Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:57, лекция
Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.
Введение………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7
Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16
Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28
Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39
Кравченко, А. И. Социология труда в XX веке: Историко- критический очерк / А. И. Кравченко. – Москва : Наука, 1987.
Ромашов, О. В. Социология труда / О. В. Ромашов. – Москва : Гардарика, 1999.
Рофе, А. И. Экономика и социология труда / А. И. Рофе. – Москва, 1996.
Рофе, А. И. Экономика труда / А. И. Рофе [и др.]. – Москва : Высшая школа, 1995.
Щербина, В. В. Социология труда / В. В. Щербина. – Москва : Изд-во МГУ, 1993.
Лекция 4. Социология образования и воспитания
1. Предмет и объект социологии образования.
2. Основные подходы и направления в исследовании образования как социокультурного феномена.
3. Социологические методы изучения образования.
4. Социология воспитания.
1. Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса – духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Социологию интересует социальная сторона образования – как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обусловливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А. Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н. Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности общественных отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р. Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования является сфера образования как социального явления – люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где разворачивается функционирование образовательных программ, где действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.
2. Как предмет и как объект прикладных социологических исследований, образование не утрачивает своей актуальности и остроты. Тем не менее, в традициях исследований сложились определенные подходы к изучению образования как социокультурного феномена.
В основу первого подхода была положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху. К. Маннгейм говорил, что цель образования отражена не только эпохой, но и страной. Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с нормативными идеалами. Например, в Спарте и Афинах центральным интересом было воспроизводство человека «умеющего» (в Спарте – воин, в Афинах – оратор), а в социалистическом обществе идеалом, согласно Шульману, был нравственно выдержанный, последовательный строитель коммунизма.
Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода – Дж. Мид, Г. Саймон, С. Кумбс. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование как транслятор культуры.
Выделяют три типа культуры:
а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образования выступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя);
б) фигуративный тип, когда культура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача – сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество;
в) префигуративная культура – постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Эта культура пока только предполагается. Нормативный идеал–человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.
В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы. В качестве доминанты выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Маннгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.
Особенность личностного подхода заключается в его экзистенциальном характере (И. Кант, М. Хайдеггер). Образование – деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен.
Цель образования – приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование – создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер). Общество и личность согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество предъявляет свои требования через систему образования.
Личность, социальный субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной, и именно образование обеспечивает знания, необходимые для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться, и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества – экономическую, социальную, политическую, духовную… В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение. Исследования затрагивают такие вопросы, как:
– соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
– пропорциональность морфологического строения структуры образования;
– влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы – профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:
– внутриинституциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института, социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;
– внешнеинституциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
1) теоретико-концептуальное содержание (основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность);
– направления исследований и концептуализации: социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;
– проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни;
2) технологическая последовательность познавательной деятельности (в ее основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности):
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Современный уровень социологии образования опирается на социологические идеи М. Вебера, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма, К. Маннгейма, Л. Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.