Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:57, лекция
Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.
Введение………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7
Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16
Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28
Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39
Литература
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва, 1994.
Арутюнян, Ю. В. Социально-политическая психология / Ю. В. Арутюнян [и др.]. – Москва, 1994.
Дробижева, Л. М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию / Л. М. Дробижева. – Москва, 1997.
Перепелкин, Л. С. Этносоциология / Л. С. Перепелкин, С. В. Соколовский. – Новосибирск, 1995.
Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. – Москва, 1997.
Лекция 2. Социология религии
1. Предмет социологии религии.
4. Многообразие и классификация религий.
1. Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческой бытия, который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами.
Отсюда вытекает важная методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при анализе религии как социального института надо особо выделить те ее функции, которые относятся к социокультурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами.
Другая методологическая особенность проявляется в том, чтобы учитывать позицию личности, т.е. самого действующего субъекта (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих.
Отправной точкой социологического изучения религии должно быть правильное понимание и толкование самого термина «религия», определение его смыслового значения.
Религия – система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов, групп, сообществ, обусловленных верой в существование сверхъестественного, священного и реализованных в определенных социальных нормах, статусах, ролях, обычаях, распоряжениях, стандартах поведения, социальных позициях. Такое толкование берет за основу специфический для социологии аспект религии – способ жизнедеятельности человека, реализованный в системе духовных и материальных ценностей, социальных норм и традиций. Религия в социологической интерпретации – один из важнейших социальных институтов, который играет существенную роль в конструировании социальной реальности, вследствие чего она является эффективным средством легитимизации описания, оправдания и поддержания существующего социального порядка. В социологическом толковании она является особой формой богопочитания и ритуала, которые принимают индивиды и сообщества, считая любую другую религию суеверием. Центральная тема социологии религии – взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее влиянии на социальное поведение. Ее интересуют общие правила, стандарты поведения, средства религиозной мотивации, а не сущностные особенности конкретной религии. Религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на различных уровнях, система социальных связей, образцов поведения, система структур и отношений по поводу религиозного феномена. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она поставляет эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.
Социология религии – одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе, все исследователи, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию. Однако к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины.
2. К изучению религии выделяются три научных подхода.
Конфессиональный (церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими.
Атеистический, или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в меньшей степени.
Феноменологический (явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время.
В исследовании религиозного поведения индивидов и групп социология религии использует разнообразные методологические подходы: структурно-функциональный анализ, социокультурный, конфликтологический, феноменологический, историко-сравнительный т.д.
Метод опроса проводится либо в виде стандартизованного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентом. Опросный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными специфическими чертами религиозности и определенными социальными установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных связей он нуждается в дополнении данными, полученными с помощью статистического анализа, наблюдения, эксперимента. Одна из трудностей, с которыми сопряжено использование этого метода, связана с несовпадением слов и мыслей опрашиваемых. Поэтому весьма существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных.
Еще одним методом эмпирических исследований является наблюдение. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает определенной программой исследования и осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им показателей. Это может быть также включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в среде тех, кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, изучавшими новые религиозные движения. Он имеет очевидные преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие обстоятельств, которые доступны только при условии участия в наблюдаемых действиях. С помощью наблюдения можно получить более точные и глубокие, «качественные» данные. У этого метода есть свои ограничения. Прежде всего, он требует высокой квалификации наблюдателя, его умения общаться, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсеивая второстепенное (преодолевая при этом и собственный, подчас неосознаваемый субъективизм).
Метод экспериментирования, применяемый в других областях социологического исследования, в социологическом изучении религии почти не применялся по той причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые уже просто по эстетическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования в каких бы то ни было целях. Правда, есть все же ситуации, когда по тем или иным причинам индивиды согласны с проведением эксперимента и его проведение сопряжено с этическими проблемами. Это может быть связано, например, с демонстрацией необычных способностей (экстрасенс, целитель, шаман) или экспериментом по внедрению программ религиозного обучения с точки зрения эффективности предлагаемых модулей.
Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными дисциплинами, также феноменологию религии и теологию. Таким образом, место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением к другим наукам о религии.
Кроме вышеперечисленных методов, социолог использует для анализа религии и другие методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений: статистический анализ, кросс-культурный сравнительный анализ, контент-анализ. Важным инструментом социологического исследования религии является анализ исторических данных, письменных источников, документов. Эти способы исследования были с успехом использованы в разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества, влияния протестантизма на развитие капитализма и т.д. Таким образом, социолог располагает разнообразными и взаимодополняющими методами, позволяющими на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, накапливая необходимые данные для теоретических обобщений.
3. Слово ‘’религия’’ буквально означает связывание, запрягание, повторное обращение (к чему либо), и впервые было использовано в речах римского оратора и политика Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Сходное определение религии дает и Р. Белла в своей известной работе «За пределами веры», отождествляя ее с набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования.
Именно смыслообразующий компонент дает основание рассматривать религию в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла «конечных условий человеческого существования» встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.
Своеобразную культурологическую трактовку религии дает T. Парсонс. Им разработана информационно-кибернетическая модель системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимодействием четырех подсистем: биологического организма, личности, социальной и культурной систем.
Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.
Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации и т.п. Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем.
От церквей принято отличать секты. Для них характерны замкнутость, изолированность, строгий контроль за своими членами, распространяющийся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь.
4. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы.
Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе — напрасно, без пользы, попусту) – примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека.
Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).
Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.
Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические, признающие существование единого Бога, и политеистические, поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог — многобожие.
Нетрадиционные религии, получившие широкое распространение в последней трети XX века в западном мире (а с конца 80-х годов и в России и Беларуси), представляют собой типологическое социальное явление, многократно наблюдавшееся в истории. Их особая активность проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения человека. Альтернативный характер религии может быть следствием нарастания противоречий в господствующей религиозной традиции под воздействием обозначившихся общественно-исторических перемен.
Новые религиозные движения как самая большая и важная группа современных нетрадиционных религий разделяются, в свою очередь, на ряд типологий, каждая из которых отличается особым отношением к социальной действительности и официально признанным в обществе религиозным организациям. Это, во-первых, два типа религий, стремящихся к радикальному обновлению существующего мира и современного нам человека; затем — несколько типов религий оппозиционного характера, занимающих мироборческие и богоборческие позиции; наконец, два типа альтернативных религий, не приемлющих существующий мир и ищущих ему замену.