Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:09, контрольная работа
На протяжении столетий семья является самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством, с помощью которого сохраняется и передается культура народа. Как пишет известный историк Б.Н. Миронов, «история материализуется в национальных традициях и стереотипах поведения.
характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и
взаимопомощь. Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные
функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее
жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы. Главная
функция семьи - социализация ребенка, формирование его личности. Отношения детей и
родителей в последние десятилетия начинают определяться глубиной и привязанностьюдруг к другу, так как для большинства людей дети становятся одной из главных ценностей.
Однако это
усложняет отношения в
меняются привычные позиции родителей. Отец в большей части перестал быть
экономическим главой семьи, часто эту функцию выполняет мать, не работает, как было
ранее, авторитет родительской власти. На смену ему приходит авторитет личности
родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители, имеют возможность
проводить большую часть времени вне семьи, т.е. в других сферах жизнедеятельности.
Отсюда мы делаем вывод, что в нынешней семье развиваются процессы кризисных явлений,
которые требуют
осмысления и принятия специальных
мер.
3.Практическое задание
Я думаю, что частично можно согласиться
с заключением авторов, что семья постепенно
трансформируется от социального института
к товариществу. С переходом к постиндустриальному
обществу меняется и семья.
Во-первых, резко возрастает экономическая
независимость женщины. Количество "чисто
мужских" рабочих мест сокращается,
а "универсальных" - растет. Это связано
с развитием сферы услуг и с "машинизацией"
и автоматизацией производства: мужская
сила больше не нужна.
Во-вторых, рост экономической независимости
женщин привел к уменьшению зависимости
от мужчин и, как следствие, к раскрепощению
женщины, в том числе сексуальному. В этом
многие исследователи видят причины "сексуальной
революции". Таким образом, в постиндустриальном
обществе институт брака постепенно теряет
функцию регулирования сексуальных отношений,
иными словами, теряет монополию на секс.
Сначала был легитимизирован добрачный
секс; в настоящее время идет легитимизация
внебрачного секса через институт свингерства
(когда супруги вступают в контролируемые
сексуальные отношения с другими партнерами
с согласия друг друга). Иными словами,
если идустриальная семья раскрепостила
чувства (сделала их "личным делом",
не подлежащим "родственному" и общественному
контролю), то постиндустриальная делает
тоже самое и с чисто сексуальной сферой.
В-третьих, потеря мужчиной и женщиной
прежних жестко очерченных ролей подтачивает
классическую концепцию брака, как союза
мужчины и женщины. Обретение женщиной
экономической независимости позволило
массово появиться неполным семьям, а
также "динамичным семьям" (когда
супруги легко расстаются и подыскивают
новых; некоторые уже рассматривают смену
супруга как должное - по типу того, что
нельзя всю жизнь работать на одном месте
работы). Получают распространение и во
многих странах становятся законными
гомосексуальные браки.
Все эти сдвиги, конечно, идут медленно
- в течение нескольких поколений - но тенденция
налицо. Одно из главных препятствий на
пути этого процесса лежит в чисто биологической
области. Рожать детей могут только женщины,
что не позволяет полностью отказаться
от разделения ролей по половому признаку.
Однако, вероятно, прогресс биотехнологий
в обозримом будущем позволит решить эту
проблему.
Каковы последствия подобных изменений
для эволюции семьи? На этот счет мы пока
можем строить лишь предположения. Существующая
тенденция говорит о том, что семья постепенно
теряет те функции, которые не связаны
с воспитанием детей. Сначала была потеряна
функция "экономической ячейки",
теперь теряется сексуальная функция.
Можно предположить, что семья будущего
будет состоять из нескольких единомышленников
(любого пола), объединенных лишь общими
интересами и совместно воспитывающих
детей (возможно, с привлечением профессионального
воспитателя: семья из 4-5 взрослых вполне
сможет себе это позволить).
Вряд ли эволюция семьи будет идти безболезненно.
Как и любой переход от старого к новому,
поначалу это вызовет и негативные эффекты
(точно также, как при переходе от традиционной
к нуклеарной семье). Появятся дезориентированные
маргиналы, снимающие с себя всякую ответственность
за семью и детей. Но постепенно с выработкой
новых рациональных правил ситуация стабилизируется.
Не исключено, что семьи нового типа будут
более крепкими и ответственными, чем
нынешние семьи переходного периода.
Если немного отвлечься и пофантазировать,
то можно получить следующую картину.
Брак, лишенный монополии на "законный
секс", сохранит лишь функцию воспитания
детей. Т.е. семья изначально будет создаваться
с этой целью - воспитания детей (при этом,
естественно, совсем не обязательно, чтобы
дети были единокровными для каждого родителя).
Таким образом, отпадет масса причин для
развода.
Заключение
2008 год официально был объявлен в России
годом семьи. Это является очевидным свидетельством
заботы государственной власти о возрождении
семейных ценностей и о преодолении демографического
кризиса — а он поразил не только Россию,
но и ряд других стран. Сегодня, к сожалению,
во всем мире наблюдается девальвация
института семьи. Снижается число браков,
увеличивается число «неполных семей».
Все больше людей воспринимает как нормальное
явление случайные связи. Огромное количество
разводов происходит уже в первые годы
после создания семьи, и в результате значительная
часть детей живет без отцов.
Большой проблемой стало массовое распространение
сожительства без заключения брака, а
значит, без малейшей ответственности
друг перед другом и перед будущими детьми,
рождение которых обычно и не предполагается
в таких союзах, почти никогда не бывающих
прочными. Нам нужно решительно противостоять
попыткам размыть понятие семьи, которая
может быть только законным союзом мужчины
и женщины, создающим достойные условия
для воспитания детей. Нельзя не упомянуть
о проблеме абортов, число которых до сих
пор чрезвычайно велико- аборт является
убийством и подлежит нравственному осуждению
как тяжкий грех. Вопросы семьи и брака
тесно переплетены с демографической
проблемой. Государственные власти предприняли
серьезные усилия для ее разрешения. Однако
становится все более очевидным, что попытки
преодолеть демографический кризис только
экономическими средствами, без учета
духовной составляющей, обречены на провал.
Ведь причины кризиса — не в кошельках,
а в душах людей, и не случайно верующие
люди имеют больше детей при одинаковых
с неверующими экономических условиях.
В бедных, но сохранивших религиозную
традицию странах демографических проблем
не возникает. И выход из демографического
кризиса нам следует искать прежде всего
в духовно-нравственном преображении
личности и общества.
Список литературы
1. Власюк, И.В. Кризис современной семьи как социально-педагогическая
проблема / И.В. Власюк // Здоровье семьи – XXI: Материалы IX Международной
конференции. – 28 апреля – 8 мая 2005. – г. Далянь, Китай. – 58-61 с.
2. Дармодехин, С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию
государственной семейной политики / С.В. Дармодехин // Аналит. Вестн. Сер. «Основные
проблемы социального развития России». №74. – М. : Аналит. Упр. Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания РФ, 2004.
3. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : «Фирма «Издательство», 1999.
4. Тумусов, Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация / Ф.С. Тумусов //
Вопросы философии. – №12 – 2002. С. 156.
5. О положении семей в Российской Федерации / С.В. Дармодехин,
О.И. Волжина, Г.В. Сабитова и др.; Под ред акад. РАО, проф. С.В. Дармодехина. – М. :
ГосНИИ семьи и
воспитания, 2005 – 208
1. Борисов В.А. Деградация института семьи
// Семья в России. – 1995.-№1-2.
2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций:
Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону,
2006.
3. Гурко Т.А. Трансформация института современной
семьи // Социологические исследования.-1995.
- № 10
4. Зритнева Е.И. Социология семьи: Учебное
пособие. - М., 2006.
5. Исаев Б.А. Социология: Краткий курс.-
СПб, 2007.
6. Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.,
2004.
7. Кризис и депопуляризация в России («Круглый
стол») // Социологические исследования.
– 1999. – № 11.
8. Кузьмин А.И. Концептуальные подходы
к исследованиям жизни деятельности семьи
// Семья в России. – 1996. - №1.
9. Социология: Учебник для вузов / Под ред.
Проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд.–М., 2004.
10. Фролов С.С.Социология: Учебник для вузов.
– М., 2007.