: "будь таким!" или "не делай так-то'" Это указания не на то, что есть, а  на то, как должно быть и каким  должно быть.

Если продолжить сравнение  с правом, то оно регулирует вполне определенные сферы отношений. Что  же касается морали, то ни единый шаг  человека не остается без ее внимания, нет ничего, чего бы нельзя было оценить  с моральной точки зрения. Так, если Вы собрались с другом в кино, но не сдержали обещания, то закон смотрит  на это равнодушно, считая сие частным  делом. Мораль всепроникающа. Для поддержания  правопорядка есть соответствующие  органы: прокуратура, милиция, суд. Для  поддержания же нравственного уровня специальных органов нет. Эту  функцию берет на себя общественное мнение, которое образуется и семьей, и средствами массовой информации, и «кумушками» на лавочке у  подъезда. Однако общественное мнение далеко не всегда справедливо и совсем не служит гарантом нравственности. Кроме  того, разные общественные группы могут  предъявлять существенно различные  требования.

В содержание морали входят:

Моральные принципы - главный  элемент в системе морали - это  основные фундаментальные представления  о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которой базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм  альтруизм, эгоизм, толерантность.

Моральные нормы —  конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко  прослеживается императивно-оценочный  характер морали.

Моральные нормы как  разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:

 

1) требования — запреты  (не лги, не лентяйничай; не  бойся и т. д.);

 

2) требования — образцы  (будь храбрым, сильным, ответственным  и т. д.).

 

Исторически первым возник запретительный тип моральных нормативных  установок, требующих соблюдения элементарных правил поведения от членов родовой  общины. Позднее возникают требования — образцы, которые основаны на более  высоком уровне обобщений и абстракций по сравнению с простым запретом. Запрет и образец составляют две  стороны единых моральных требований. Они определяют границы между  недопустимым и желательным вариантами поведения. И в этом отношении  они не только взаимосвязаны, но и  дополняют друг друга.

Моральные ценности —  общественные     уcтановки  и  императивы, выраженные в форме  нормативных представлений о  добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной  ориентации человека в мире, предлагая  ему конкретные регулятивы действий. Нравственный идеал — это целостный  образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его  наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать  поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация моральных норм

Моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Нормы морали охраняются силой общественного мнения и  внутренним убеждением. За исполнением  норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное  осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

 

2.1. Религиозные нормы

 

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных  книгах — Библии, Коране и др. —  либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

 

В религиозных нормах:

определяется отношение  религии (а значит, и верующих) к  истине, к окружающему миру;

определяется порядок  организации и деятельности религиозных  объединений, общин, монастырей, братств;

регламентируется отношение  верующих людей друг к другу, к  другим людям, их деятельность в «мирской»  жизни;

закрепляется порядок  отправления религиозных обрядов.

 

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные  нормы

 

Право и религиозные  нормы могут взаимодействовать  друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и  правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым  можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались  нормы морали, обычного права и  религии, и мусульманское право, которое, по существу, является одной  из сторон религии ислама.

 

В период Средних веков  в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей  и законченной системой права, а  действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения  и др.). В настоящее время в  большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные  нормы не связаны с нормами  права.

Корпоративные нормы

 

2.2. Корпоративные нормы

Корпоративные нормы  — это правила поведения, создаваемые  в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

 

Корпоративные нормы:

создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

распространяются на членов данного сообщества;

обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

закрепляются в соответствующих  документах (уставе, программе и  т. п.).

 

В программах имеются  нормы, в которых содержатся стратегия  и тактика организации, ее цели.

 

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

условия и порядок  приобретения и утраты членства в  организованном сообществе, права и  обязанности его членов;

порядок реорганизации  и ликвидации организованного сообщества;

компетенция и порядок  формирования руководящих органов, сроки их полномочий;

источники формирования денежных средств и иного имущества.

 

Таким образом, корпоративные  нормы имеют письменную форму  выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и  индивидуальном сознании и не имеющих  четкого документального закрепления.

 

Документальная, письменная форма выражения корпоративных  норм сближает их с правом, правовыми  нормами. Однако корпоративные нормы  в отличие от норм права:

не обладают общеобязательностью  права;

не обеспечиваются государственным  принуждением.

 

Не следует путать корпоративные нормы и локальные  правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

 

Последние представляют собой разновидность локальных  нормативно-правовых актов, порождающих  конкретные юридические права и  обязанности и защищаемых от нарушений  органами государства. В случае их нарушения  существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений  учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения  прибыли, заинтересованный субъект  может обжаловать состоявшееся решение  в судебном порядке. А вынесение  решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке  не подлежит.

 

2.3. Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

 

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

 

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

 

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

 

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры : церемония заключение брака или захоронения.

 

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание моральных норм

Нормы морали - это своеобразные первоначальные "клеточки" нравственности из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Этика изучает нормы морали и как определенные образцы (стандарты) поведения людей в обществе, и как требования (предписания), регулирующие поведение людей. В этом смысле этика рассматривает поведение человека как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами. Этика описывает моральные нормы, проясняет их регулятивную природу, специфику, структуру и содержание. Ее интересуют также отношения между нормами и правила (принципы) образования нормативных суждений и умозаключений, законы нормативного мышления.

Всякая норма морали имеет внутреннюю структуру1. Во-первых, диспозицию - предписание определенного  поведения (деяния или недеяния). Говоря иначе, любая норма морали содержит в себе определенное предписание  или веление, выраженное, как правило, в повелительном наклонении: "не убий", "возьми", "верни", "наслаждайся", "проживи жизнь незаметно", "будь независим", "подчиняйся только нравственному долгу" и  т.п. Нормы морали не столько советуют, убеждают, просят, учат поступать известным  образом, сколько велят, предписывают, требуют известного поведения.

Во-вторых, предписание, выраженное в норме, имеет область  своего определения - круг лиц, к которым  оно потенциально или актуально  обращено. В этом смысле различаются  единичные требования, особенные  нормы (например, этика врача, юриста) и всеобщие (универсальные) нормы, обращенные к каждому человеку. В самой  норме конкретный смысл или цель предписываемого действия могут  быть не всегда четко выражены, но всегда так или иначе подразумеваются. Поскольку это так, то любая норма  морали поддается истолкованию и  разъяснению. Толкование и разъяснение  смысла нравственных норм составляют одну из основных задач этики как  нормативной дисциплины.

Для целого ряда норм морали также характерным является такой  структурный элемент, как гипотеза, т.е. указание на те условия, при которых  должно исполнять предписанное нормой действие.

Ввиду такого структурного элемента, как гипотеза, нормы морали делятся на категорические (действительные при любых условиях) и нормы, сообразованные с возможностями людей и ситуацией. Безусловно категорическими являются нормы христианской морали: "не убий", "не кради" и др.

Норма морали предполагает определенные меры воздействия, которые  общество способно применять к нарушителю выраженного в норме веления. В нравственности санкции выступают, как правило, в виде осуждения, порицания, неприятия общественным мнением, совестью самого человека аморальных поступков, т.е. идеально.

Нормы морали различаются  не только по содержанию предписания, области своего определения, значения, действия, но также и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать  обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ, Иисус  Христос, Магомет и др.), общественное мнение, наконец сам человек, как  говорил Кант, его самообязывающий  разум. В этом отношении, кстати, Кант совершенно справедливо делил все  нормы в зависимости от источника  своего возникновения на два основных класса: гетерономные - устанавливающие  человеку внешние обязанности, имеющие  внешний источник своего долженствования, и автономные, представляющие собой, по сути, самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.

В этике под источником моральных норм подразумеваются, во-первых, те исторические, объективные, материальные условия, которые вызвали к жизни  те или иные нормы морали. В этом отношении этика говорит, что  нормы морали формируются самой  жизнью, что они возникают в  практике реальных социальных, нравственных отношений. Этика рассматривает, во-вторых, в качестве источника моральных  норм нравственное сознание определенной исторической эпохи. Этика подчеркивает, что нормы формируются, артикулируются, озвучиваются самосознанием определенного  исторического времени. В этом отношении  источником нравственных норм выступают  мифология, этические воззрения  великих моралистов, общественное мнение. Наконец, норма может быть выведена из другой, более общей нормы как ее следствие, импликация.

Информация о работе Содержание морали