Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:50, реферат
В современном обществе возрастает значение социально-политической и социокультурной легитимации власти и рационализации всей сферы социального управления. Актуальность данной темы обусловлена тем, что управление в организациях - одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления.
Введение
1. Предмет социологии управления.
1.1 Субъект и объект управления.
1.2 Задачи и функции социологии управления.
1.3 Современный этап в развитии мировой социологии управления.
1.4 Современный этап в развитии социологии управления в России.
2. Основные теории управления.
2.1. Теория рационализации Ф. Тейлора.
2.2. Административная теория А. Файоля.
2.3. Теория “человеческих отношений” Э. Мэйо.
2.4. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.
Заключение
Список литературы
2.3 Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо
В 30-е годы постепенно набирает силу, а затем становится господствующим направление в социологии организаций - «человеческие отношения», или «гуманистический вызов». «Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению». Само название свидетельствует, что оно представляло собой альтернативу «классической теории». Основной вклад в развитие этого направления внесли Э.Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо).
Он считал, что эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего - малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом от узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот.
Индустриальное общество обезличивает людей, надо вернуть им самобытность, естественные обычаи и традиционные ценности. Это можно достичь, если перестроить производство под человека. Задача менеджмента состоит в том, чтобы огромные формальные структуры, этих бюрократических монстров, гоняющихся за материальной эффективностью, ограничить снизу и как-то обуздать неформальной организацией, построенной на принципах человеческой солидарности и гуманизма.
Отличительными чертами теории "человеческих отношений" являются:
- соединение формальной и неформальной структур власти;
- узкая специализация;
- широкое участие рядовых людей в управлении;
- внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворенность работой;
- преувеличение роли малой группы и солидарности.
Сторонники данного подхода, несмотря на различия между ними, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда - поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника.
2.4 Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
Абрахам Маслоу первым осознал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения.
Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.
Физиологические и сексуальные потребности - это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т. д.
Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.
Социальные потребности - это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии в совместной трудовой деятельности. Потребности в самоуважении, престижные - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.
Личностные, духовные потребности - это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.
Маслоу считал, что самоудовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен.
Достоинство концепции Маслоу в её «двигательной пружине» - принципе иерархии. Основными идеями которой являются:
- только неудовлетворённая потребность организует поведение индивида, заставляет его предпринимать действия, что бы удовлетворить потребность;
- интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом (чем ниже потребность, тем ниже её интенсивность). Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, после чего доминируют потребности следующего уровня - в безопасности и т. д.;
- низшие потребности независимы не только друг от друга (дыхание независимо от голода), но и от высших потребностей;
- высшие потребности зависят от низших;
- высшие потребности в отличие от низших никогда нельзя удовлетворять полностью, потому что человек постоянно совершенствуется, а это значит, что он стремится к лучшему удовлетворению тех же самых потребностей. Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются;
- с социальной точки зрения человека характеризуют высшие потребности;
- высшие потребности выступают средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени влияют на формирование личности человека.
Заключение
Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы.
Управлению надо учиться. Научиться управлять - это значит овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению и развитию.
Избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае - если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки.
Это возможно сделать на основе осознания того факта, что в структуре научного знания социология управления существует в трех основных ипостасях.
Прежде всего она должна рассматриваться как особое направление теоретических и эмпирических исследований, сложившееся в рамках общей социологии и определившее в качестве сферы своих научных интересов процессы управления, как сложного многопланового социального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем в условиях определенной социальной среды. Социология управления изучает характеристики социальных отношений, возникающих в процессе управления функциональную и структурную стороны процесса управления, а также социальные характеристики участников управления, в том числе особенности социальной группы управленцев.
Во-вторых, социология управления - это специальная социологическая теория, возникшая на стыке социологии и управленческих наук. В этом смысле социология управления концентрирует свое внимание на социальной природе управления, социальных условиях его функционирования, структурных особенностях систем социальных отношений управления, природе человека, социальных группах и других социальных деятелях как объектах и субъектах управления, социальных и социокультурных средствах регуляции и контроля поведения социальных субъектов, социальных смыслах власти, феноменах господства и подчинения, социальных факторах управляемости систем и процессов, других проблемах управления коллективным целедостижением.
И, наконец, социология управления - это одна из составляющих современной теории социального управления.
При написании данного реферата цель была достигнута посредством решения выбранных задач.
Список литературы
1. Андросова Л.А., Социология управления. - Пенза: ПГУ 2002.
2. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.
3. Граждан В.Д., Социология управления. - М.: Кнорус 2009. - 512 с.
4. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 272 с.
5. Иванов В.Н., Основы социального управления - М: Высшая школа 2001 - 220с.
6. Климентьев Д.С., Социология управления. - М.: МГУ 2008. - 210 с.
7. Кравченко А.И., Социология управления. Фундаментальный курс. - М.: Академический проект 2005 - 1136 с.
8. Ксенофонтов Х.З., Социология управления.: КноРус 2001. - 288 с.
9. Российская социологическая энциклопедия. - М.: Норма, 1998. - 672 с.