Социология Вильфредо Парето

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:54, реферат

Описание работы

Жизнь и научная деятельность. Идейные истоки и особенности мировоззрения. Логические и нелогические действия. Теория элиты.

Работа содержит 1 файл

вильфредо паретто.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

Социология  Вильфредо Парето

  Гофман  А.Б.

1. Жизнь и научная  деятельность

  Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

  В 1858 г. семья Парето возвращается в  Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое  внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической  школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию <Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах>. Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических  и социологических трудах. В течение  ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном  ведомстве и в металлургической компании.

  В 90-е годы он предпринимает неудачную  попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов.

  В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в  области экономической теории и  математической экономики. С 1893 г. и  до конца жизни он был профессором  политической экономии Лозаннского  университета в Швейцарии, сменив в  этой должности известного экономиста Леона Вальраса.

  В последний год жизни Парето в  Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели  этого режима, и прежде всего сам  дуче, считали себя учениками лозаннского  профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным  и не ограничивать академических  свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в  Се-линьи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

  Как уже отмечалось, первые научные труды  Парето были посвящены экономике. В  качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения  доходов, монополистического рынка, в  становление эконометрии и т. д. [1, 248- 260]. Но постепенно он осознает недостаточность  и неадекватность представлений  о человеке как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру научных трудах, таких, как <Курс политической экономии> (1896-1897), <Социалистические системы> (1902) и <Учебник политической экономии> (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском университете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.

  Самое крупное сочинение В. Парето, в  котором представлены его социологические  теории, - <Трактат по общей социологии>. Автор писал его с 1907 по 1912 г. В  итальянском оригинале <Трактат> был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном  и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение  написано в нарочито наукообразном  стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений [2].

2. Идейные истоки  и особенности  мировоззрения

  Истоки  социологического мировоззрения Парето многообразны. На него несомненно повлияли познания и опыт инженера, математика и экономиста, привыкшего иметь дело с точными данными и практической эффективностью. Но были и такие влияния, которые исходили из сферы гуманитарного и социального знания. В связи с этим помимо Леона Вальраса, автора теории экономического равновесия1, следует назвать, в частности, Никколо Макиавелли (прежде всего), а также социальный дарвинизм, ин-стинктивистскую психологию, Г. Лебона и Г. Тарда, итальянскую криминологическую школу, французского философа Жоржа Сореля с его теориями насилия и социального мифа, итальянского политического мыслителя Гаэтано Моску и его деление общества на управляющих и управляемых.

  1 При этом в области общего мировоззрения Парето был антиподом Вальраса.

  Хотя  Парето в целом отрицательно относился  к теории Маркса, рассматривая ее главным  образом как одну из <идеологий>, он признавал известное научное  значение исторического материализма и марксовой концепции классовой борьбы. Последняя, с его точки зрения, должна интерпретироваться шире, так как она имеет место на протяжении всей истории человечества, и классовые конфликты отнюдь не исчезнут с исчезновением конфликта <труда и капитала> [2, 829-830]2 .

  2 Исторический  материализм, согласно Парето, <заключает  в себе часть истины, которая  состоит в существовании взаимной  зависимости экономики и других  социальных явлений. Ошибка состоит  в превращении этой взаимозависимости  в отношение причины и следствия

  Парето  постоянно и энергично, часто  со злобной иронией <срывает маски> с различных политических, моральных, метафизических учений, <разоблачает> разнообразные социальные идеалы своего времени, такие, как демократия (называемая им не иначе как <плутодемократия>), свобода, гуманизм, солидарность, прогресс, равенство, справедливость и т. д. <Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Его воображаемые враги были повсюду; это и демократы, и пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из его сограждан, которые пытались замалчивать его сочинения>, - пишет американский экономист Б. Селигмен [1, 249].

  Сама  наука, социология, становится для Парето средством <срывания масок>, орудием  разоблачения социальных идеалов. Этот взгляд на призвание социальной науки  роднит его с такими разными мыслителями, как Маркс, Гобино или Гумплович, которые также стремились доказать, что за фасадом <красивых слов> обычно скрывается неприглядная реальность, стремились принизить идеалы, считая, что социологическое объяснение предполагает сведение их к чему-либо низменному.

  В то же время подобная позиция противостояла  точке зрения Дюрк-гейма, который, наоборот, видел задачу социологии в том, чтобы обосновать идеалы, доказать, что они глубоко и основательно укоренены в социальной действительности. Если Дюркгейм подчеркивал, что все религии истинны на свой лад, так как все они так или иначе выражают социальную реальность, то Парето, наоборот, стремится, по существу, доказать, что все религии ложны3, так как они лишь камуфлируют истинные мотивы социального поведения. Если Дюркгейм утверждает, что наука не может и не должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремится разрушить этот объект.

  3 Сам Парето называл себя <атеистом всех религий>. Эта самохарактеристика любопытным образом перекликается с позицией молодого Маркса, выраженной им словами эсхиловского Прометея: <По правде, всех богов я ненавижу> [3,153].

  Парето, как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей силой, но в  отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, <теории> (это понятие в его истолковании часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.

  В свете изложенного неудивительно, что Парето невысокого мнения о человеческой природе. Ему глубоко близка позиция  его духовного предшественника  Н. Макиавелли, утверждавшего в <Государе>, что <о людях в целом можно  сказать, что они неблагодарны и  непостоянны, склонны к лицемерию  и обману, что их отпугивает опасность  и влечет нажива...> [4, 349].

  Философская антропология Парето направлена прежде всего против рационалистической модели человека, основанной на представлении о том, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообразно тому, что он задумал. С точки зрения итальянского социолога, человек, наоборот, сначала действует, а затем, post festum, придумывает обоснования своим уже совершенным действиям, объясняет (чаще всего ложно), рационализирует их. Эта позиция неожиданным образом оказывается близкой разработанной 3. Фрейдом концепции рационализации как одного из механизмов психологической защиты.

  Сравнение с Фрейдом в связи с этим уместно продолжить. Подобно основоположнику  психоанализа Парето рассматривает  человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Как и  Фрейд, он стремится исключительно  рационально объяснить иррациональные основания человеческого поведения. Он подчеркивал, что единственная цель его <Трактата> состоит в <исследовании экспериментальной реальности посредством  применения в социальных науках методов, которые оправдали себя в физике, химии, астрономии, биологии и других подобных науках>4.

  4 Таким образом, выступая против рационалистической модели человека, Парето стоит на позициях ультрарациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте. Этот рационализм ученого-социолога призван разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, <теории>, которыми человек рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая истинные мотивы. Учитывая общие теоретико-методологические ориентации Парето, его несомненно можно было бы считать сциентистом, если бы вера в науку не представлялась ему столь же иллюзорной, как и любая другая.

  Он  подчеркивает, что экспериментальная  истинность определенных теорий и их социальная полезность - это совершенно разные вещи: они не только не совпадают, но чаще всего противоречат друг другу [2, 843, 1681 и др.]. Объяснение истинных оснований социального устройства опасно для самих этих оснований, разрушительно для них. Вот почему Парето с присущим ему снобизмом  писал, что если бы он думал, что его <Трактат> будет доступен многим читателям, то он бы его не написал.

4. Логические и нелогические  действия

  Основу  теории социального поведения у  Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические.

  Основанием  различения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение  в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте. <Существуют действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были одинаково логическими средствам мореплавания> [там же, 150].

  Но  субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного различия; главное значение имеют объективные  критерии. Как же их обнаружить? Парето отвечает: <...Мы будем называть <логическими  действиями> операции, которые логически  соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто  обладает более широкими познаниями; т. е. действия, имеющие субъективно  и объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться "нелогическими",

  <Чувства>  играют чрезвычайно важную роль  в социологической системе Парето6 .С его точки зрения, они составляют глубинную основу человеческих действий. Наряду с такими понятиями, как <инстинкты>, <интересы>7, <аппетиты>, <вкусы>, они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональным сторонам человеческой природы.

  6Понятие  <чувства> (, ) он интерпретирует  очень широко, включая в него, по существу, и мнения, установки,  стереотипы, предрассудки и т.  п.

  7 Модное  в то время понятие инстинкта  у Парето, так же, впрочем, как  и у многих его современников,  например у У. Джемса и У. Мак-Дугалла, не очень определенно и выступает в качестве некого автоматически действующего импульса. Оно, однако, не является у него чисто биологическим, оно включает в себя и значение ценностной установки. <Интересы> Парето определяет как вызванное инстинктом и разумом стремление индивидов и групп <присвоить полезные материальные блага или только приятные для жизни, а также стремление к уважению и почестям> [2, 2009].

  Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе неуловимы: это  своего рода <вещи в себе>. Логико-экспериментальная  социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория <осадков> и <производных>.

  Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый Парето обозначает несколько странным для  социальной науки термином <осадок> (итал. , франц. ), второй - термином <производное> (<деривация>). Рассмотрению <осадков> и <производных> он посвящает булыпую часть своего <Трактата>, что свидетельствует о важном значении, которое он придает этим явлениям.

  ]. Будучи нелогичными, осадки представляют  собой проявления базовых человеческих  чувств и инстинктов. При этом он подчеркивает, что не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются именно элементами (наиболее устойчивыми, неизменными и универсальными) <теорий>. <Осадки представляют собой проявление этих чувств и инстинктов, так же как подъем ртути в трубке термометра есть проявление повышения температуры. Только, так сказать, эллиптически, для краткости, мы говорим, например, что осадки, помимо аппетитов, интересов и т. п., играют основную роль в создании социального равновесия. Так же мы говорим, что вода кипит при 100°>, - пишет Парето [там же, 875].

Информация о работе Социология Вильфредо Парето