Социология спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:18, реферат

Описание работы

Чтобы определить, есть ли такая наука – социология спорта, надо посмотреть отвечает ли она требованиям, которые предъявляются науке. В этой главе мы перечислим основные характеристики науки, и посмотрим описывают ли они социологию спорта.
Наука – это специфическая деятельность людей, а любая деятельность:
1. имеет цель,
2. конечный продукт,
3. методы и средства его получения,
4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов .

Работа содержит 1 файл

Социология спорта.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    Организация открыта для всех, кто разделяет  ее цели и миссию. Цели и миссия11. организации представлены на ее официальном сайте http://issa.fr.fm/. Ниже представлены некоторые из тем, которые обсуждаются на конференциях, проводимых ISSA:

  1. Пол,спорт и социология
  2. Спорт и СМИ
  3. Спорт и глобализация
  4. Спорт равенство и неравенство
  5. Спорт как социальный капитал
  6. Спорт, тело и вопросы здоровья
  7. Элитный спорт, олимпийский спорт и общество
  8. Спорт и вопросы, связанные с окружающей средой
  9. Этничность, расизм и спорт
  10. Спорт и национальная идентичность
  11. Социальная политика спорта и общество.
 

    Кроме перечисленных выше организаций  существуют и центры, занимающиеся социологией спорта. Университет в Ватерлоо в Канаде (University of Waterloo in Canada). В Северной Америке несколько таких центров, Северо-Восточный Университет в Бостоне, Иллинойский Университет (University of Illinois), в Европе Лестерский Университет в Англии (Leicester University) , и University of Jyväskylä, Финляндия; в Азии Tsukuba University, Япония.

    По  большей части исследования ведутся  небольшими группами ученых, иногда даже отдельными учеными. Однако образовано еще несколько новых центров  таких, как University of Toronto в Канаде, Loughborough University в Англии и University of Otago в Новой Зеландии.

    В сфере социологии спорта в настоящее  время числятся 4 журнала. Эти журналы содержат статьи о спорте, написанные с точки зрения социологии.

  1. International Review for the Sociology of Sport (IRSS),
  2. Sociology of Sport Journal (SSJ),
  3. Journal of Sport and Social Issues (JSSI),
  4. Culture, Sport, Society Leisure Studies;
  5. Japanese Journal of Sociology of Sport.
 

    Это описание социологии спорта на Западе, которая имеет все признаки институализации: во-первых, регулярно издаются журналы, написаны учебники и справочная литература, во-вторых, разработаны учебные курсы и программы, в-третьих, существуют организации и отдельные специалисты, занимающиеся социологией спорта. 

    Цели  социологии спорта: 

  • Изучение роли, функций и значения спорта для жизни людей и общества, которое они формируют (образуют);
  • Описание и объяснение появление и распространение спорта во времени и среди различных обществах;
  • Описание процесса социализации в условиях современного спорта, через спорт и вне спорта;
  • Изучение ценностей и норм доминирующих, появляющихся и других культур и субкультур в спорт;
  • Исследование как использование власти и стратифицирующая природа спорта создает дополнительные возможности и устанавливает  ограничения для включения в спорт и успешного участия в нем как участников, организаторов, так и зрителей;
  • Изучение путей изменения спорта в ответ на социальные изменения в обществе;
  • Содействие как пополнению базы знаний социологии, так и формированию политики, которая будет гарантировать, что мировой спорт будет оказывать все меньше и меньше негативного влияния на жизнь людей и природные ресурсы.

    Социология  спорта также занимается критической  проверкой устоявшихся взглядов на роль и функции спорта в различных обществах. Пытаясь изменить привычные и считающиеся доказанными точки зрения на различные аспекты спорта, социология спорта стремится к выработке социологически и научно адекватных оценок, которые могут повлиять как на решения и действия людей, так и на политику органов власти или спортивных организаций.

    Вместе  с тем как в социологии спорта, так и в общей социологии существует несколько различных подходов к  рассмотрению взаимосвязей между спортом  и обществом. При этом в социологии спорта существуют некоторые принятые общие допущения. Например социологи спорта, рассматривая микро- или макро- аспекты спорта, часто стараются поместить свое исследование в более широкий культурный или структурный контекст.

    В контексте спортивных наук социология спорта стремится к выработке знания, относящегося к 'развитию личности' как противоположности 'функциональной эффективности'. Это подразумевает критическую оценку стоимости, выгод, затрат и возможностей всех, вовлеченных в современный спорт, а не рассмотрение эффективности элитных спортсменов. Социологи исследуют спорт так, как они бы исследовали религию или медицину, - на предмет выявления аспектов общего состояния человека.

    Таким образом, социология спорта не только дополняет общую социологию в  качестве дочернего вида исследований, но и изменяет спортивный мир. Учитывая это исследователи стараются развеивать популярные мифы относительно спорта, занимаются критической оценкой действий наиболее влиятельных групп, вовлеченных в спорт и формируют общественную политику в отношении спорта. 

    Практическое  применение социологии спорта 

    Таким образом, как было отмечено выше, социология спорта стремится дополнить наше понимание спорта, а также формировать  общественное мнение и политику так, чтобы спортивная деятельность требовала  меньше ресурсов, в том числе и человеческих. Социология спорта стремится достигнуть этой цели различными путями:

  • осуществляя экспертную поддержку органов государственной власти, предоставляя отчеты и доклады по положению дел в социальной сфере,
  • заявляя о правах и социальной ответственности спортсмена,
  • проводя исследования для групп, стремящихся преодолеть неравенство по половому, классовому, этническому, возрастному признакам, учитывая при этом возможности доступа, ресурсы и статус.
  • пропагандируя развитие личности в противовес моделям спортивной эффективности, существующим в физическом образовании и спортивной науке,
  • поддерживая лучшее применение человеческих и природных ресурсов12.

1.3. Социология спорта в России

 
 

    Со  времени своего рождения и до сих  пор российская социология спорта имеет полное название «Социология физической культуры и спорта», только иногда его сокращают и пишут «Социология спорта».

    Развитие  социологии физической культуры и спорта тесно связано с развитием  физической культуры и спорта как  явлений. В первой трети XX века наблюдалось относительно слабое развитие этих явлений, что выражалось в небольшом количестве участников.

    Начиная с 1930 гг. физкультурно-спортивное движение формируется как массовое. Создаются  нормативные основы, материальная база. Физическая культура и спорт постепенно охватывают все слои населения.

    Начиная с 1960 гг. выходит ряд работ, посвященных  методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.А. Артемова, Т.И. Кукушкина, В.И. Жолдака, В.У. Агеевца, О.А. Мильштейна, И.В. Вишневского, Н.А.Понаморев,  Л.Н. Нифонтовой, Т.Х. Титмы. Проводились также социологические исследования, в которых изучалось отношение населения к спорту. Надо отметить, что эти работы полностью пронизаны советской пропагандистской тематикой.

    Так, например, в учебнике В.И. Жолдака  «Социология физической культуры», переизданном в 2002 г. перечисляется  на каких съездах КПСС приняты  решения относительно физической культуры и спорта в советском союзе. А  основная цель спорта – формирование гармонично-развивающейся личности.

  Социология спорта  в России в настоящее  время

 

    Остановимся на том, как в настоящее время  в России представлена социология спорта. Издается журнал «Теория и практика физической культуры», в котором  печатают статьи не только по теории физической культуры, но и по другим отраслям, изучающим физкультурно-спортивную реальность, среди которых социология спорта. Примеры тем статей: Женщина и спорт: социальный аспект13, Спорт как социальное явление и фактор социализации личности14 и др. В этом журнале периодически печатают результаты социологических исследований, которые проводятся в сфере социология спорта.

    Выше  был упомянут учебник В.И. Жолдака, другой более современный учебник по социологии физической культуры и спорта написан Л.И. Лубышевой15, ей же разработан учебный курс по этому предмету.

    По  мнению Л.И. Лубышевой, социология физической культуры и спорта – это наука для спортсменов.

    Каждому работающему в  области физической культуры и спорта особенно необходимо не только знать способы, методы и формы спортивной тренировки и другие особенности профессиональной деятельности, но и разобраться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, общности и мировое сообщество.

    Она (социология физической культур и спорта) позволяет получить представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которой трудно понять и объяснить их поведение.

    Цель  курса – сформулировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности физической культуры и спорта16.

    Согласно  учебнику, основные цели социологии физической культуры и спорта:

  1. Достижение массовости физкультурно-спортивного движения;
  2. Разрешение социальных проблем спорта.

    Основное место в науке занимают социологические исследования, именно они помогают в решении всевозможных проблем, которые только могут возникнуть в этой области.

    Они позволяют выявлять влияние различных  социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а так же определять влияние данной сферы на общественную жизнь. Также они помогают анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать отношение к ней людей, их интересы, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.

    Полученные (в социологических  исследованиях) данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные  меры по совершенствованию  развития физической культуры и спорта и их положительного влияния на социальную жизнь людей17.

    На  наш взгляд, нельзя всецело полагаться на силу социологических исследований, так как много зависит от того, какие будут выдвинуты гипотезы, какие в ходе исследования будут  поставлены задачи. Исследования помогают ответить на вопросы, которые уже содержат правильные варианты ответов. В следующей главе рассмотрим различия между темами и программами, которые  предлагаются российской и западной социологиями спорта.

1.4. Различия российской и западной социологии спорта

    В западных университетах существуют программы по социологии спорта и  более широкие по социокультурным  наукам, так в Университете Айовы  предлагаются программы как для  тех, кто имеет высшее образование, так и для тех, кто его еще  не получил18, обычно площадками для преподавания выступают специализированные физкультурные факультеты, а также факультеты туризма и социологии. Социологию спорта преподают во многих университетах, программы варьируются в зависимости от профиля университета.

    В России социология спорта преподается  студентам физкультурных факультетов  соответственно в физкультурных  вузах. В приложении представлена программа  по курсу социология физической культуры и спорта, который читается в Московской Государственной Академии Физической Культуры19.

    Обратим внимание, кто преподает социологию спорта в России и на Западе. Что  неудивительно в основном, в своей  массе – это исследователи, специализирующиеся в сфере физического воспитания.

    Кому  нужны знания в сфере социологии спорта? На этот вопрос у российских и западных специалистов одинаковый ответ. Во-первых, данная наука ориентирована на тренеров. Тренеру в процессе работы со спортсменом приходится разрешать ситуации, которые имеют идеологическую, культурную, этическую и национальную природу. Физическая реальность уступает место социокультурной. Спортсмен – это прежде всего человек, который кроме своих физических, обладает уникальными социальными характеристиками20. Во-вторых, знания в этой области необходимы преподавателям физической культуры. Эти специалисты также должны учитывать социокультурные моменты в работе с учащимися. В отличие от тренеров, которые работают со спортсменами индивидуально или с небольшими группами спортсменов, учителя физкультуры должны уметь работать с большими группами, причем специфика работы учителя физкультуры состоит еще и в том, что в отличие от тех, кто пришел к тренеру и профессионально занимается спортом, не все ученики обычных школ заинтересованы заниматься физической культурой. В-третьих, данная сфера близка к деятельности специалистов, работающих на менеджерских позициях в спортивных организациях. Они должны учитывать кроме всего прочего социальную политику общества в области спорта.

    Российская  социология спорта тоже ориентирована  на тех, кто занят в сфере спорта: будь то тренер, администратор или спортсмен. «Каждому работающему в области физической культуры и спорта особенно необходимо…разобраться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, общности и мировое сообщество»21.

Информация о работе Социология спорта