Социология семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

   В-седьмых, от развода по инициативе мужа в  связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

   В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).

   В-девятых, переход от традиционной культуры с  жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству  в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).

   Своеобразной  квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений  является, в-десятых, переход от эры  стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).

   Сегодня к числу акутальных проблем можно  отнести также:

   ·  проблему ранних браков, составляющих категорию риска;

   ·  внебрачные дети (1/3);

   ·  отказ от детей (типично для 16-17 летних);

   ·  патологии.

   Рост  числа разводов - черта техногенных  цивилизаций (экономическая самостоятельность  женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...).

   Специалисты выделяют несколько уровней, на которых  возникают конфликты:

   ·  психофизиологический;

   ·  психологический;

   ·  социально-ролевой;

   ·  духовный.

   К числу причин могут быть отнесены:

   ·  ранний возраст вступления в брак;

   ·  разность в возрасте;

   ·  алкоголизм, наркомания;

   ·  уровень образования;

   ·  несогласие родителей;

   ·  брак по принуждению.  
 
Социологические проблемы межличностных отношений в семье

   Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие взаимоотношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.

   Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека.

   Если  учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа (1).

   Процесс взросления человека окончательно завершается  примерно к тридцати годам, с этого  времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также  система личностных ценностей и  взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению.

   Социализация  на ранних этапах становления и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

   Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя это  активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация  как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных. 
По мнению 3.Фрейда, новорожденный является еще беспомощным существом с неуправляемой энергией. Ребенок должен знать о том, что его потребности и желания не могут быть удовлетворены сию же минуту. Для него это болезненный факт. В этот период родители замечают, что у ребенка появляются эротические черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался "эдипов комплекс" - эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности (2).

   Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как  дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются  прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы". 
"Я" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" (3).

   Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.

   И здесь отношения родителей к  своим детям являются как бы распределительным пунктом, развивающим одни и подавляющим иные способности, возможности.

   Семья может не выполнять свою социализационную, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня и нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь и т.д.

   Переходное  общество, в котором мы живем, характеризуется  тем, что в нем численно увеличивается  число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции. 
Сегодня при рассмотрении социализации детей в семье необходимо учитывать соотношение семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.

   С выделением различных структурных  семейных типов в новой ситуации можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены).

   Н.А.Аитовым  в "Моей социальной философии" приводятся такие статистические данные, что удельный вес детей "рожденных женщинами, не состоящими в браке, в 1980 году составлял 8,8 %, а в 1985 - 9,1~о, в 1988 году - 10,2 % всех рожденных детей (4). По данным выборочной переписи 1994 года в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были "неполными", преимущественно материнскими (5).

   Растет  и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения числа разводов и внебрачных рождений в РФ 19,6% всех детей в 1994 году рождены вне брака. За последнее время в Казахстане возросло количество неполных семей, возникновению которых способствует расторжение брака, при котором практически дети после развода остаются с матерью. Также увеличивается число неполных семей за счет внебрачной рождаемости, 10% женщин решились родить ребенка, тем самым биологического отца ребенка принуждая к браку.

   Наибольшее  число разводов приходится на 1994г.: на семьи с одним ребенком - 38,9% от общего числа разводов, 37,2% - на семьи, где отсутствуют общие дети, 23,9% - распались браки с двумя и более детьми (б).

   Надо  отметить, что многие отцы не поддерживают никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими (мы уже не говорим здесь об отцах-донорах, которые пока не получили распространение у нас). Как результат снижения рождаемости, увеличивается число однодетных родителей.

   В то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей. Особенно много таких семей в Казахстане в сельской местности (7). 
В таких семьях из поколения в поколение передаются семейные традиции, ценности. Здесь ролевые обязанности воспитателя практически равномерно распределены между всеми членами -представителями разных поколений. Младшие дети ухаживают за еще более юными членами семьи, подростки трудятся в хозяйстве, обучаются тем или иным навыкам, знаниям по хозяйству. Это вовсе не формальный институт семейных отношений, а своеобразная школа передачи знаний, жизненного опыта. В таких
формах воспитания детей и происходит общение между поколениями. 

Информация о работе Социология семьи и брака