Социология социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В современном обществе возрастает значение социально-политической и социокультурной легитимации власти и рационализации всей сферы социального управления. Актуальность данной темы обусловлена тем, что управление в организациях - одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления.

Содержание

Введение

1. Предмет социологии управления.

1.1 Субъект и объект управления.

1.2 Задачи и функции социологии управления.

1.3 Современный этап в развитии мировой социологии управления.

1.4 Современный этап в развитии социологии управления в России.


2. Основные теории управления.

2.1. Теория рационализации Ф. Тейлора.

2.2. Административная теория А. Файоля.

2.3. Теория “человеческих отношений” Э. Мэйо.

2.4. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

соц.социального управления.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


« Общая социология »

 

Социология социального управления

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Предмет социологии управления.

 

1.1 Субъект и объект управления.

 

1.2 Задачи и функции социологии управления.

 

1.3 Современный этап в развитии мировой социологии управления.

 

1.4 Современный этап в развитии социологии управления в России.

 

 

2. Основные теории управления.

 

2.1. Теория рационализации Ф. Тейлора.

 

2.2. Административная теория А. Файоля.

 

2.3. Теория “человеческих отношений” Э. Мэйо.

 

2.4. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.

 

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обществе возрастает значение социально-политической и социокультурной легитимации власти и рационализации всей сферы социального управления. Актуальность данной темы обусловлена тем, что управление в организациях - одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации. О проблеме управления говорят следующие цифры: сейчас в США специалистов по управлению выпускают 1100 учебных заведений, из 650 школ бизнеса 1/3 дает дипломы “магистра деловой администрации” (высший управленческий титул), в 1986 году в США была выдано 71 тысяча дипломов по управлению (для сравнения, в том же году в Великобритании эта цифра равнялась 1,5 тысячи). Тем не менее, по опросам 500 руководителей крупнейших американских корпораций, 80 % недовольны подготовкой специалистов по управлению.

 

Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление.

 

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей современной социологии управления.

 

Наше общество находится на таком этапе развития, когда научное управление им на основе познания социальных закономерностей все больше становится сознательным процессом, что требует всестороннего изучения и совершенствования механизмов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет социологии управления

 

 

1.1 Предмет социологии управления

 

 

“Социология - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений”

 

Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.

 

Таким образом, социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

 

Социология управления - это отрасль общественного знания, предметом которой является изучение закономерностей, определяющих социальные предпосылки, содержание и результаты управления жизнедеятельностью общества и его важнейших сфер. Эти закономерности выявляются посредством анализа взаимосвязи управленческой деятельности и социальной реальности с учетом фактора времени. Таким образом, важнейшей предметной областью социологии управления является изучение взаимосвязи управленческой деятельности и социального контекста - социального пространства и времени.

 

Закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели. Социология управления изучает деятельности субъектов управления по разработке решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики и закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными.

 

Так же ее предметной областью является исторический взгляд на управление, на становление и развитие его форм - общинное самоуправление, государственное управление, сочетание государственного управления и форм общественного самоуправления. Социология управления изучает процесс отбора основополагающих идей (научных парадигм) управления, а также возможности применения тех или иных социологических концепций к изучению и объяснению изменения управленческой деятельности.

 

Часто эквивалентом термина “социология управления” употребляется термин “менеджмент”. Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. Она в большей степени, чем менеджмент, сориентирована на учет социокультурного и цивилизационного аспекта. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

 

В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

 

Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации, необходимая для осуществления управленческой деятельности.

 

1.2 Задачи и функции социологии управления

 

 

Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать основные задачи:

 

изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания; умение из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

 

Объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т. е. прогноз ее совершенствования; сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т. е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

 

Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них:

 

Познавательная.

 

Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и, его подсистем, организаций, групп и т. п.

 

Оценочная.

 

Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

 

Прогностическая.

 

Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т. е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

 

Образовательная (обучающая).

 

Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т. е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

 

Вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

1.3 Современный этап в развитии социологии управления в мире

 

 

В 60-70-х годах XX века в мировой управленческой мысли все более явственно на передовые позиции выходит системный подход в управлении, базирующийся на теории систем. Наиболее известными представителями этого направления являются Т. Парсонс и Р. Мертон, Дж. Форрестор, Р. Саймон, Л. Гьювик и другие. Л. Гьювик подчеркивает: управление все более становится искусством и одновременно наукой в силу того, что оно стремится на систематической основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества. «Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть управляемую ими организацию в единстве составляющих ее частей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и неразрывно пересекаются с внешним миром. Ведь все организации являются системами».

 

Системы чаще всего обладают подсистемами и в то же время выступают как составные части суперсистемы, они иерархичны. Например, университет имеет большое число подсистем - факультеты, отделения, курсы, кафедры, лаборатории и т. д., но в свою очередь, является частью более обширной системы - высшего образования, которое выступает по отношению к университету суперсистемой.

 

Управляющий является частью той системы, в которой он работает, но эта система включает в себя множество материально-технических, финансовых, социальных, психологических элементов. Направляя свои основные цели на работу с людьми, т. е. на социальные и психологические элементы системы, он одновременно постоянно взаимодействует с другими элементами, такими, в частности, как деньги, материалы, оборудование и т. д. Совершенно очевидно, что любой человек, интересующийся управлением, будь то администратор, теоретик или студент, не может не заметить, что управление имеет характер открытой системы, т. е. динамично взаимодействует с окружающей средой. «Ни цели, ни задачи, ни планы действий не могут ставиться и осуществляться в вакууме закрытой компании. Рынки товаров, услуг и знаний, правительственные учреждения, конкуренты, технология и многие другие элементы той среды, которая окружает данную организацию, влияют на цели и планы, способы и эффективность их реализации, и ими нельзя пренебречь. » Столь же очевидно, что ни один управляющий, обладающий даже незначительным опытом работы с людьми, не может проигнорировать то обстоятельство, что они являются продуктами своего социокультурного окружения и подвергаются его формирующему воздействию.

 

Конструктивная роль системного подхода к управлению, а также к любой управленческой проблеме как к системе заключается в том, что позволяет увидеть широкие возможности и перспективы, а также критические переменные и ограничения, особенности их взаимодействия друг с другом, заставляя ученых и практиков в конкретной области постоянно помнить, что нельзя подходить ни к одному элементу, явлению или к проблеме без учета их предыдущих и последующих взаимодействий с прочими элементами социотехнической системы.

 

Существенный вклад в развитие науки об управлении внесли разработчики теории иерархичных многоуровневых систем Н. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. Опираясь на принципы системного подхода, согласно которому ни одно действие не осуществляется в изоляции от других, они выделили три основных уровня функционирования управляющих систем:

 

1) одноуровневые и одноцелевые управляющие системы;

 

2) одноуровневые многоцелевые;

 

3) многоуровневые многоцелевые управляющие системы.

 

Из них наиболее сложными являются многоуровневые и многоцелевые системы. Они представляют собой иерархические управленческие системы, каждая из которых включает ряд или множество структурных компонентов и соответствующих уровней управления. Такая система (например, крупная фирма, корпорация и т. п.) обычно имеет настолько большой объем управленческой деятельности, что она должна быть распределена как по содержанию, так и по уровням управления. Одна из форм распределения управленческой деятельности носит «горизонтальный характер, при котором осуществляется расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. » Например, во главе крупной фирмы действует президент, а ему подчинены директор по производству, директор по маркетингу, финансовый директор и т. п., каждый из которых осуществляет различные по содержанию управленческие функции, но на одном уровне (по объему прав, ответственности, средствам распорядительности и т. п.) управления.

 

Однако для успешного функционирования крупного предприятия, фирмы горизонтальная управленческая деятельность должна быть дополнена вертикальной дифференциацией. Сущность ее заключается в том, что некоторым руководителям высшего управленческого уровня приходится координировать работу других руководителей, находящихся на более низких уровнях управления, тем - руководителей еще более низкого иерархического уровня управления, пока, наконец, распределение управленческих функций не дойдет до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - исполнителей, людей, физически производящих определенную продукцию; рабочих: литейщиков, станочников, ремонтников и т. д. Такое вертикальное разветвление управленческого труда образует определенную, иногда весьма сложную иерархизированную систему уровней управления в сложных многоуровневых и многоцелевых социальных системах.

Информация о работе Социология социального управления