Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:43, доклад
качественное своеобразие российской культуры
Своеобразие исторического развития российской культуры. Когда
говорят о культуре России, то порой сводят ее к характеристикам
русской культуры. Однако их нельзя отождествлять. Русская
культура является частью российской; последняя выступает
более масштабной и сложной. Долгий период отечественные
Д. Андреева, идеи о гармоническом развитии человека и
тренинги Г. Гурджиева и др.).
В целом российская культура выступает симбиотической евразийской
цивилизацией, заключая в себе разные этнические
миры и духовные пространства. Она обладает свойствами как порождать
масштабные конфликты, так и создавать возможности
для их преодоления, в частности, через осуществление оригинального
культурного синтеза. В рамках российской культуры не
раз продуцировались мироустроительные идеи, приобретающие
общечеловеческую значимость, вырабатывались сложные культурные
формы, аналог которым невозможно встретить в других
цивилизациях. Механизмы культурного синтеза действуют в российском
обществе не по принципу «плавильного котла», а в режиме
диалога, когда каждая этническая, региональная культура
участвует во взаимодействии на равноправной основе. В результате
формируется сообщество евразийских народов — российский
суперэтнос.
Модернизация общества и обновление отечественной культуры.
Модернизация для российской культурно-цивилизационной системы
становится серьезным испытанием. Масштабные преобразования
— в виде целостной политики реформ — способны стимулировать
обновление культуры в целом, но наряду с креативным
потенциалом преобразования заключают в себе аспекты, способные
обернуться разрушением базовых качеств культуры.
Российская модернизация в виде ряда реформаторских циклов,
которые осуществлялись царским правительством в течение
200 лет, была ориентирована на выборочное заимствование технических
достижений, социальных институтов и духовных принципов
западноевропейской цивилизации. К 1917 г. удалось приблизить
к современному состоянию западного типа лишь некоторые
отрасли хозяйства и отдельные сегменты социальной практики.
Такая стратегия модернизации породила глубокий культурный
раскол: российское общество оказалось разделенным на две
антагонистические группы, непропорциональные по численности
и степени участия в обновлении культуры, — по-евронейс-
ки мыслящие высшие слои и основная часть населения, кото-
рая состояла из этнонациональных и региональных сообществ,
продолжавших жить в основном традиционными укладами.
Социалистический способ обновления страны объективно
приобрел для России разрешающее значение, хотя эти процессы
сопровождались масштабными издержками гуманитарного
и культурного плана. В рамках советской модели более
последовательно, чем в дореволюционный период, стала преодолеваться
хозяйственная многоукладность и социальная поляризация.
Разнотипные культурно-цивилизационные ориентиры
деятельности граждан удалось объединить общими духовными
принципами развития.
Эти процессы культурной консолидации базировались на
действии целого ряда масштабных социальных институтов и
структур. В стране действовала эффективная для своего времени
система социализации молодежи и подготовки кадров для разных
сфер деятельности. У разных народов, в разных социальных
группах появились элитные слои современного типа,
результат деятельности которых оказался значимым в общенациональном
масштабе. Была создана общесоюзная сеть информационных,
научных, образовательных и культурных центров.
У жителей разных регионов вырабатывались сходные признаки
образа жизни, ценностные регуляторы деятельности.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в социокультурной
основе советской модели жизнедеятельности были заложены
противоречия,
затрагивающие глубинные
воспроизводства,
что через несколько
к распаду СССР. Так, искореняя культурную архаику (например,
отсутствие письменности у некоторых народов), властные
органы боролись с рядом базовых народных традиций, с религиозной
верой; одно время ставилась цель добиться слияния наций.
Такая политика посягала на основные качества этнонациональных
культур и вместе с тем дезинтегрировала общество.
Слабый учет, а порой и игнорирование властной элитой
культурной специфики страны приходили в противоречие с
действием механизмов самоорганизации, которые функционировали
через самодеятельную активность населения. Вопреки гонениям
на религиозные организации и верующих отечественные
конфессии не только выжили, но сохранили авторитет в
общественном сознании. Нивелирующая национальная политика
не смогла разрушить историческую преемственность в этни-
ческих культурах. Все это свидетельствует о том, что социокультурная
политика терпит поражение в том случае, если она не
согласуется
с глубинной динамикой
В постсоветский период в нашем обществе вновь встает проблема
выбора вектора развития, а следовательно, и стратегии
преобразований. Попытка группы отечественных реформаторов
реализовать в 90-х гг. либерально-рыночную модель модернизации
привела лишь к углублению общесоциального и экономического
кризиса. Такой результат обусловлен переоценкой возможностей
реформ либерального типа на отечественной почве
и недооценкой творческого потенциала российского общества.
Сторонники Запада связывают преодоление кризиса с действием
«универсальных» принципов развития, которые на самом
деле свойственны западноевропейской цивилизации.
Опыт модернизации ряда незападных стран (в частности
Японии, Китая, Индии и др.) свидетельствует, что успешное
обновление традиционной культуры возможно на амбивалентной
основе: через продуманное комбинирование конструктивных
традиций с техническими заимствованиями извне. При
этом важно сохранить базовые духовные ориентиры населения,
не разрушать у него чувство культурной идентичности.
В настоящее время в российском обществе созревают более
взвешенные оценки как заемных, так и собственных возможностей
обновления страны. Многие авторы развивают идею
преобразований, в основе которых закладывается не критика
собственной культуры, а уверенность в том, что только творческий
потенциал отечественной культуры поможет обществу
справиться с кризисом.