Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:02, реферат
Средний класс является главным хранителем и выразителем индивидуалистской духовно-нравственной традиции при положительном отношении к ценностям добровольного коллективизма. Без среднего класса невозможно культурно осознанное восприятие идей индивидуальной свободы и автономии в массовом сознании общества.Уровень доходов и стоимость жизни в отдельных частях мира отличаются разительно, поэтому и понятие „средний класс“ часто имеет национальную окраску. Более того, рядовые жители не склонны рассуждать о „среднем классе“ вообще, они предпочитают концентрировать внимание на среднем достатке, позволяющем им не называться ни богатыми, ни бедными.
Как мы
видели, в белорусском обществе реально
существует многочисленная «середина»,
которая себя таковой осознает. Но
она не составляет среднего класса
и в лучшем случае может быть его
«периферией». При всех возможных
социальных и экономических
Хрупкость белорусской социальной стабильности не только в том, что в обществе мало по-настоящему «средних», но и потому, что в нем нет или почти нет автономных структур, или институтов. Институтов, которые связывают в одно общественное целое людей разных профессий и слоев, задают правовые и моральные рамки социального действия, короче говоря, превращают общество в сообщество, а стабильную инертность «середины» – в динамическую устойчивость мобильной развивающейся структуры.
Развернутое и детальное представление об особенностях формирования среднего класса в Беларуси, его количественных и качественных характеристиках можно получить только в результате проведения масштабного социологического исследования. Наш же анализ позволяет сделать следующие общие выводы.
1. Белорусский
средний класс находится в
зародышевом состоянии.
2. В целом свыше 50% населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса. Для вступления в его состав людям не хватает либо доходов и престижности профессии (свыше 30% населения), либо образования и высокого профессионального уровня (20%). Вместе с тем малообеспеченные, но с относительно высоким уровнем образования профессиональные группы можно рассматривать в качестве потенциальных центров кристаллизации будущего многочисленного и сильного среднего класса.
3. Белорусский
средний класс и, в
4. На
этом фоне относительно