Социология социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В современном обществе возрастает значение социально-политической и социокультурной легитимации власти и рационализации всей сферы социального управления. Актуальность данной темы обусловлена тем, что управление в организациях - одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления.

Содержание

Введение

1. Предмет социологии управления.

1.1 Субъект и объект управления.

1.2 Задачи и функции социологии управления.

1.3 Современный этап в развитии мировой социологии управления.

1.4 Современный этап в развитии социологии управления в России.


2. Основные теории управления.

2.1. Теория рационализации Ф. Тейлора.

2.2. Административная теория А. Файоля.

2.3. Теория “человеческих отношений” Э. Мэйо.

2.4. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

соц.социального управления.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

 

2.3 Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо

 

 

В 30-е годы постепенно набирает силу, а затем становится господствующим направление в социологии организаций - «человеческие отношения», или «гуманистический вызов». «Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению».  Само название свидетельствует, что оно представляло собой альтернативу «классической теории». Основной вклад в развитие этого направления внесли Э.Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо).

 

Он считал, что эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего - малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот.

 

Индустриальное общество обезличивает людей, надо вернуть им самобытность, естественные обычаи и традиционные ценности. Это можно достичь, если перестроить производство под человека. Задача менеджмента состоит в том, чтобы огромные формальные структуры, этих бюрократических монстров, гоняющихся за материальной эффективностью, ограничить снизу и как-то обуздать неформальной организацией, построенной на принципах человеческой солидарности и гуманизма.

 

Отличительными чертами теории "человеческих отношений" являются:

 

- соединение формальной и неформальной структур власти;

 

- узкая специализация;

 

- широкое участие рядовых людей в управлении;

 

- внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворенность работой;

 

- преувеличение роли малой группы и солидарности.

 

Сторонники данного подхода, несмотря на различия между ними, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда - поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника.

 

2.4 Иерархическая теория потребностей А. Маслоу

 

 

Абрахам Маслоу первым осознал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения.

 

Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.

 

Физиологические и сексуальные потребности - это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т. д.

 

Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

 

Социальные потребности - это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии в совместной трудовой деятельности. Потребности в самоуважении, престижные - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

 

Личностные, духовные потребности - это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

 

Маслоу считал, что самоудовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен.

 

Достоинство концепции Маслоу в её «двигательной пружине» - принципе иерархии. Основными идеями которой являются:

 

- только неудовлетворённая потребность организует поведение индивида, заставляет его предпринимать действия, что бы удовлетворить потребность;

 

- интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом (чем ниже потребность, тем ниже её интенсивность). Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, после чего доминируют потребности следующего уровня - в безопасности и т. д.;

 

- низшие потребности независимы не только друг от друга (дыхание независимо от голода), но и от высших потребностей;

 

- высшие потребности зависят от низших;

 

- высшие потребности в отличие от низших никогда нельзя удовлетворять полностью, потому что человек постоянно совершенствуется, а это значит, что он стремится к лучшему удовлетворению тех же самых потребностей. Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются;

 

- с социальной точки зрения человека характеризуют высшие потребности;

 

- высшие потребности выступают средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени влияют на формирование личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы.

 

Управлению надо учиться. Научиться управлять - это значит овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению и развитию.

 

Избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае - если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки.

 

Это возможно сделать на основе осознания того факта, что в структуре научного знания социология управления существует в трех основных ипостасях.

 

Прежде всего она должна рассматриваться как особое направление теоретических и эмпирических исследований, сложившееся в рамках общей социологии и определившее в качестве сферы своих научных интересов процессы управления, как сложного многопланового социального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем в условиях определенной социальной среды. Социология управления изучает характеристики социальных отношений, возникающих в процессе управления функциональную и структурную стороны процесса управления, а также социальные характеристики участников управления, в том числе особенности социальной группы управленцев.

 

Во-вторых, социология управления - это специальная социологическая теория, возникшая на стыке социологии и управленческих наук. В этом смысле социология управления концентрирует свое внимание на социальной природе управления, социальных условиях его функционирования, структурных особенностях систем социальных отношений управления, природе человека, социальных группах и других социальных деятелях как объектах и субъектах управления, социальных и социокультурных средствах регуляции и контроля поведения социальных субъектов, социальных смыслах власти, феноменах господства и подчинения, социальных факторах управляемости систем и процессов, других проблемах управления коллективным целедостижением.

 

И, наконец, социология управления - это одна из составляющих современной теории социального управления.

 

При написании данного реферата цель была достигнута посредством решения выбранных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Андросова Л.А., Социология управления. - Пенза: ПГУ 2002.

 

2. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.

 

3. Граждан В.Д., Социология управления. - М.: Кнорус 2009. - 512 с.

 

4. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 272 с.

 

5. Иванов В.Н., Основы социального управления - М: Высшая школа 2001 - 220с.

 

6. Климентьев Д.С., Социология управления. - М.: МГУ 2008. - 210 с.

 

7. Кравченко А.И., Социология управления. Фундаментальный курс. - М.: Академический проект 2005 - 1136 с.

 

8. Ксенофонтов Х.З., Социология управления.: КноРус 2001. - 288 с.

 

9. Российская социологическая энциклопедия. - М.: Норма, 1998. - 672 с.



Информация о работе Социология социального управления