Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Социология семьи и брака
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья
как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности
и образует базовые предусловия функционирования
социума путем физического и социокультурного
замещения поколений благодаря рождению
детей и поддержанию существования всех
членов семьи. Без этого воспроизводс
тва населения и социализации потомства
невозможно восполнение всех социальных
образований, обеспечение социальной
жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций
семьи не есть следствие каких - либо
биологических регуляторов или механизмов,
а представляет собой результат специфических
социальных процессов, происходящих в
широком социальном контексте. Семья включает
в себя разнородные компоненты, связанные
с физиологическими процессами, с психологической
динамикой взаимоотношений, с нормами
и ценностями культуры, с экономическими
условиями рынка и производства, с демографическими
изменениями, с институтами армии, церкви,
здравоохранения, правительственного
управления и с историческими трансформациями
в целом.
В
связи с этим можно напомнить
знаменитое отступление от марксизма
одного из его основоположников Ф. Энгельса,
который считал, что определяющим моментом
в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны,
и с другой - семьи.
Разрушение крестьянского семейного хозяйства,
семейная дезорганизация и крах родительского
влияния на детей в городах сыграли, думается,
не последнюю роль в кризисе нашего общества.
Втягивание в сферу наемного труда на
государственные предприятия поголовно
всех женщин и мужчин трудоспособного
возраста, ликвидация всех форм частного
семейного производства и превращение
семьи в ячейку бытового самообслуживания
обескровило экономику страны, разрушило
преемственность семейных поколений и
низвело социализацию детей до элементарных
контактов по поводу физиологического
цикла жизни.
Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи.
В социологии с ее специфическим
подходом к изучению социального мира
через взаимосвязь личного и общественного
это осмысление осуществляется сквозь
призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям
личности и, наоборот, личности к интересам
общества зависит от обоюдного учета ими
потребностей семьи как целого. Исследование
посреднической роли семьи и образует
специфику социологического подхода к
изучению семьи.
Основные
социологические аспекты
изучения семьи
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение
особенностей семьи как института
и как группы позволяет рассматривать
осуществление посреднической роли, так
сказать, на макро - и микроуровнях анализа.
Но это не означает вовсе удвоения предмета
- это разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как социально-психологической
группы взаимосвязь личности и общества
рассматривается на уровне первичных,
межличностных отношений.
Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.
В
наибольшей мере развитию этой традиции
способствовали взгляды Э.
Берджесса на семью как "единство
взаимодействующих личностей". Изучение
семьи как социального института в своем
развитии показало от ударения на эволюцию,
происхождение семьи к интересу в
области функций. В свою очередь, институционально-
В
отечественной и зарубежной социологии
постоянно предпринимаются
Среди социологов, пытавшихся совместить
"макроанализ" и "микроанализ"
семьи, надо назвать прежде всего Т.
Парсонса и К. Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений.
Причем
распад ценностной системы, поддерживавший
расширенную семью, не означает автоматического
появления в нуклеарной семье
такой "взаимной привязанности",
которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить
общественно-значимые функции по воспроизводству
населения и социализации новых поколений.
Определение
семьи
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.
Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.
Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.
Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.
Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством.
Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.
Данное
уточнение связано с тем, что
в последние годы как в общественном
мнении, так и в социологии семьи (и на Западе,
и в нашей стране) стала заметной склонность
сводить суть семьи к любому из трех
отношений, чаще всего - к супружеству
и даже партнерству. Не случайно в американской
энциклопедии брака и семьи Марвина
Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен
"альтернативным формам" семьи,
т. е. тому, что точнее можно называть семейными
группами, хотя фактически эти главы относятся
к супружеству, скорее даже партнерству
или сожительству.
Функции семьи
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.