Социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:57, лекция

Описание работы

Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 4

Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7

Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16

Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28

Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

              Кравченко, А. И. Социология труда в XX веке: Историко- критический очерк / А. И. Кравченко. – Москва : Наука, 1987.

              Ромашов, О. В. Социология  труда / О. В. Ромашов. – Москва : Гардарика, 1999.

              Рофе, А. И. Экономика и социология труда / А. И. Рофе. – Москва, 1996.

              Рофе, А. И. Экономика труда / А. И. Рофе [и др.]. – Москва : Высшая школа, 1995.

              Щербина, В. В. Социология труда / В. В. Щербина. – Москва : Изд-во МГУ, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4. Социология образования и воспитания

 

1. Предмет и объект социологии образования.

2. Основные подходы и направления в исследовании образования как социокультурного феномена.

3. Социологические методы изучения образования.

4. Социология воспитания.

        

1. Образование – это процесс и результат  усвоения     систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к  жизни и труду. Разные науки    изучают  образование  под  своим  углом  зрения.  В философии    понятие   "образование"   употребляется   в   значении   общего духовного процесса формирования человека и результата    этого  процесса – духовного  облика  человека.   Образование    исследуется   как   культурно-историческое  явление,   средство     сохранения,   передачи   и   умножения накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.

     Психологию интересуют проблемы влияния  образования  на    формирование личности, ее  психики.  Социальная  психология    рассматривает  человека  в качестве  субъекта  учебной    деятельности   в   рамках   образования   как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы  организация образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и  социальные технологии должны лежать в основе    организации учебной  деятельности,  как система образования  должна способствовать самоактуализации и  саморазвитию человека,  его   нормальному   социальному   функционированию.    Педагогика понимает  под  образованием  процесс  и  результат     овладения   учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков,  формирование  на их основе   мировоззрения,  нравственных  качеств  личности,  развитие    ее творческих сил и способностей.

    Социологию интересует  социальная  сторона  образования – как  благодаря образованию человек включается в те или   иные социальные  группы,  занимает определенные  позиции  в   социальной  структуре   общества,   осваивает   и выполняет    разнообразные роли в обществе.

Врожденных социальных программ личности не  существует.  В  обществе  не может быть независимого от  общества  человека,  поведение  любого  человека обусловливается и  контролируется социальной средой  посредством  культурных  накоплений,  таких  как  язык  общения,  социальные  институты,   традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса  создается  уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт  общества.  Образование выступает   историко-культурным   феноменом   менталитета    общества,   его сознания. В образовании  создаются  предпосылки  для  выявления  и  развития творческих   способностей    общества,   для    последовательной    передачи накопленных    обществом   знаний,   умений,   культурного   наследия   всех поколений.

Социологию   образования    интересуют    социальные    характеристики образования, влияние на него  социальных  институтов,  социальной  макро-  и микросреды.

Философская    энциклопедия,     определяя     предмет     социологии образования, делает акцент на анализе его социальной   природы:  "Социология образования – отрасль  социологии,   изучающая  образование  как  социальный институт, как форму   и средство общественной жизни". А. Майер  пишет,  что социология   образования   "...имеет   своим    предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания  как социального  процесса  и  их   функций  на   всех   уровнях   взаимодействия общественных сил".  В.Н. Турченко обращает внимание  на  приоритет  системной организации образования: "...социология образования имеет  предметом  своего рассмотрения системы и подсистемы   (элементы) образования в их  целостности и совокупности общественных отношений". Обобщением  изложенных  позиций  является  определение  Ф.Р. Филиппова:  "Социология   образования   есть специальная социологическая  наука,  предметом    которой  является  система образования как социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а  также взаимодействие системы образования  и  ее  подсистем  с  обществом,   прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии  образования  является  сфера   образования   как социального  явления – люди,  их  объединения  и    организации   в   системе образования. Это та социальная   среда, где разворачивается функционирование    образовательных программ,  где действуют   определенные   субъекты   в   форме разнообразных  учебных  занятий  (обучая,   учась,   поддерживая     процесс обучения)  в  ситуациях,  складывающихся   в   ходе     таких   занятий,   с определенной системой взаимоотношений    людей,  с  их  институциональной  и неинституциональной     организацией.  Таким  образом,   объектом   изучения является   образование с позиций его социальной природы.

2. Как предмет и как объект прикладных социологических исследований, образование не утрачивает своей актуальности и остроты. Тем не менее, в традициях исследований сложились определенные подходы к изучению образования как социокультурного феномена.

В основу первого подхода была положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху. К. Маннгейм говорил, что цель образования отражена не только эпохой, но и страной. Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с нормативными идеалами. Например, в Спарте и Афинах центральным интересом было воспроизводство человека «умеющего» (в Спарте – воин, в Афинах – оратор), а в социалистическом обществе идеалом, согласно Шульману, был нравственно выдержанный, последовательный строитель коммунизма.
Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода – Дж. Мид, Г. Саймон, С. Кумбс. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование как транслятор культуры.

Выделяют три типа культуры:

а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образования выступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя);

б) фигуративный тип, когда культура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача – сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество;

в) префигуративная культура – постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Эта культура пока только предполагается. Нормативный идеал–человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.

В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы. В качестве доминанты выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Маннгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Особенность личностного подхода заключается в его экзистенциальном характере (И. Кант, М. Хайдеггер). Образование – деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен.

Цель образования – приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование – создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер). Общество и личность согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество предъявляет свои требования через систему образования.

Личность, социальный субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной, и именно образование обеспечивает знания, необходимые для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться, и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.    Социология образования рассматривает влияние образования на все  стороны жизни  общества – экономическую,  социальную, политическую,  духовную…   В то же время она   рассматривает  и  собственно  "образовательные"  проблемы: как  функционирует  и  развивается  система  образования,    насколько   она соответствует    требованиям    общества,     насколько    эффективно     ее организационное строение.    Исследования затрагивают такие вопросы, как:

– соответствие  структуры  образования   актуальным   и   перспективным    социальным целям, долгосрочным программам   общества;

– пропорциональность морфологического строения структуры образования;

– влияние   результатов   образовательных    процессов    на    другие    социальные   процессы – профессионально-трудовые,     нравственные,     психологические, организационно-технические  и  другие,  т.е.  обратная    связь системы образования.

Исследование проблем структуры образования связано  с   изучением  его социальных   функций:   передача   накопленных     знаний,   преемственность социального  опыта  и  духовная    преемственность  поколений,  социализация личности,  ее   саморазвитие  и  самореализация,  накопление  ею  духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Логически  оправдано  объединение  всех  исследований   в   социологии образования по двум направлениям:

– внутриинституциональное, охватывающее внутренние   проблемы образования как социального института, социальные  аспекты  деятельности  субъектов образования,   социальную  структуру  и  функцию  системы   образования, социальный  статус  педагогических  работников  как  социальной  группы, проблемы социального управления системой  образования;

– внешнеинституциональное,  т.е.  все  исследования  социальных  аспектов взаимодействия   образования   с   другими    социальными   институтами, производством,  наукой,  культурой,  политикой;  связи  образовательного процесса  с  другими  социальными  процессами,  влияние  образования  на  развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.

    Социология образования может быть представлена в  виде двух структур:

1) теоретико-концептуальное содержание (основные категории:  культура,  образование,  воспитание,  социализация, учение, личность);

– направления исследований и концептуализации: социальная детерминация образования,  социокультурная  организация  сферы образования, эффективность образования;

– проблемно-тематическое   содержание:   культурогенез      личности   в   образовании,  динамика  сферы   образования,   содержание   образования,   социальные институты в сфере  образования,  социальная  структура  сферы   образования,  регуляция   и  управление  образованием,   диагностика   в   образовании,   инновационные процессы в образовании, влияние образования    на другие сферы общественной жизни;

2) технологическая последовательность  познавательной  деятельности (в  ее основе лежит отражение этапов и    результатов  познавательной  деятельности):

-   теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

- методы  и  технологии:   диагностика,   моделирование,   прогнозирование,  проектирование;

-   фактический материал: данные диагностики и   прогнозирования;

-   проекты и модели социокультурной деятельности.

  Образование является  открытой  социальной  системой,    оно  связано  с другими  социальными  системами.  Процесс    образования  взаимодействует  с другими социальными    процессами и является одним из  важнейших  механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Современный   уровень    социологии    образования    опирается      на социологические  идеи   М. Вебера,   Дж. Дьюи,   Э. Дюркгейма,    К. Маннгейма, Л. Уорда, стоявших у истоков зарождения этой    науки,  и  на  более  поздние концептуальные идеи зарубежных   и отечественных ученых.

Информация о работе Социология