Социология XX столетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:35, реферат

Описание работы

В первые десятилетия XX века социологическая мысль поднялась на достаточно высокий уровень развития. Однако исторический путь этой науки носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Основатели социологии XX столетия………………………………..5
2.1. Типология общественных форм Э.Дюркгейма………. ………..5
2.2. Развитие социологии М. Вебера……………...………………….6
3. Теории социологии ХХ столетия……………………………………..8
3.1. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия.
«Социальная и культурная динамика»………………………….8
3.2. Гуманистическая социология Ф. Знанецкого…………………10
3.3.Теория конфликта……………………………………………….11
3.4.Новые теории социологии………………………………………12
4. Заключение…………………………………………………...............14
5. Список литературы…………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

    3.2. Гуманистическая социология Ф. Знанецкого.

   Считая, что предмет социологии – социальные системы, из которых состоит социальная действительность, Ф. Знанецкий различал четыре рода социальных систем: социальные действия, социальные отношения, социальные личности социальные общности; выдвигается требование учёта социологам человеческого коэффициента. Первоначально такой принцип рассматривался как онтологический, а затем как методологический, т.е. как требование принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание её, сопряжённое с выделением значимого для них аспекта ситуации. Более широкое требование рассматривалось как социальные явления, как результат социальной деятельности людей. Он считал социологию, формирующей законы на основе индуктивного метода сбора данных. Основой для обобщений могут служить только эмпирические данные, притом позволяющие как можно полнее учитывать человеческий коэффициент.

   Важным достижением Ф. Знанецкого была разработка понятия система, где философское представление об активности человека находит отражение в социальном действии, ставшем основным звеном гуманистической социологии. Предмет и метод гуманистической социологии обосновывается с помощью гуманистического коэффициента, без которого культурная действительность не существует. Концепция гуманистического коэффициента имела двоякое назначение: репрезентацию новой точки зрения на те явления, которыми занималась натуралистическая социология и на её основе осуществлена попытка расширения традиционного круга социологических интересов. По мнению Ф.Знанецкого, любой предмет или факт не может быть предметом научного исследования, а только в виде взаимозависимых с ним составных элементах упорядоченной системы или как упорядоченная система взаимозависимых составных элементов. Значительное внимание уделяется обоснованию теории социальных действий; социальное действие определяется как динамический процесс, связывающий два полюса человеческой культуры: установка – полюс субъективный и социальная ценность – объективный. Существенная характеристика любых социальных действий определяется тем, что они есть действиями вообще к тому же сознательными. Единство субъекта и предмета возникает из общности их ценностного статуса. Система социального действия охватывает и первичные, и вторичные ценности. Гуманистический коэффициент отличает явления, исследуемые социологией, от явлений, изучаемых естественными науками; гуманистический коэффициент не уменьшает объективности научных знаний; метод социологии может быть объективным, точным и глубоким как и метод физических наук.

3.3. Теория конфликта.

   Концепции социального конфликта  признают социальные конфликты  решающим фактором социального  развития. Рассматривая социальные  конфликты с позиции социал-дарвинизма, Г. Спенсер считал их неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом развития организма. Немецкий социолог, Леопольд фон Визе, отвергая дарвинистский подход к социальному конфликту как проявлению естественного отбора, выдвинул идею регуляции через дружеское соглашение или с помощью социальных институтов. Робетр Парк включает социальный конфликт в один из четырёх основных видов социального взаимодействия наряду с состязанием, приспособлением и ассимиляцией. С его точки зрения, состязание, выступающее социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в социальный конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам и сотрудничеству, способствовать эффективному приспособлению.

   В развитии социологической мысли ХХ ст. важным направлением становится теория социального конфликта, конфликтная традиция, конфликтологический подход к социальным явлениям и событиям. Современная социологическая теория, по мнению Д. Александера, «делится на функционалистскую и конфликтологическую». Р. Колинз отмечает три главные традиции: конфликтологическая, позитивистская, микроинтерационистская. Современная теория социального конфликта формируется в противовес создаваемым «неидеологизированным версиям марксизма». Современная теория конфликта восприняла много положений марксизма, дополняя новые его интерпретации идеями Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Михельса, В. Парето. К. Маркс подчёркивал антагонизм социальных конфликтов, их экономические основы, то Г. Зиммель в определении социальных конфликтов отталкивался от якобы свойственных человеку «инстинктов борьбы». А М. Вебер предлагает социологический подход многофакторной теории социальной стратификации, выделяя роль идейно-культурных факторов.

В конце 50-х годов ХХ ст. немецкий социолог Р. Дарендорф выдвигает диалектическую теорию конфликта. По его мнению, конфликты – это главные рычаги изменений в обществе, что диалектика стабильности и изменений, интеграции и конфликта функции и мотивов, согласия и принуждения – вот что такое общество, его социальность.

 С  80-х годов ХХ ст. система конфликтов заметно трансформировалась в направлении развития макроисторической социологии и деидеологизации, т.е. очищения от марксистского видения исторического процесса перехода капитализма к социализму, от абсолютизации тезисов классовой борьбы, антагонистических противоречий. Сущность методологической позиции: стремление объединить позитивистскую установку на поддержку социального порядка, нормальные функционирования социального организма.

3.4. Новые теории социологии.

   Во второй половине ХХ ст. академическим  эталоном, центральным течением в теориях социологии становится структурно-функциональный анализ. Критикуя функционализм за схематизм, социологи выдвигали различные теории и концепции как альтернативы взглядам Т.Парсонса. Но аналитический функционализм оставался осью, вокруг которой формировались различные теории и концепции анализа социальных явлений и событий. Ставится цель: разрабатывать универсальные  концепции, познавательные модели и принципы анализа социальных  явлений и событий. Неофукционализм воплощает два  момента – наследственность, развитие главных идей парсоновской теории и внутреннюю критику идей функций, их уточнения и корректировки. Современный неофункционализм – определённая совокупность позитивистских концепций, методов исследования социальных процессов и явлений. Становятся притягательными идеи структурализма, принципы позитивизма. Структурализм использовался для поиска универсальных и неизменных законов жизни человека, действующих на уровнях – от простейших к наиболее развитым.

  В  конце ХХ ст. живой интерес  вызывали распространяемые в  социальной теории постмодернистские  идеи. Постмодернизм выступает мощным  межотраслевым интеллектуальным  движением, новым социально-философским  подходом познания общественной жизни, культуры, человеческой деятельности. Идеи, принципы видения социальной реальности, социальной жизни общества находят изложение в трудах: Ж. Будлиряна, Х. Франсуа Летара, Д. Кельнера. В теории социологии постмодернизма синтезирует несколько направлений, охватывающих различные интерпретации взаимодействующих или противоречащих друг другу современных социальной и культурной реальностей.

  В  научных поисках появились потребности  формирования социологических теорий, социологического видения общества, социальных процессов и явлений.  Тенденция развития социологических теорий видения общества, социальной реальности, находит отражение и в теории структурализма коммуникативных действий, теория конфликта, рационального выбора теории пределов. 

Заключение.

  Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Она укрепляется содержательно и организационно. И уже возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе и прогнозирует дальнейшее развитие.

   Социология обосновывает теорию гражданского общества и правового государства. И в современных  условиях утверждения суверенной Украины приоритетное значение приобретают социологические и политические аспекты национального возрождения.

  Перспективы социологии значительно зависят от изучения истории, её становления в Украине, от выявления всего ценного, что в ней уже есть, а также трудностей, мешающих её дальнейшему развитию.

  

   
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. В.П.Андрущенко, Н.И.Горлач Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Харьков: 1997г.- 688с.
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996.
  3. Бельцев Л. В. Социология религии М. Вебера: Крит, очерк. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1975.

     4. Материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/ . 
 
 
 

Информация о работе Социология XX столетия