Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:35, реферат
В первые десятилетия XX века социологическая мысль поднялась на достаточно высокий уровень развития. Однако исторический путь этой науки носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Основатели социологии XX столетия………………………………..5
2.1. Типология общественных форм Э.Дюркгейма………. ………..5
2.2. Развитие социологии М. Вебера……………...………………….6
3. Теории социологии ХХ столетия……………………………………..8
3.1. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия.
«Социальная и культурная динамика»………………………….8
3.2. Гуманистическая социология Ф. Знанецкого…………………10
3.3.Теория конфликта……………………………………………….11
3.4.Новые теории социологии………………………………………12
4. Заключение…………………………………………………...............14
5. Список литературы…………………………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
«Социология XX столетия».
Донецк 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Типология общественных форм Э.Дюркгейма………. ………..5
2.2. Развитие социологии М. Вебера……………...………………….6
3.1. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия.
«Социальная и культурная динамика»………………………….8
3.2. Гуманистическая социология Ф. Знанецкого…………………10
3.3.Теория конфликта……………………………………………….11
3.4.Новые теории социологии………………………………………12
Введение.
В первые десятилетия XX века социологическая мысль поднялась на достаточно высокий уровень развития. Однако исторический путь этой науки носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.
Актуальность социологии определяется прежде всего возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств: 1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом; 2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни; 3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ - формирование гражданского общества.
Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц. общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии.
Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.
В современных условиях социология признаны решить следующие задачи:
- раскрытие
сущности и роли теории
- выяснение
движущих факторов развития и
деятельности социальных, этнических
демографических общностей,
- показ
целостности и
Цель реферата заключается в изучении
теорий социологии ХХ столетия, раскрытие
их закономерности, рассмотрение реальных
социальных процессов, происходящих в
этот период, относительно к современности,
а также показать развитие новых теорий
социологии.
2. Основатели социологии XX столетия.
2.1.Типология общественных форм Э.Дюркгейма.
Творцом методологии социологизма на Западе выступает Э. Дюркгейм (1857 – 1918) – патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии. Он родился в Эпинале в семье рабина. Его сызмальства готовили к религиозной карьере, но юноша достаточно рано проявил способности к изучению гуманитарных наук, и по окончании Высшей нормальной школы в Париже работает преподавателем философии. Значительное место в системе взглядов Э.Дюркгейма занимает вопрос о типологии форм общественной жизни. Он стремится найти компромиссную позицию между номинализмом историков, сосредотачивающихся на изучении исторической специфики эпох, народов и культур и реализмом философов, которые мыслят категориями человеческой природы, человечества. Э. Дюркгейм солидаризуется с мыслью Г. Спенсера о социальной эволюции, развёртывающейся с малых простых агрегатов, и прогрессирует путём их интеграции в более сложные системы. Предложенная Э. Дюркгеймом типология обществ базируется на понятиях с выразительной биологической семантикой. Он и сам не делал секрета, потому что считал убеждением определенные закономерности структурной организации комбинации сложных форм с определённого набора простых свойственных одинаково всему живому и человеку не составляют исключения. Здесь Дюркгейм одновременно выдвигает не проблемы стадийного развития, характерные для эволюционизма, а вопросы структурной организации, считая, что видовая классификация и исторические фазы развития – это принципиально различные вещи. Именно поэтому Эмиль отрицательно относится к попытке классификации обществ по состоянию их цивилизации. Социологическая концепция Э. Дюркгейма направлена против психологизма Г. Тарда. Она давала возможность обосновать идею общественной солидарности, т.е. понятие, используемое для обозначения социальной сплочённости, общественного состояния. Большое внимание уделяется исследованию разделения труда. Разделение труда – тот механизм, который в современном обществе значительно утратил цементирующую силу общественного, коллективного сознания, создаёт желаемую общественную связь, солидарность между классами, компенсирующую ущерб, вызванный узкой социализацией.
Э.Дюркгейм развил идею создания новых органов общественной солидарности, которые должны реализовать широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности в преодолении кризиса общества. Возможность преодоления кризиса он видел в сознательном введении новых норм, регулирующих поведение членов общества. Общественно-политическая позиция Э. Дюркгейма характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Выступая против монархическо-клерикальной реакции, борясь за секуляризацию, т.е. светское мирское школьное и университетское образование, Эмиль Дюркгейм признавал большое общественное значение социалистического движения, но идеи социализма Маркса не принял. Главное место в социально-политической программе отводилось реформам. В современных условиях Эмиль Дюркгейм признанный классик западной социологии.
2.2. Развитие социологии М. Вебера.
Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры. Среди его основных трудов: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество». По мнению М. Вебера, не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно. Два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей. Сами социальные действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности): целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные. Положив в основу своей теории социального действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными. Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели. Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.
В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так, в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером соц. действий - лишь одна часть исследования.
Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр. экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.
И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми социальная реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.
3. Теории социологии ХХ столетия.
3.1. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и культурная динамика».
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией, а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. Американский период его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». Его основные труды: (Русские:) "Преступление и кара, подвиг и награда", "Система социологии", "Общедоступный учебник социологии"; (США:) "Социология революции", "Социальная мобильность", "Современные социологические теории", "Социальная и культурная динамика", "Социологические теории сегодня". Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе почти за 3 тысячелетия. Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность служит фундаментом всякой культуры. Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: идеациональной, чувственной и идеалистической. В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены теологии. Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм познания, чувственных ценностей. Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других типов культур на основе сочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и добра выдвинутся на первый план.