Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).
В-девятых,
переход от традиционной культуры с
жестким табу на применение контрацепции
(для компенсации высокой
Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).
Сегодня к числу акутальных проблем можно отнести также:
· проблему ранних браков, составляющих категорию риска;
· внебрачные дети (1/3);
· отказ от детей (типично для 16-17 летних);
· патологии.
Рост
числа разводов - черта техногенных
цивилизаций (экономическая
Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты:
· психофизиологический;
· психологический;
· социально-ролевой;
· духовный.
К числу причин могут быть отнесены:
· ранний возраст вступления в брак;
· разность в возрасте;
· алкоголизм, наркомания;
· уровень образования;
· несогласие родителей;
·
брак по принуждению.
Социологические
проблемы межличностных
отношений в семье
Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие взаимоотношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.
Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека.
Если учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа (1).
Процесс взросления человека окончательно завершается примерно к тридцати годам, с этого времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также система личностных ценностей и взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению.
Социализация на ранних этапах становления и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.
Арсенал
способов и средств социализации
на стадии детства небольшой, хотя это
активный период. Эго - имитация, то есть
сознательное стремление ребенка копировать
определенную модель поведения; идентификация
как способ усвоения детьми родительского
поведения, социальных установок и ценностей
как своих собственных.
По мнению 3.Фрейда, новорожденный является
еще беспомощным существом с неуправляемой
энергией. Ребенок должен знать о том,
что его потребности и желания не могут
быть удовлетворены сию же минуту. Для
него это болезненный факт. В этот период
родители замечают, что у ребенка появляются
эротические черты; он отличает себя от
представителей противоположного пола,
а также наблюдает за взаимоотношениями
отца и матери. По мнению Фрейда важно,
чтобы в этот период у него не сформировался
"эдипов комплекс" - эротическое чувство
к матери и антагонизм по отношению к отцу.
Ребенок обычно подавляет эти чувства
на уровне бессознательного. Это важная
стадия формирования личности (2).
Джорд
Гербет Мид в своей теории личности
главное внимание уделяет тому, как
дети учатся использовать понятия "я"
и "мы". С его точки зрения,
дети младшего возраста развиваются
прежде всего как социальные существа
за счет имитации действия взрослых. Он
полагает, что игра является одним из основных
способов социализации ребенка. В игре
дети подражают взрослым, переходя от
простых имитационных действий ко все
более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают
уже играть роли взрослых. Именно на этой
стадии ребенок осознает себя, отличает
себя от других, свое "я" от "мы".
"Я" - несоциализированный младенец
со спонтанными желаниями, а "мы"
означает "социальное я" (3).
Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.
И здесь отношения родителей к своим детям являются как бы распределительным пунктом, развивающим одни и подавляющим иные способности, возможности.
Семья
может не выполнять свою социализационную,
социокультурную функцию в силу
очень низкого культурного
Переходное
общество, в котором мы живем, характеризуется
тем, что в нем численно увеличивается
число таких семей, которые не
выполняют свои социокультурные функции.
Сегодня при рассмотрении социализации
детей в семье необходимо учитывать соотношение
семьи со внесемейными институтами
социализации. Долгие годы в нашей стране
признавался безусловный авторитет общественного
восприятия, отрицающий семейную собственность,
наследство, быт, стабильность отношений.
С выделением различных структурных семейных типов в новой ситуации можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены).
Н.А.Аитовым в "Моей социальной философии" приводятся такие статистические данные, что удельный вес детей "рожденных женщинами, не состоящими в браке, в 1980 году составлял 8,8 %, а в 1985 - 9,1~о, в 1988 году - 10,2 % всех рожденных детей (4). По данным выборочной переписи 1994 года в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были "неполными", преимущественно материнскими (5).
Растет и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения числа разводов и внебрачных рождений в РФ 19,6% всех детей в 1994 году рождены вне брака. За последнее время в Казахстане возросло количество неполных семей, возникновению которых способствует расторжение брака, при котором практически дети после развода остаются с матерью. Также увеличивается число неполных семей за счет внебрачной рождаемости, 10% женщин решились родить ребенка, тем самым биологического отца ребенка принуждая к браку.
Наибольшее число разводов приходится на 1994г.: на семьи с одним ребенком - 38,9% от общего числа разводов, 37,2% - на семьи, где отсутствуют общие дети, 23,9% - распались браки с двумя и более детьми (б).
Надо отметить, что многие отцы не поддерживают никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими (мы уже не говорим здесь об отцах-донорах, которые пока не получили распространение у нас). Как результат снижения рождаемости, увеличивается число однодетных родителей.
В
то же время некоторые матери и отцы сознательно
ориентированы на большое число детей.
Особенно много таких семей в Казахстане
в сельской местности (7).
В таких семьях из поколения в поколение
передаются семейные традиции, ценности.
Здесь ролевые обязанности воспитателя
практически равномерно распределены
между всеми членами -представителями
разных поколений. Младшие дети ухаживают
за еще более юными членами семьи,
подростки трудятся в хозяйстве, обучаются
тем или иным навыкам, знаниям по хозяйству.
Это вовсе не формальный институт семейных
отношений, а своеобразная школа передачи
знаний, жизненного опыта. В таких формах воспитания детей и
происходит общение между поколениями.