Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:02, реферат
Средний класс является главным хранителем и выразителем индивидуалистской духовно-нравственной традиции при положительном отношении к ценностям добровольного коллективизма. Без среднего класса невозможно культурно осознанное восприятие идей индивидуальной свободы и автономии в массовом сознании общества.Уровень доходов и стоимость жизни в отдельных частях мира отличаются разительно, поэтому и понятие „средний класс“ часто имеет национальную окраску. Более того, рядовые жители не склонны рассуждать о „среднем классе“ вообще, они предпочитают концентрировать внимание на среднем достатке, позволяющем им не называться ни богатыми, ни бедными.
Средний
класс является главным хранителем
и выразителем
Современное звучание
термин „средний класс“ приобрел в Америке,
а после в Европе. Позже к нему стали примериваться
страны, которые все свои экономические
успехи оценивают по американским или
европейским стандартам. На этом основании
и анализ среднего класса применительно
к любой стране целесообразно проводить
с учетом модели, принятой на Западе.
Критерии определения среднего класса
В самом обобщенном виде средний класс может быть определен следующими критериями:
1. Обычаи и традиции
страны
2. Образ жизни
3. Духовные ценности
4. Образование
5. Свобода: личная и потребительская
6. Собственность на средства производства
7. Величина и структура расходов
8. Доход / зарплата.
С точки зрения прагматичного
рыночного подхода интерес представляют
пятый и восьмой пункты. А именно, как потребительская
свобода связана с доходом или с зарплатой,
которую человек получает и имеет в своем
распоряжении. При этом следует учитывать,
что доход не определяет принадлежность
к среднему классу автоматически. Доход
является, условно говоря, входным билетом
в средний класс. Он выступает как необходимое
и в то же время достаточное условие для
того, чтобы попытаться присоединиться
к среднему классу. Другими словами, если
вы уже заработали необходимую сумму,
то это может послужить толчком, чтобы
начать учитывать и „примерять“ на себя
остальные пять, шесть или семь критериев
среднего класса, чтобы стать полноправным
его членом.
Средний
класс в развитых странах
Средний класс в США начинается от зарплаты хотя бы в 2 000 долларов в месяц или 1 000 — 1 400 долларов дохода на члена семьи. Ниже 500 долларов — бедность. Ниже 100 долларов — нищета. Аналогичные (± 20 процентов) показатели в Англии, Германии, Японии и других развитых странах.
Следует обратить внимание и на то, что зарплата в 2 000 долларов примерно соответствует уровню дохода от 1 200 до 1 500 долларов в месяц на человека, включая так называемых иждивенцев: детей, неработающих членов семьи и пр. Таким образом, доход в 1 000 долларов в месяц на человека является фактически средней цифрой для развитых стран. Она может быть и несколько выше, как в США — 1 400, в Великобритании — 1 200 — 1 400 или Германии — 1 200 — 1 300. В таких странах, как Португалия и Испания эта планка может опускаться до 750 — 800 долларов в месяц на человека, а в Дании или Швеции, наоборот, подниматься до 1 500 — 1 700 долларов. Такие колебания зависят и от налоговой системы, и от традиций ценообразования, и от социальной системы и других факторов (в том числе и от изменения курса валют).
Мы не располагаем достоверными данными о ценностных ориентациях белорусского среднего класса и близких нему социальных групп, поскольку в Беларуси, в отличие от соседних стран, такие социологические исследования до сих пор не проводились. Вместе с тем мы можем получить некоторые представления по этому вопросу, опираясь на экспертные мнения и используя данные опросов тех категорий респондентов, которых представляют среднеобеспеченные слои и обладают высшим или средним специальным образованием.
Различные опросы показывают, что свобода не является главной ценностью даже для белорусов с высшим образованием. Чаще ей предпочитают материальное благополучие. Эта ценность обычно занимает, наряду со здоровьем и семьей, первые позиции в иерархии ценностных ориентаций большинства белорусов. При этом, в отличие от «среднего» европейца, для которого свобода – это прежде всего возможность реализовать свои гражданские права и обязанности, в местных представлениях она трактуется как «возможность быть самому себе хозяином». Так же высоко ценятся справедливость и порядок.
Почти все понимают, что отстаивать свои интересы можно, только активно вступая за них в борьбу. Однако политику они для этого подходящим способом не считают – у подавляющего большинства белорусов господствует стойкое убеждение, что на процесс принятия решений они повлиять не смогут. Отсюда – низкая политическая активность и высокая степень индивидуального приспособления к существующей общественной системе.
Из приведенной таблицы 1 следует, что за последние 14 лет в системе ценностей белорусских средних слоев произошли заметные изменения: повысилась роль труда и образования и сократилась роль личных связей и нечестности. Однако следует помнить, что на 1993 г. пришелся пик системного кризиса, когда в условиях стремительной инфляции обесценивались не только деньги, но и образование и труд.
Сегодня, в отличие от бедных слоев общества, средние слои меньше верят, что успех приносит простое везение, и готовы упорно трудиться ради улучшения своей жизни. Труд они в два раза чаще называют в качестве источника богатства, чем везение, и в четыре раза чаще, чем нечестность. Однако все еще высоко в этих социальных группах ценятся личные связи, а везение называется несколько чаще, чем образование и талант.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Что чаще всего, по Вашему мнению, ведет к богатству?», *(не более трех ответов)
|
Источник: Национальные опросы НИСЭПИ / http://iiseps.org/poll.html
В иерархии самых важных человеческих качеств белорусский средний протокласс не оригинален: на первых позициях стоят профессионализм, честность, ответственность за себя и близких, а далее идут трудолюбие, предприимчивость, чувство собственного достоинства, чувство долга. В прочих массовых слоях профессионализм не находится в числе приоритетных ценностей, а лидируют честность, трудолюбие и ответственность.
Убеждения людей прямо влияют на их поведение и весь образ жизни. Представители среднего протокласса не склонны опускать руки, если им надо улучшить свою жизнь. Они активны и предприимчивы. При этом они скорее найдут сверхурочную работу, постараются получить доход с вложенного куда-то капитала или возьмут кредит, чем просто одолжат у знакомых деньги, займутся натуральным хозяйством или пойдут торговать на рынок.
Вместе
с тем по нашим и другим экспертным
оценкам, образ жизни, более-менее
соответствующий
Белорусский средний класс предпочитает вкладывать деньги в недвижимость, а потому кредиты на жилье являются среди этой категории населения достаточно популярными. Средние слои стараются строить или покупать в основном двухкомнатные квартиры, гораздо активнее прочих граждан пользуется платными медицинскими или другими социальными услугами, активно вкладывает средства в образование детей.
По наблюдениям специалистов в сфере автобизнеса, средний класс в основном ездит на машинах стоимостью 5-7 тыс. USD. Чаще всего это машины, «бывшие в употреблении» (возраст 8-10 лет). Поэтому в них не хотят вкладывать деньги, покатаются пару-тройку лет, а потом меняют. Свои квартиры и машины средний класс белорусов предпочитает страховать. Это говорит о том, что у многих людей есть не только деньги, но и развитая страховая культура, доверие страховым институтам и определенная уверенность в будущем. Популярны среди этих людей и вклады. Как правило, это суммы от 5 млн. бел. руб. и выше. Они являются более грамотным и в банковских вопросах: интересуются колебаниями курсов, сопоставляют политическую и экономическую ситуацию в стране и валютный рынок.
Уровень самоидентификации
Официальные социологи неоднократно заявляли, что более двух третей населения Беларуси относит себя к среднему классу. Этот вывод подтверждают данные, приведенные в табл. 2.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вам кажется, каков Ваш уровень дохода по сравнению с окружающими?»
|
Источник: Опрос Лаборатории «НОВАК» (ноябрь 2009 г.)
Феномен Беларуси в том и состоит, что основная масса населения относит себя к среднему классу, зарабатывая при этом не более 300 USD. Однако в данном случае на лицо подмена понятий – средний класс и человек, получающий среднюю заработную плату по стране, это вовсе не одно и тоже. Причем сколько бы белорусы ни зарабатывали (300, 500 или 1000 USD), большинство их них все равно будет считать это средним доходом, видимо сравнивая себя не с гипотетическим стандартом, а с неким средним уровнем дохода, характерным для его окружения. Согласно статистике, уровень доходов, например, в сельской местности в 3-5 раз ниже, чем, в Минске, однако белорусское население не чувствует подобных различий. «Средними» себя считают бедные и богатые, наемные работники и бизнесмены, сельские и городские жители, люди с начальным и высшим образованием.
Процесс самоидентификации среднего класса предполагает формирование у людей потребности в распространении лояльности и идентификации с ближайших групп (семья, коллектив, профессиональная группа) на более широкое социальное образование как единый класс и осознание самих себя в качестве этого класса и своих интересов и притязаний в отношении других групп и классов. Рост группового самосознания, в свою очередь, ведет к повышению уровня сплоченности, организованности, активности и становится фундаментом для появления разнообразных ассоциаций, ведущих к формированию гражданского общества.
Однако
в Беларуси при отнесении себя
к среднему классу граждане принимают
во внимание лишь один критерий – уровень
доходов, по которому, как уже было
показано, объективные данные чаще
всего расходятся с субъективными
самооценками. Остальные показатели,
позволяющие объединять различные
социальные группы в средний класс
(уровень образования и
В позициях так называемого «среднего» белоруса можно обнаружить множество логических противоречий: тоска по советскому прошлому и поддержка экономических реформ, потребность в «сильной руке» и уважение к демократическим свободам, признание открытости страны и ориентации на «особый путь». Белорусским социологам неоднократно приходилось отмечать, что видимая парадоксальность одновременного принятия одними и теми же людьми противоположных позиций – не исключение, а правило массового поведения. Отсюда чрезвычайно широкая, чуть ли не безграничная, адаптивность «среднемассового» человека к различным социальным и политическим условиям, что всегда было важнейшей предпосылкой его выживания.