Социология Вильфредо Парето

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:54, реферат

Описание работы

Жизнь и научная деятельность. Идейные истоки и особенности мировоззрения. Логические и нелогические действия. Теория элиты.

Работа содержит 1 файл

вильфредо паретто.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

  8 Сам Парето усматривал в соотношении <осадков> и <производных> известную филологическую аналогию, сравнивая его с соотношением корней и производных, образующих слова какого-нибудь языка [2, 879].

  Парето  делит <осадки> на шесть классов, которые в свою очередь делятся  на ряд подклассов. Ниже приводится эта классификация с перечислением  подклассов только первых двух классов, которым Парето придавал особое значение [там же, 888].

  I класс  Инстинкт комбинаций9

  II класс Настойчивость в сохранении  агрегатов

  III класс. Потребность в проявлении  своих чувств посредством внешних  актов

  IV класс. Осадки, связанные с социальностью

  V класс.  Единство индивида и того, что  ему принадлежит

  VI класс. Сексуальный осадок

  9 Несмотря на свое требование четкости и строгости в терминологии, Парето использует иногда термин <инстинкт> в значении <осадок>.

  Чрезвычайно громоздкий и расплывчатый характер приведенной классификации достаточно очевиден. Неудивительно, что кроме  ее создателя ею, так же, впрочем, как и понятиями <осадки> и <производные>, в истории социальной науки практически  никто не пользовался.

  Сам Парето признавал предварительный  характер своей классификации <осадков> (см.: [6, 170]). Тем не менее он детально анализирует каждый из выделенных классов. Главное значение он придает первым двум классам. Первый из них, <инстинкт комбинаций>, воплощает тенденцию к социальному изменению; второй, <настойчивость в сохранении агрегатов>, выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм.

  <Осадки> одного общества, как правило,  существенно отличаются от <осадков>  другого. Они незначительно изменяются  в пределах отдельно взятого  общества в целом. Но их распределение  среди различных слоев внутри  каждого общества весьма изменчиво.

  <Осадки> - это постоянный, устойчивый элемент  в <теориях>, <логизирующих> нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою <чувств>, будучи их непосредственным проявлением.

  Парето  утверждает, что выделенные им шесть  классов <осадков> оставались постоянными  на протяжении двух тысяч лет истории  Запада. В то же время подклассы  внутри каждого класса гораздо менее  постоянны; усиление некоторых из них  может компенсироваться ослаблением  других.

  <Производные>, или <деривации>, согласно Парето, составляют изменчивый и поверхностный  слой <теорий>. Это понятие близко  понятию мифа у Сореля. <Производные>  базируются на <осадках> и через  них - на <чувствах>, в которых  они черпают свою силу.

  Парето  подчеркивает, что <производные> не соответствуют строго <осадкам>, от которых они происходят. Отсюда главные трудности в создании социальной науки, так как нам  известны только <производные>, которые  зачастую скрывают породившую их основу.

  <Производные>  удовлетворяют потребность человека  в логике или псевдологике (осадок 1д). Будучи поверхностным и изменчивым слоем, <производные>, тем не менее, играют очень важную роль в социальной системе. Они могут делать <осадки> более или менее интенсивными, усиливать или ослаблять их. Они способны эффективно воздействовать на социальное равновесие лишь при условии своего воздействия на <чувства> или превращения в них. Но, хотя <производные> и зависимы от <чувств> и <осадков>, они обладают относительно автономным существованием и способны порождать друг друга, образовывать между собой различные комбинации и оказывать воздействие на определяющую их <чувственно-осадочную> основу.

  Внимание  Парето сосредоточено на субъективной стороне той силы убеждения, которой  обладают <производные>. Их социологическое  исследование направлено на то, чтобы  выявить, какие логические или псевдо-логические средства используют одни люди для того, чтобы увлечь за собой других. Исходя из этого, Парето делит <производные> на четыре класса.

  Первый  класс - это <простые уверения>, формула  которых: <это так, потому что так> или <надо, потому что надо>. Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания.

  Второй  класс <производных> содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся  на авторитет (личности, традиции, обычая), который делает их эффективными независимо от их логической ценности.

  В третьем классе <производных> <доказательство> основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Право, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидарность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъестественных существ.

  Четвертый класс <производных> черпает силу убеждения в <вербальных доказательствах>, т. е. таких, которые основаны на <использовании  терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются  с реальностью> [2, 1543].

  Можно сделать вывод, что в целом <производные> в трактовке Па-рето выполняют две противоположные функции по отношению к определенным <осадкам> и соответствующим им <чувствам>: во-первых, они обнаруживают и выражают эти <осадки> и <чувства>, во-вторых, они их скрывают, камуфлируют. В зависимости от ситуации на первый план может выступать либо одна, либо другая функция.

  Отношение Парето как социолога к <производным> двойственно. С одной стороны, он постоянно критикует, разоблачает  их, иронизирует над ними, демонстрируя их несостоятельность с логико-экспериментальной точки зрения. С другой стороны, он подчеркивает, что иными они и не могут и не должны быть, так как именно их нелогичность и определяет в значительной мере их социальную эффективность.

Общество  как система в  состоянии равновесия

  Парето  рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в  истории социологии сложилась главным  образом под воздействием двух редукционистских моделей: организмической (общество как организм) и механистической (общество как механизм). Из этих двух моделей Парето, в отличие, например, от Дюркгейма, выбирает вторую, хотя иногда опирается и на первую.

  Согласно  Парето, состояние социальной системы  в данное время и в данном месте  определяется следующими факторами. Во-первых, это внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические  условия и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному  обществу в данное время не-природного характера. К ним относятся воздействия на общество других обществ (условия, внешние в пространственном отношении) и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества (т. е. условия, внешние во временном отношении). В-третьих, это внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, <осадки> или выражаемые ими <чувства>, <производные>, стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний и т. д. [там же, 2060].

  Парето  неустанно подчеркивает взаимозависимость  всех элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости  изменения, происходящие в одних  элементах, неизбежно вызывают изменения в другихКаждый элемент социальной системы может быть понят только после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим элементам. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.

  Парето  отрицает прогрессивный характер социального  развития. <Прогресс> - это одна из <теорий>, которую он разоблачает. С его точки зрения, развитие социальных систем и подсистем носит маятниковый, колебательный и циклический  характер. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, так же как  и в социальной системе в целом, наблюдается ритмическое чередование  сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тенденций поддерживает равновесное состояние общества.

  Свое  представление о циклическом  характере социального развития Парето реализует прежде всего в своей теории элиты, занимающей одно из главных мест в его социологической системе.

7. Теория элиты

  Согласно  Парето, индивиды неравны между собой  в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту10. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

  10В  качестве синонимов этого термина Парето использует термины <правящий класс>, <господствующий класс>, <аристократия>, <высший слой>.

  Парето  различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении  политической власти, и неправящую [там же, 2032 и др.]. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита (<высший слой>), а остальную часть - основная масса населения (<низший слой>) [там же, 2034, 2047 и др.]. Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

  Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для  своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность  применять силу, когда это необходимо.

  Последние две способности носят взаимоисключающий  характер, и управление происходит либо посредством силы, либо посредством  убеждения. Если элита неспособна применить  то или иное из этих качеств, она  сходит со сцены и уступает место  другой элите, способной убедить  или применить силу. Отсюда тезис  Парето: <История - это кладбище аристократий> [там же, 2053].

  Как правило, между элитой и остальной  массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная  часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего  слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится  в состоянии постепенной и  непрерывной трансформации.

  Циркуляция  элит функционально необходима для  поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту  необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к  деградации элиты и ее упадку. В  то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных  применить насилие для захвата  власти. Но и эта новая элита  утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.

  Согласно  теории Парето, политические революции  происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого  качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как  своего рода альтернатива, компенсация  и дополнение циркуляции элит. В  известном смысле сущность революции  и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев [там же, 2057, 2058].

  В историческом развитии постоянно наблюдаются  циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования  человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит  в чередовании, точнее, в поочередном  преобладании в элитах <осадков> первого и второго классов, т. е. <инстинкта комбинаций> и <настойчивости  в сохранении агрегатов> [там же, 2178, 2227 и др.].

  Первый  тип элиты, в котором преобладает <инстинкт комбинаций>, управляет  путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление <осадков> первого  класса и ослабление <осадков> второго  приводят к тому, что правящая элита  больше заботится о настоящем  и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, других социальных групп, нации.

  С течением времени <инстинкт комбинаций> в правящем классе усиливается, в  то время как в управляемом  классе, напротив, усиливается инстинкт <настойчивости в сохранении агрегатов>. Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и  к власти приходит другой тип элиты  с преобладанием <осадков> второго  класса. Для этой категории элиты  характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.

Информация о работе Социология Вильфредо Парето