Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:18, реферат
Чтобы определить, есть ли такая наука – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.
Наука – это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:
1. имеет цель,
2. конечный продукт,
3. методы и средства его получения,
4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов .
Организация открыта для всех, кто разделяет ее цели и миссию. Цели и миссия11. организации представлены на ее официальном сайте http://issa.fr.fm/. Ниже представлены некоторые из тем, которые обсуждаются на конференциях, проводимых ISSA:
Кроме перечисленных выше организаций существуют и центры, занимающиеся социологией спорта. Университет в Ватерлоо в Канаде (University of Waterloo in Canada). В Северной Америке несколько таких центров, Северо-Восточный Университет в Бостоне, Иллинойский Университет (University of Illinois), в Европе Лестерский Университет в Англии (Leicester University) , и University of Jyväskylä, Финляндия; в Азии Tsukuba University, Япония.
По большей части исследования ведутся небольшими группами ученых, иногда даже отдельными учеными. Однако образовано еще несколько новых центров таких, как University of Toronto в Канаде, Loughborough University в Англии и University of Otago в Новой Зеландии.
В сфере социологии спорта в настоящее время числятся 4 журнала. Эти журналы содержат статьи о спорте, написанные с точки зрения социологии.
Это
описание социологии спорта на Западе,
которая имеет все признаки институализации:
во-первых, регулярно издаются журналы,
написаны учебники и справочная литература,
во-вторых, разработаны учебные курсы
и программы, в-третьих, существуют организации
и отдельные специалисты, занимающиеся
социологией спорта.
Цели социологии спорта:
Социология спорта также занимается критической проверкой устоявшихся взглядов на роль и функции спорта в различных обществах. Пытаясь изменить привычные и считающиеся доказанными точки зрения на различные аспекты спорта, социология спорта стремится к выработке социологически и научно адекватных оценок, которые могут повлиять как на решения и действия людей, так и на политику органов власти или спортивных организаций.
Вместе с тем как в социологии спорта, так и в общей социологии существует несколько различных подходов к рассмотрению взаимосвязей между спортом и обществом. При этом в социологии спорта существуют некоторые принятые общие допущения. Например социологи спорта, рассматривая микро- или макро- аспекты спорта, часто стараются поместить свое исследование в более широкий культурный или структурный контекст.
В контексте спортивных наук социология спорта стремится к выработке знания, относящегося к 'развитию личности' как противоположности 'функциональной эффективности'. Это подразумевает критическую оценку стоимости, выгод, затрат и возможностей всех, вовлеченных в современный спорт, а не рассмотрение эффективности элитных спортсменов. Социологи исследуют спорт так, как они бы исследовали религию или медицину, - на предмет выявления аспектов общего состояния человека.
Таким
образом, социология спорта не только
дополняет общую социологию в
качестве дочернего вида исследований,
но и изменяет спортивный мир. Учитывая
это исследователи стараются развеивать
популярные мифы относительно спорта,
занимаются критической оценкой действий
наиболее влиятельных групп, вовлеченных
в спорт и формируют общественную политику
в отношении спорта.
Практическое
применение социологии
спорта
Таким образом, как было отмечено выше, социология спорта стремится дополнить наше понимание спорта, а также формировать общественное мнение и политику так, чтобы спортивная деятельность требовала меньше ресурсов, в том числе и человеческих. Социология спорта стремится достигнуть этой цели различными путями:
Со времени своего рождения и до сих пор российская социология спорта имеет полное название «Социология физической культуры и спорта», только иногда его сокращают и пишут «Социология спорта».
Развитие социологии физической культуры и спорта тесно связано с развитием физической культуры и спорта как явлений. В первой трети XX века наблюдалось относительно слабое развитие этих явлений, что выражалось в небольшом количестве участников.
Начиная с 1930 гг. физкультурно-спортивное движение формируется как массовое. Создаются нормативные основы, материальная база. Физическая культура и спорт постепенно охватывают все слои населения.
Начиная с 1960 гг. выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.А. Артемова, Т.И. Кукушкина, В.И. Жолдака, В.У. Агеевца, О.А. Мильштейна, И.В. Вишневского, Н.А.Понаморев, Л.Н. Нифонтовой, Т.Х. Титмы. Проводились также социологические исследования, в которых изучалось отношение населения к спорту. Надо отметить, что эти работы полностью пронизаны советской пропагандистской тематикой.
Так, например, в учебнике В.И. Жолдака «Социология физической культуры», переизданном в 2002 г. перечисляется на каких съездах КПСС приняты решения относительно физической культуры и спорта в советском союзе. А основная цель спорта – формирование гармонично-развивающейся личности.
Остановимся на том, как в настоящее время в России представлена социология спорта. Издается журнал «Теория и практика физической культуры», в котором печатают статьи не только по теории физической культуры, но и по другим отраслям, изучающим физкультурно-спортивную реальность, среди которых социология спорта. Примеры тем статей: Женщина и спорт: социальный аспект13, Спорт как социальное явление и фактор социализации личности14 и др. В этом журнале периодически печатают результаты социологических исследований, которые проводятся в сфере социология спорта.
Выше был упомянут учебник В.И. Жолдака, другой более современный учебник по социологии физической культуры и спорта написан Л.И. Лубышевой15, ей же разработан учебный курс по этому предмету.
По мнению Л.И. Лубышевой, социология физической культуры и спорта – это наука для спортсменов.
Каждому работающему в области физической культуры и спорта особенно необходимо не только знать способы, методы и формы спортивной тренировки и другие особенности профессиональной деятельности, но и разобраться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, общности и мировое сообщество.
Она (социология физической культур и спорта) позволяет получить представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которой трудно понять и объяснить их поведение.
Цель курса – сформулировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности физической культуры и спорта16.
Согласно учебнику, основные цели социологии физической культуры и спорта:
Основное место в науке занимают социологические исследования, именно они помогают в решении всевозможных проблем, которые только могут возникнуть в этой области.
Они позволяют выявлять влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а так же определять влияние данной сферы на общественную жизнь. Также они помогают анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать отношение к ней людей, их интересы, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.
Полученные (в социологических исследованиях) данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры по совершенствованию развития физической культуры и спорта и их положительного влияния на социальную жизнь людей17.
На
наш взгляд, нельзя всецело полагаться
на силу социологических исследований,
так как много зависит от того,
какие будут выдвинуты
В западных университетах существуют программы по социологии спорта и более широкие по социокультурным наукам, так в Университете Айовы предлагаются программы как для тех, кто имеет высшее образование, так и для тех, кто его еще не получил18, обычно площадками для преподавания выступают специализированные физкультурные факультеты, а также факультеты туризма и социологии. Социологию спорта преподают во многих университетах, программы варьируются в зависимости от профиля университета.
В
России социология спорта преподается
студентам физкультурных
Обратим
внимание, кто преподает социологию
спорта в России и на Западе. Что
неудивительно в основном, в своей
массе – это исследователи, специализирующиеся
в сфере физического
Кому нужны знания в сфере социологии спорта? На этот вопрос у российских и западных специалистов одинаковый ответ. Во-первых, данная наука ориентирована на тренеров. Тренеру в процессе работы со спортсменом приходится разрешать ситуации, которые имеют идеологическую, культурную, этическую и национальную природу. Физическая реальность уступает место социокультурной. Спортсмен – это прежде всего человек, который кроме своих физических, обладает уникальными социальными характеристиками20. Во-вторых, знания в этой области необходимы преподавателям физической культуры. Эти специалисты также должны учитывать социокультурные моменты в работе с учащимися. В отличие от тренеров, которые работают со спортсменами индивидуально или с небольшими группами спортсменов, учителя физкультуры должны уметь работать с большими группами, причем специфика работы учителя физкультуры состоит еще и в том, что в отличие от тех, кто пришел к тренеру и профессионально занимается спортом, не все ученики обычных школ заинтересованы заниматься физической культурой. В-третьих, данная сфера близка к деятельности специалистов, работающих на менеджерских позициях в спортивных организациях. Они должны учитывать кроме всего прочего социальную политику общества в области спорта.
Российская социология спорта тоже ориентирована на тех, кто занят в сфере спорта: будь то тренер, администратор или спортсмен. «Каждому работающему в области физической культуры и спорта особенно необходимо…разобраться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, общности и мировое сообщество»21.